Конкретный смысл действия деления
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Методы обучения: Новое понятие вводится в обучение деятельностным методом т.к. дети сами «открывают» его содержание, а учитель направляет их исследовательскую деятельность и знакомит с общепринятой терминологией и символикой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                  2015г.

План - конспект урока математики во 2Б классе.

Учитель: Прокофьева Г.В.

Тема:          Конкретный смысл действия деления.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма: урок –путешествие .

Методы обучения: Новое понятие вводится в обучение  деятельностным методом  т.к. дети сами «открывают» его содержание, а учитель направляет их исследовательскую деятельность и знакомит с общепринятой терминологией и символикой.

Цель:

1. Образовательная: Ввести новое арифметическое действие – деление; раскрыть смысл деления и взаимосвязь с действием умножения; познакомить с соответствующей  математической символикой.

2. Развивающая: Развивать аналитическое мышление, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, логическое мышление, вычислительные навыки, математическую речь, интерес к математике.

3. Воспитывающая: Воспитывать умение выслушать другого человека, считаться с его мнением; отзывчивость, умение сопереживать и радоваться успехам других людей; желание прийти на помощь другому человеку.

Ход урока.

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

-Улыбнитесь друг другу. Садитесь!

- Сейчас у нас урок математики, но я хотела бы, чтоб вы посмотрели в окошко.

- Какое время года за окном? (Весна)

- По каким признакам мы определили что это весна?

- Для чего необходимо солнце?   Слайд

- У нас на уроке тоже присутствует своё солнышко.

Актуализация знаний

1.– Я предлагаю прочитать  девиз урока. (СЛАЙД)

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!

- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении? (Сам.)

- А можно ли заставить кого-то учиться?

 (Нет, он должен сам этого захотеть.)

- А вы хотите учиться и постигать новые знания?

2. – Если я заговорила о новых знаниях, кто скажет, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).

- Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»). Молодцы!

- Посмотрите внимательно на солнышко  и скажите, чего на нём не хватает? (Лучей)

- Лучики будут появляться от правильно выполненных заданий, от вашего успеха на уроке.

- Что нужно, чтобы урок прошёл успешно? (Нужно быть внимательными, работать дружно и быстро.)

- Но чтобы работать дружно и быстро нам нужно составить план работы.

- Как строители строят новый дом, так и мы будем строить новые знания.

- А что самое главное в доме? (Крепкий фундамент).

-Это у нас устный счёт.

- Без чего не бывает дома? (Без стен).

-Это – новая тема.

- Что ещё должно быть в доме? (крыша).

- Это – закрепление знаний. –

- А ещё? (труба). Это – выводы.

-  По такому плану мы и  будем работать на уроке. Я думаю, что вы справитесь с поставленной задачей.

- Подготовимся к работе в тетрадях. Сделаем массаж рук. Выполняем движения, как-будто мы намыливаем руки. Хорошо!

-Открыли тетрадь, подписали число, классная работа.

Устный счет:  

-Итак, начинаем с первого пункта плана. Это устный счёт.

- Сейчас я посмотрю, как вы усвоили понятие смысла сложения и умножения.

- Некоторые дети будут выполнять другое задание. Посмотрите на слайд.

Ваша задача - показать какое число нужно вставить в окошко.  Слайд

- Приступайте к работе.

- Остальные работают со мной.

- Какое числовое выражение лишнее и почему?

3 + 3 + 3 + 3=

4 + 3 + 4 + 4=

4 + 4 + 4=

2 + 2 + 2 + 2=

(Дети отвечают, что второе выражение лишнее, потому что его нельзя заменить умножением).

2. –Найдите разность 62 и 12.   (50)

    -76 увеличить на 4. (80)

    -1 слагаемое 23, второе 47.Чему равна сумма? (70)

    -100 без 53.  (47)

Учитель: Вспомним, какие мы смекалистые и решим задачи?

1.

Устала 4 ножки.

А вопрос таков?

Сколько вместе

Будет ножек у 3 столов? (4*3=12)

2.

Мышка зерна собирала.

По 2 зернышка таскала.

Принесла уж 9 раз.

Каков мышкин весь запас? (2*9=18)

- Молодцы солнышку нравиться ваша работа, и оно дарит нам первые лучики. Слайд.

- А сейчас проверим работу остальных. Кто самый смелый?

- На какое свойство данное равенство? ( Переместительное свойство умножения)

- Давайте проговорим его.

- Молодцы! Солнышко дарит нам еще один лучик. Слайд

 I I I. Проблемное объяснение нового знания.

- А сейчас мы отправимся на прогулку в весенний лес, но до леса далеко. И поедем мы вот на таком поезде (Слайд).

- Нам нужно сесть в вагоны. Сколько нас человек в классе? (С вами 28).

- Сколько мы займем вагончиков, если в каждом вагончике будет по 4 человека?  Слайд.

- Можете ли вы дать ответ сразу  или в чём-то сомневаетесь? В чём трудность?

(Недостаточно знаний, связанных со сложением, вычитанием и умножением)

- Что дальше делать? (Сами должны  найти  путь решения этой проблемы.) Слайд

IV. Постановка темы и целей урока.

- Какие будут предложения? Кто объявит тему урока?  (Деление чисел.)

- Правильно. Тема урока: Конкретный смысл деления.

- Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Научиться делить.)

- Вспомните алгоритм изучения известных вам математических действий и поставьте  учебные  задачи.

  • Смысл действия.
  • Знак действия.
  • Связь с другими действиями.
  • Практика.

V. Открытие нового знания.

- Вернёмся к нашему поезду. Итак, как 28 человек рассадить по вагонам, если в каждый сядет 4 человека. Как будем работать, какие мысли?

(Можно рисовать схемы, можно раскладывать по кучкам, можно использовать действие вычитание).

- Группа работает со счетными палочками. Их 28 – это количество пассажиров. Попытайтесь сами распределить их по вагонам. А у доски пробуем выполнить это задание при помощи вычитания.

- Это действие можно записать так: 28-4-4-4-4-4-4-4=0

- Но это очень длинная и неудобная запись. Да еще надо посчитать, сколько четвёрок вычитали… А представьте себе, если бы пассажиров было не 28, а 68…, а если ещё больше?

- Обратимся к нашим экспертам. Как они справились с работой? (Делили на 4 кучки по 1 палочке)

- Это рационально? (Нет, это долго, предметов может быть много, предметы могут быть очень большими).

- Да когда же это вычитание наконец закончится! Н-е-е-ет. Надо это длинное действие заменить другим, более удобным. И тут нам на помощь приходит ДЕЛЕНИЕ!

- Как вы понимаете слово «разделить»?

- В словаре  Сергея Ожегова  написано: Делить - разделить на части, распределить.

- Действие, в котором что-то раздаётся  (делится)  поровну называется в математике делением.

- Мы уже знаем 3 знака математических действий – действие сложение обозначается знаком плюс (+), вычитание – знаком минус (– ), умножение – точкой ( ·)

-Сегодня мы вводим новый знак, обозначающий действие деление. Деление в математике обозначается ( : ).

- А теперь посмотрите, как оформляется запись действия деления.

28:4=7

-Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке. Посередине. Как они называются в русском языке? (Двоеточие).

-Как можно прочитать эту запись?     28 разделить на 4 получится 7.

-Что мы узнали этим действием? Мы узнали сколько раз по 4 содержится в числе 28.

- Значит, как производится действие деление.

                                                 

                                             :        =

- первое число

– сколько всего предметов делим, второе число – по сколько предметов делится, ответ – сколько таких равных частей. (Повесить алгоритм)

- Повторим: Действие, в котором что-то раздаётся делится поровну в математике называется делением.

Где вам оно пригодится  в жизни? (Разделить торт, конфеты, деньги  и т. д.)

(Дыхательная гимнастика).

Работа в паре.

- Скажите, вы уже считаете себя знатоками такого действия, как деление.

- Значит ещё по-упражняемся.

- Сейчас я предлагаю вам попробовать разделить тесьму, которая нам пригодится для изготовления поделок на уроках технологии. Возьмите её с парты.

-Как поступить если тесьма одна на двоих, а нужна каждому? (Её нужно разделить)

-Как вы это сделаете, чтобы у вас получилось поровну? (Её нужно сложить пополам и разрезать)

-Верно. Можете приступать к разрезанию тесьмы. (Вспомнить правило работы с ножницами)

-Теперь у каждого есть необходимая тесьма. С помощью линейки определите её длину.   Помогите соседу по парте, если он затрудняется с измерением.

- Длина тесьмы – 10. Запишем в тетрадь: 10

 (на доске:  ------------------------)

-А теперь разделите каждый свою часть тесьмы ещё на 2 равные части.

-Как вы это сделаете? (Наложим один конец на другой и согнём пополам)

 - Сделайте это.

(На доске:  ------------- | ----------------)

 -Чему равна каждая часть тесьмы? Измерьте. (5см)

-Обратите внимание, как располагаются точки в клеточке.

-Продолжаем запись в тетради:

       10 : 2 = 5

-Как можно прочитать эту запись?

- 10 разделить на 2, получится 5.

- Вывод: - Какое действие вы использовали при разрезании тесьмы? (Деление)

- Зачем нам нужно умение делить? Где вам оно пригодится  в жизни? (Разделить торт, конфеты, деньги  и т. д.)

-Вы справились с этим пунктом плана, рассмотрели новую тему.

- Молодцы!

- Солнышко нам дарит свой лучик.

VI.   Физкультминутка.

- Хорошо поработали, пора и отдохнуть. Встаньте.

VII.   Закрепление.

- Переходим к следующему этапу работы – закреплению.

- Продолжаем наше путешествие. Мы сели в вагончики. Поезд тронулся.

- Давайте представим, что наш паровозик остановился на замечательной весенней поляне.

- Как можно сообщить о том, что у нас всё хорошо близким и поделиться своими впечатлениями. (Позвонить или отправить письмо).

- У меня на доске 4 конверта и 6 марок. Нам нужно расклеить марки, так чтобы на одном конверте было по 2 марки.

- Сколько получиться конвертов?  Слайд

- Сколько марок? (6)

-Первое время мы будем деление выполнять  схематичными рисунками.

- Нарисуйте их, обозначив квадратами.  (Рисуем 6 марок)

- Сколько марок должно быть на одном конверте? ( 2)

- Сколько получилось конвертов? (3)

- Каким действием решается задача? (Делением)

- Действие деления записывается так: 6:2 = 3 (кон)  - первое число

– сколько всего предметов делим, второе число – по сколько предметов делится, ответ – сколько таких равных частей. (Повесить алгоритм)

- Как прочитать данное выражение?

- Если   сложение и вычитание – обратные действия, то, соответственно и умножение, и деление – действия какие?  Правильно обратные!

- При делении 6 на 2 получается число 3, которое при умножении на 2 дает 6.

Поэтому, зная таблицу умножения всегда можно разделить одно число на другое.

– Вы достаточно потренировались. Что дальше? (Нам надо поработать самостоятельно, чтобы проверить, насколько хорошо мы поняли способ деления чисел).

Самостоятельная работа.

- Гуляя по поляне мы немного устали,  и я предлагаю отдохнуть и подкрепиться орехами. (Разговор о пользе орехов.)

- Прочитай задачу с. 5 №1.

- Сколько всего было орехов?

-  Каким действием решается задача?

(Один у доски схематический рисунок)

- Как записали? (12:3=4)

- Молодцы, солнышко дарит нам еще один лучик. (слайд)

VIII. Закрепление ранее изученного.

- Скажите, на чем можно еще путешествовать? (самолёт, машина, лошадь)

- Прочитайте задачу №4 с.5 и узнаете, на чем в этой задачи путешествуют? (Теплоход)

- А что такое теплоход? Теплоход – это морское или речное судно, приводимое в движение при помощи тепла или двигателя внутреннего сгорания. (Слайд)

– Выполните анализ задачи.

- О чем идет речь в задаче? Что спрашивается в задаче? Можно ответить? Почему?

- Как вы думаете для решения данной задачи какие слова для краткой записи нам подходят. (Слайд)

Совместное заполнение краткой записи.

- Составим краткую запись на доске коллективно.

Было – 75 п.

Вышли – 25 п.

Сели – 20 п.

Стало - ? п.

- Решите задачу разными способами.

(Задача решается несколькими способами. Проверка с доски, куда вызываются дети, решившие разными способами.)

Солнышко нам подарило еще 2 лучика ( слайд)

IХ. Подведение итога.

- Приступаем к пункту вывод.

Давайте закроем глазки и вернемся с весенней поляны.

- Понравилось ли вам наша прогулка?

- Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Научиться выполнять деление чисел.)

– Достигли цели? Докажите это, выполнив задания.

- С каким действием познакомились?

- Посмотрите на алгоритм и скажите – мы во всём разобрались?

- Смысл действия деления: целое делим на равные части. Деление связано с умножением и вычитанием.

- Знак деления (:)

Х. Рефлексия.

 - Нарисуйте на полях кружки вашего настроения.

- Солнышко очень радо нашим успехам. Вот как оно засеяло.

Выставление отметок.

Домашнее задание.

  1. М.И. Моро, М.А. Бантова, Математика 2 класс учебник для общеобразовательных учреждений 8-е издание  Москва «Просвещение» 2011
  2. М.И. Моро «Методические разработки уроком математики» 2 класс УМК «Школа России»

   Коллектив, в котором проходило занятие, представляет собой детей с разными уровнями обученности: высоким, средним и низким, т. е, детям, которым обучение дается с трудом. В связи с этим, мной были предложены задания дифференцированного и индивидуального характера:

В самостоятельной работе дети 1 варианта - выполняют задание среднего и низкого уровня,

                                                       а 2 варианта - выполняют повышенного уровня.

В организации работы над простой задачей ребята послабее смогли решить прямой вид задачи, а дети посильнее образовали и решили обратную, т. е. в уроке присутствовал принцип нарастания самостоятельности детей, принцип развивающего обучения.

Также использовались приемы переключения с одного вида деятельности на другую, которые плавно переходили друг в друга.

          Таким образом, урок имел личностно-ориентированную направленность на урок.

Цель: Познакомить учащихся с арифметическим действием «делением»

Задачи: формирование взаимосвязи между действиями: сложением и вычитанием, сложением и умножением, умножением и делением; формирование умения решать, составлять прямые и обратные задачи, решать задачи с опорой на схематический рисунок, краткую запись; решение деформированных числовых равенств; закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 100, как письменных, так и устных приемов; развивать математическую речь, внимание, логическое мышление; воспитание наблюдательности, познавательного интереса, интереса к математике.

Урок имеет свою структуру-логику. Каждый этап урока является относительно-завершенным отрезком урока.

При планировании любого этапа учитывала дидактические задачи, учебное содержание, требования программы по теме урока. Организую детей на уроке методами обучения, прогнозирую реальный результат.

План урока заключается в использовании основных приемов и методов обучения математике в русле УДЕ.

1.        Оргмомент.

а)        Мобилизирующий компонент (герой, морское путешествие)

б)        Тема, цель формулируется учителем, предопределяет основную
деятельность на уроке, даю установку на работу.

2.        Всесторонняя проверка знаний:

  • Табличное сложение и вычитание в пределах 100
  • Числовой ряд
  • Деформированные четверки равенств - с/р (зависимость действий сложения и вычитания)- Нумерационные случаи сложения и вычитания
  • Прямая простая задача, обратные задачи
  • Усвоение новых знаний.  Действие деление  через     действие умножение
  • Первичная проверка понимания.  Самостоятельная умственная деятельность. Приведение примера - деформированное равенство.
  • Закрепление новых знаний. Решение задач.
  • Подведение итогов урока. Выводы по усвоению материала.
  • Инструктаж по выполнению домашнего задания.

Главным этапом работы был новый материал - введение конкретного смысла деления, которое было дано по системе Укрупненных дидактических единиц, когда мы через практическую задачу на умножение плавно переходим к делению, на взаимообратное действие.

При введение нового материала, ребята работали активно, было видно, что детям интересно, используя методы и приемы обучения я активизировала их мыслительную деятельность, развивая познавательный процесс.

Первичная проверка понимания осуществлялась через самостоятельную умственную деятельность с помощью приведения примера -деформированное равенство. Работа в классе в этом случае велась фронтально. В уроке использовался элемент проблемности, поиска нового.

В ходе урока наблюдались такие виды деятельности детей, как речевая деятельность, слушание, записывание, помощь учащимся в самостоятельной работе. На уроке обращалось внимание на культуру труда: правильное ведение записей, их оформление, бережное отношение к учебнику.

На уроке очевиден эффект воспитания. В течение основной формы обучения доминируют и развиваются положительные чувства, эмоции. Внешний вид учащихся, речь соответствует общепринятой форме.

На уроке использовалось ТСО - магнитофонная запись.

Мне кажется, что урок цели достиг, были решены поставленные задачи обучающего характера.  Занятие имело развивающую и воспитательную направленность, т. о. реализован дидактический принцип единства обучения, развития и воспитания.

Урок   соответствует   основным   принципам   дидактики   и   методики математики в начальной школе.

  1. Научным: используются понятия: «числовое равенство», «арифметическое действие», «возрастающий» порядок», «задача», «компоненты действий», «знак умножения», «знак деления»...
  2. Проблемным: в течение урока учителем задаются задания проблемного характера, вопросы, осуществляется поиск новых учебных задач.
  3. Наглядным: обучение происходит через схемы, картинки, предметный материал.        Наблюдения        учащимися систематизированы, отношения причин и следствия очевидны.
  4. Активным и сознательным: учащиеся самостоятельно выполняют задания, выбирают степень сложности в соответствии со своими способностями, самостоятельно перестраивают прямую в обратную задачу, приучаются к самооценке, опираются на логику мышления, дети думают и действуют самостоятельно.
  5. Доступен: материал дается от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, используются те методы обучения, которые доступны данному возрасту.
  6. Прочным: не перегружается память учащихся, запоминается нужное, время и частота соответствует психологии памяти.
  7. Развивающим: выдержаны уровни развития мышления, в соответствии с этим поставлены цели урока.

На уроке организованы основные познавательные процессы. Задействованы все виды внимания:

  • непроизвольное - новизна урока, интерес;
  • послепроизвольное - дети увлечены работой в течении урока;
  • произвольное - усилие воли.

Разными способами мобилизируется внимание: осуществляется связь с пройденным материалом (устный счет, выражения), с жизнью (пассажиры, марки, орехи), активная самостоятельная умственная деятельность.

Созданы условия для успешного запоминания: многократное повторение, запоминание в процессе повторения, связь с предыдущим материалом.

На уроке оперирую видами мышления детей:

  • наглядно-действенным - «делай, как я» (введение деления)
  • наглядно-образным - схемы задач, Матроскин, кораблики...
  • абстрактно-логическим - познание фактов, которые не представляются, обращаюсь к детям со словами: почему, объясните, составьте, образуй...

При структуризации учебно-воспитательного процесса на уроке, использую такие методы обучения, как

  • Объяснительно-иллюстративный (намек-подсказка, которая содержит новую информацию, инструктаж по выполнению заданий)
  • Репродуктивный (воспроизведение по образцу, по правилу опоры на схему, задания учащимся на индивидуальное речевое проговаривание, наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний, способов деятельности)
  • Частично-поисковый (умение применять знания в новой ситуации - на задачах, увидеть в системе связи - УДЕ)
  • Проблемным (членение материала на развивающиеся смысловые моменты)

Все методы, приемы отбирались в соответствии с целью урока.

Контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока: взаимопроверка, самостоятельна работа с самопроверкой, организация закрепительной работы по новой теме Я считаю, что УДЕ во введении действия деления помогло учащимся организовать свою мыслительную деятельность, направить, понять новый материал в нужной мере.

Результат урока - подведение итога в конце, когда учащиеся сами приводили примеры по новой теме.

Тип урока: Комбинированный

Задачи:

  1. Образовательная:

          Познакомить обучающихся с конкретным смыслом действия  деления.

  1. Коррекционно-развивающая:

           Развивать и корректировать мыслительные процессы через упражнения устного счёта, изучение и закрепление нового материала, умение делать выводы, основанные на выполненных действиях при изучении нового материала.

  1. Воспитательная:

          Воспитывать интерес к предмету через практическое применение в изучении нового материала. Воспитывать личностные качества обучающихся при выполнении практической деятельности в парах: взаимопомощь, сотрудничество.

Методы:                                                            Формы работы:

- словесный,                                                     - фронтальная,

- наглядный,                                                     - практическая,

- практический,                                                - самостоятельная,

- частично-поисковый.                                    - работа в парах.

Конечный результат: обучающиеся, владеющие понятием конкретного смысла деления на основе практического применения.

Список используемой литературы:

  1. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова «300 примеров по математике» сборник примеров.
  2. М.И. Моро, М.А. Бантова, Математика 2 класс учебник для общеобразовательных учреждений 8-е издание  Москва «Просвещение» 2010
  3. М.И. Моро «Методические разработки уроком математики» 2 класс УМК «Школа России»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкретный смысл действия деления (решение задач на деление по содержанию) 2 класс

Цели урока:·        познакомить с новым арифметическим действием «деление» в ходе решения задач на деление по содержанию;·...

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление: деление на равные части"(УМК "Школа России")

Конспект урока во 2 классе по теме "Конкретный смысл действия деление:деление на равные части"(УМК "Школа России")...

«Конкретный смысл действия деления (с помощью решения задач на деление на равные части)»

На этом уроке   математики второклассники научатся решать задачи на деление на равные части и по содержанию; закрепят знание математической терминологии, вычислительные навыки, умения решать...

урок по теме " Конкретный смысл действия деления (задачи на деление)"

Урок нацеленный познакомить учащихся с новым арифметическим действием – делением, раскрыть смысл деления....