Конспект урока и презентация по математике "Вычитание числа из суммы""
методическая разработка по математике (2 класс) на тему

Лобановская Наталья Владимировна
Ввести правило вычитания числа из суммы и способ его использования для рационализации вычислений; тренировать умение выбирать удобный способ вычитания числа из суммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока30.1 КБ
Файл презентация252.84 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:     Лобановская Наталья Владимировна

Место работы, должность:  МБОУ СОШ № 8, учитель начальных классов

Класс:      2 

УМК:       Перспектива

Предмет: Математика

Тема урока: Вычитание числа из суммы

Цель урока: Ввести правило вычитания числа из суммы и способ его использования для рационализации вычислений; тренировать умение выбирать удобный способ вычитания числа из суммы.

Задачи урока: создать условия для формирования умения вычитать число из суммы; способствовать развитию математической речи, памяти, логического мышления; воспитанию интереса к изучению математики.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся вычитать число из суммы, использовать схемы и правило при вычитаниях и    рассуждениях;                                                              

Метапредметные:

Личностные: ученик научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи сверстникам,  понимать роль знаний в жизни каждого человека; иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные: ученик научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

Коммуникативные: ученик научится или получит возможность научиться сотрудничать с соседом по парте, работать в группах соблюдая общепринятые правила общения и взаимодействия; формулировать  собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания;

Познавательные: ученик научится или получит возможность научиться подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков, выполнять задания с использованием материальных объектов, строить объяснение в устной форме по предложенному плану, выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемые учебники:  Математика «Учусь учиться»; 2 класс, в 3 частях , Л.Г. Петерсон, -М.:Ювента,2013.

Используемая методическая литература: 

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /под ред.А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2011

Технологическая карта урока

Этап урока

 Поставленная цель каждого этапа

                 Содержание

Оборуд

Формирование  УУД

1.Этапы мотивации к учебной деятельности

 

 

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

 

Учитель:

   Все расселись по местам, никому не тесно,
   По секрету скажу вам: «Будет интересно!»

   Сегодня на уроке нам необходимы старание и терпение, чтоб показать гостям своё умение.

Девиз нашего урока «Умеешь сам – научи другого»

1 слайд

Регулятивные - обеспечение учащимся организации их учебной деятельности;

- эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Личностные

- адекватная мотивация учебной деятельности.

2.Этап актуализация и пробного учебного действия

 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 

1.        Составьте выражения                            

-К сумме чисел 13 и 19 прибавить 17

-К 22 прибавить сумму чисел 67 и 8

-Из числа 92 вычесть сумму 2 и 6

-Из суммы чисел 48 и 37 вычесть 27

Структура РАУНД ТЭЙБЛ

(13+19)+17                                                                      

 22+(67+8)

 92-(2+6)

 (48+37)-27

проверка по эталону

2 слайд

3 слайд

Коммуникативные

умение выражать свои мысли  полно и точно;

разрешение конфликтов.

Познавательные 

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

выделение познавательной цели;

выбор наиболее эффективного способа решения.

 Личностные

формировать личностный смысл учения;

испытывать этические чувства (стыда, вины, совести) на основании анализа простых ситуаций;

 развивать       навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;

проявлять эмоционально-положительное отношения к предмету.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

Цель: создание условия для выявления и фиксирования  во внешней речи причину затруднения.

Данный этап предполагает:

 1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

 Решите эти выражения удобным способом                    

                                                                                   Проверка по эталону

Какое выражение вызвало затруднение?  (48+37)-27

 Прочитайте это выражение математическим языком

(из суммы чисел48 и 37 вычесть 27)

- какое это выражение? (Числовое)

- попробуйте в группе это числовое выражение записать буквами.

(а+в)-с                                                                                 Проверка по эталону 

Постановка проблемы.

- Какую цель вы ставите перед собой на уроке? (Нам необходимо узнать, как правильно нужно вычитать число из суммы.)

-Что нужно провести, чтобы разобраться в этом вопросе? (Исследование.)

-Тогда начнём. Исследовать – это значит понять, установить. Предлагаю превратить наш класс в научно-исследовательскую лабораторию. Каждый из нас – сотрудник этой лаборатории, учёный-исследователь.

4 слайд

5 слайд

6 слайд

Регулятивные

контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Цель:  создание условия для проявления  познавательной инициативы,

подвести учащихся под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков.

Данный этап предполагает:

1) в коммуникативной форме учащиеся обдумывают проект будущих учебных действий,

2) ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

 

Работа над задачей

В одном мешке 45 кг картошки, а в другом – 35 кг. Из мешков отсыпали 25 кг картошки. Сколько кг картошки осталось?

- заполните схему к задаче?   (работа фронтальная)

- Выбор решения .Кто правильно решил задачу?

М.   (45+35)-25

Б.    (45-25)+ 35

С.     (35-25)+45                                                                   Работа в группе

- Объясните, кто как рассуждал при выборе решения?

Сколько кг картошки осталось? (55)

Вывод : задачу все решили правильно.

Постарайтесь записать решения задачу буквенными выражениями

если  а=45,  в=35,  с=25

(а + в)  - с        (а – с) + в         (в – с)+ а                                              Проверка по эталону

А можно ли поставить знак    =

между этими выражениями?

Попытайтесь сделать вывод по теме урока.

Как же можно вычесть число из суммы?

 Откройте учебник на странице31. Сравните свой вывод  с учебником

7 слайд

8 слайд

9 слайд

Познавательные  :

ориентироваться в учебнике;

определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;

Коммуникативные УУД:

понимать важность коллективной работы;

принимать участие в коллективных работах,

Регулятивные

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

Личностные

 проявлять эмоционально-положительное отношения к предмету.

 5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:  закрепить новый способ действия с проговариванием алгоритма решения вслух.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух

С партнёром по плечу решите 2 примера с комментированием.

(43+36)- 16            (89+23)- 79

Проверка с партнёром по лицу

Структура РЕЛЛИ ТЕЙБЛ

10 слайд

Познавательные 

проводить                                           сравнение,  выбирая наиболее эффективный способ решения;

 строить логическую цепь рассуждений;

  выделение познавательной цели

6 Включение в систему знаний и повторение.

 

Цель: автоматизирование умственных действий по изученным нормам; подготовить учащихся к введению в будущем новых норм.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Самостоятельная работа

- Выберите для себя 1 пример и решите его удобным способом.

Проверка по структуре

КЛОК БАДДИС (часы)

11 слайд

Познавательные 

выбор наиболее эффективного способа решения;

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные

допускать существование различных точек зрения;                                               

отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу;                                               соблюдать простейшие нормы речевого этикета.

7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

 На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности

Подведём сейчас итог:

 А не зря прошёл урок?

 Посмотрите-ка сюда,

 Отвечайте без труда.

СТРУКТУРА 3-2-1

3- Выберите способы вычитания числа из суммы

А.   (а+ в)-с

Б.    (а-с )+в

В.    а-в-с

Г.    (в-с )+а

2- Какие слова пропущены?

Чтобы вычесть число из суммы,  можно (вычесть) его из одного слагаемого и (прибавить)                              второе слагаемое

1- Решите пример по теме урока

87- (27+15)

(41+18) + 9

(54+12) - 44

62 + (17-8)

12-14 слайд

Познавательные  УУД:

умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

выделение познавательной цели;

выбор наиболее эффективного способа решения.

Личностные УУД:

формировать личностный смысл учения на основании анализа простых ситуаций; развивать       навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками; проявлять эмоционально-положительное отношения к предмету.

8. Итог урока

Вспомните, какую цель вы поставили в начале урока, достигли ли вы этой цели?

Спасибо вам, ребята за работу!

Попрошу всех сдать БИЛЕТИКИ НА ВЫХОД (для оценивания работы)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок математики 2 класс УЧИТЕЛЬ ЛОБАНОВСКАЯ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Слайд 2

В школу мы пришли учиться, В жизни это пригодится! Тот, кто хочет много знать, Должен сам всё постигать!

Слайд 3

ДЕВИЗ НАШЕГО УРОКА «Умеешь сам – научи другого»

Слайд 4

К сумме чисел 13 и 19 прибавить 17 К 22 прибавить сумму чисел 67 и 8 Из числа 92 вычесть сумму 2 и 6 Из суммы чисел 48 и 37 вычесть 27 Вертушка

Слайд 5

(13+19)+17 22+(67+8) 92-(2+6) (48+37)-27

Слайд 6

Решить (13+19)+17= 22+(67+8) = 92-(2+6) = (48+37)-27= (13+17)+19 = 20+19 = 39 (22+8)+67 = 30+67 = 39 92-2-6= 90-6 =84 ???

Слайд 7

Тема урока Вычитание числа из суммы ( а+в )-с

Слайд 8

Цель Узнать , как можно вычитать число из суммы

Слайд 9

В одном мешке 45 кг картошки, а в другом – 35 кг. Из мешков отсыпали 25 кг картошки. Сколько кг картошки осталось ? М. (45+35)-25 Б. (45-25)+ 35 С. (35-25)+45 а=45 в=35 с=25 Записать буквенные выражения

Слайд 10

«Открытие» нового знания ( а+в )– с ( а – с )+ в ( в – с ) + а Обсуждение в группе = =

Слайд 11

Свойство вычитания числа из суммы: Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое. (a + b)- c = (b- c )+a (a + b)- c = (a- c )+b Сравним с учебником стр.31

Слайд 12

0 10 20 30 40 50 60 (43+36)- 16 (89+23 )- 79 Партнер по плечу, по лицу

Слайд 13

(43+36)- 16 = (36-16)+43 = 20+43 = 63 (89+23)- 79 = (89-79)+23 = 10+23 = 33

Слайд 14

Решите 1 пример удобным способом (56+44)-50 (345+86)-345 (564+ 78 )-78 часы

Слайд 15

Подведём сейчас ит ог: А не зря прошёл урок? Посмотрите все сюда, Отвечайте без труда . 3 - 2 - 1

Слайд 16

3 Выберите способы вычитания числа из суммы А. ( а+в )-с Б. (а-с)+в В. а-в-с Г. (в-с)+а

Слайд 17

2 Какие слова пропущены? Чтобы вычесть число из суммы, можно его из одного слагаемого и второе слагаемое вычесть прибавить

Слайд 18

1 РЕШИТЕ ПРИМЕР ПО ТЕМЕ УРОКА 87- (27+15) (41+18) + 9 (54+12) - 44 62 + (17-8)

Слайд 19

Билет на выход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока с презентацией по математике на тему «Умножение вида 50∙9; 200∙4»

В  данном конспекте приводится полный ход проведения урока по заданной теме. Многообразны формы и методы работы с учащимися. Уделяется большое внимание здоровьесберегающему аспекту образовательно...

Конспект урока и презентация по математике "Сложение и вычитание в пределах 20".

Урок-путешествие  закрепление по теме: "Сложение и вычитание в пределах 20"....

Урок математики "Вычитание числа из суммы " 3 класс

Урок разработан с учетом образовательных стандартов второго поколения. Используются современные технологии ведения урока: работа в парах, проблемно-диалогическая и самооценка. Урок разработан по ...

План-конспект урока с презентацией Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100.

План-конспект урока-сказки по математике для 1 класса с презентацией. УМК "Школа 21 века"....

Конспект урока на тему: "Сложение и вычитание числа 1"

Данный урок разработан по программе "Перспектива". На уроке используется игровая технология....