Пояснительная записка 2 кл математика
рабочая программа по математике (2 класс) на тему

Усачева Юлия Юрьевна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_matem._2_kl.docx54.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы М.И. Моро, Ю.М. Колягина, М.А. Байтовой, Г.В. Бельтюковой, С.И. Волковой, С.В. Степановой «Математика. 1 - 4 классы».

Реализация программы направлена на достижение следующих целей:

  •  математическое развитие младших школьников;
  • освоение начальных математических знаний;
  • развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни;
  • привитие умений и качеств, необходимых человеку XXI века.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального математического образования:

  •  формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
  •  развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие математической речи;
  •  формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
  • формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
  • формирование первоначальных представлений о компьютерной        грамотности;
  • развитие познавательных способностей;
  • воспитание стремления к расширению математических знаний;
  • формирование критичности мышления;
  • развитие умений аргументированно обосновывать и отстаивать        

       высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.

Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также личностную заинтересованность в расширении математических знаний.

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Числа от 1 до 100. Нумерация.

15

2

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100.

71

3

Умножение и деление чисел от 1 до 100.

24

4

Табличное умножение и деление.

13

5

Повторение.

7

6

Резерв

6

Итого:

136

Примечание: заложенные в каждой четверти резервные уроки, учитель может использовать по своему усмотрению.

Содержание программы (136 часов)

Числа от 1 до 100. Нумерация (15 часов)

Числовая счётная единица - десяток. Счёт десятками. Образование и название чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счёте.

, Сравнение чисел.

Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр. Соотношение между ними.

Длина ломаной.

Периметр прямоугольника.

Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.

Монеты (набор и размен).

Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.

Решение задач в два действия на сложение и вычитание.

Сложение и вычитание (71 час)

Устные и письменные приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100.

Числовое выражение и его значение.

Порядок действий в выражениях, содержащих два действия (со скобками и без них).

Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.

Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).

Проверка сложения и вычитания.

Выражения с одной переменной вида а+28, 43-с.

Уравнение. Решение уравнения.

Решение уравнений вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8 способом подбора.

Решение уравнений вида 58-х=27, х-36=23, х+38=70 на основе знания взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Углы прямые и непрямые. Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.

Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.

Решение задач в 1-2 действия на сложение и вычитание.

Умножение и деление (24 часа)

Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения (точка) и деление (две точки).

Название компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.

Переместительное свойство умножения.

Взаимосвязь между компонентами и результатами каждого действия; их использование при рассмотрении умножения и деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3, 4.

Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих два-три действия (со скобками и без них).

Периметр прямоугольника (квадрата).

Решение задач в одно действие на умножение и деление.

Табличное умножение и деление (13 часов)

Конкретный смысл и название действий умножения и деления. Знаки умножения и деления.

Составлять таблицу умножения и деления на 2 и 3.

Решать задачи на умножение и деление и иллюстрировать их.

Повторение - 7 часов. Резерв - 6 часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

 К концу обучения во втором классе ученик научится:

называть:

  •  натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
  •  число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
  •  единицы длины, площади;
  •  компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
  •  геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);

сравнивать:

  •  числа в пределах 100;
  •  числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
  •  длины отрезков;

различать:

  •  отношения «больше в» и «больше на», «меньше в» и «меньше на»;
  •  компоненты арифметических действий;
  •  числовое выражение и его значение;
  •  российские монеты, купюры разных достоинств;
  •  прямые и непрямые углы;
  •  периметр прямоугольника;

читать:

  •  числа в пределах 100, записанные цифрами;
  •  записи вида 5-2=10, 12:4 = 3;

воспроизводить:

  •  результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
  •  соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см,

 1 м = 10 дм;

приводить примеры:

  •  однозначных и двузначных чисел;
  •  числовых выражений;

моделировать:

  •  десятичный состав двузначного числа;
  •  алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
  •  ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка; распознавать:
  •  геометрические фигуры (многоугольники, прямоугольник, угол); упорядочивать:
  •  числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения; характеризовать:
  •  числовое выражение (название, как составлено);
  •  многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);

анализировать:

  •  текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
  •  готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;

конструировать:

  •  тексты несложных арифметических задач;
  •  алгоритм решения составной арифметической задачи;

контролировать:

  •  свою деятельность (находить и исправлять ошибки); оценивать:
  •  готовое решение учебной задачи (верно, неверно);

решать учебные и практические задачи:

  •  записывать цифрами двузначные числа;
  •  решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
  •  вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
  •  вычислять значения простых и составных числовых выражений;
  •  вычислять периметр прямоугольника (квадрата);
  •  выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
  •  заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.

К концу обучения во втором классе ученик получит возможность научиться:

формулировать:

  •  свойства умножения и деления;
  •  определения прямоугольника и квадрата;
  •  свойства прямоугольника (квадрата);

называть:

  •  вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
  •  элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);

читать:

  •  обозначения луча, угла, многоугольника;

различать:

  •  луч и отрезок;

характеризовать:

  •  расположение чисел на числовом луче;
  •  взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);

решать учебные и практические задачи:

  •  выбирать единицу длины при выполнении измерений;
  •  обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
  •  указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
  •  изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
  •  составлять несложные числовые выражения;
  •  выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.

Планируемые результаты изучения предмета

Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов обучения

Личностные результаты освоения предмета

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.

Целостное восприятие окружающего мира.

Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.

Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты освоения предмета

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.

Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.

Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.

Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».

Предметные результаты освоения предмета

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в

игре; исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками; представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере (набирать текст на клавиатуре, работать с меню, находить информацию по заданной теме, распечатывать её на принтере).

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

В соответствии с требованиями Стандарта, при оценке итоговых результатов освоения программы по математике должны учитываться психологические возможности младшего школьника, нервно-психические проблемы, возникающие в процессе контроля, ситуативность эмоциональных реакций ребенка.

Система оценки достижения планируемых результатов изучения математики предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.

В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по математике. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.

Текущий контроль по математике осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или арифметического диктанта. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.

Тематический контроль по математике проводится в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, измерение величин и др. Проверочные работы позволяют проверить, например, знание табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. В этом случае для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит около тридцати примеров на сложение и вычитание или умножение и деление. На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, диагностических и итоговых стандартизированных контрольных работ. Однако последним придается наибольшее значение.

В конце года проводится итоговая комплексная проверочная работа на межпредметной основе. Одной из ее целей является оценка предметных и метапредметных результатов освоения программы по математике во втором классе: способность решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи, сформированность обобщённых способов деятельности, коммуникативных и информационных умений.

№ урока

Вид работы

По теме

2

Тест № 1

Табличное сложение и вычитание

8

Стартовая диагностика Контрольная работа

Вводная

9

Математический диктант № 1

Повторение

13

Математический диктант № 2

Нумерация чисел от 1 до 100

14

Контрольная работа № 1

Нумерация чисел от 1 до 100

25

Тест № 2

Задача

Виды контрольно-измерительных материалов

30

Математический диктант № 3

За 1 четверть

31

Контрольная работа № 2

За 1 четверть

49

Математический диктант № 4

Устное сложение и вычитание в пределах 100

50

Контрольная работа № 3

Устное сложение и вычитание в пределах 100

57

Контрольная работа № 4

За 1 полугодие

58

Промежуточная диагностика

Тест № 3

За 1 полугодие

59

Математический диктант № 5

За 1 полугодие

78

Математический диктант № 6

Письменные приёмы сложения и вычитания

79

Контрольная работа № 5

Письменные приёмы сложения и вычитания

88

Математический диктант № 7

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

89

Контрольная работа № 6

Сложение и вычитание чисел от 1 до 100

98

Контрольная работа № 7

За 3 четверть

99

Тест № 4

За 3 четверть

100

Математический диктант № 8

Умножение

114

Контрольная работа № 8

Умножение и деление

115

Математический диктант № 9

Умножение и деление

126

Контрольная работа № 9

Умножение и деление на 2 и 3

128

Итоговая стандартизированная диагностика

Тест № 5

Итоговый

130

Математический диктант №10

За год

131

Контрольная работа № 10

За год


Примерное количество контрольных работ

Период обучения

Диагностический материал

1 четверть

Входная контрольная работа - 1 [1] Тесты -2.

Контрольные работы - 2. Математические диктанты - 3.

2 четверть

Тесты -1.

Контрольные работы - 2. Математические диктанты - 2.

3 четверть

Тесты -1.

Контрольные работы - 3. Математические диктанты - 3.

4 четверть

Тесты -1.

Контрольные работы - 3. Математические диктанты - 2.

Итого:

Тесты - 5.

Контрольные работы -10. Математические диктанты -10.

Материально- техническое и  учебно-методическое обеспечение.

  1. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика: Учебник: 2 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
  2.  СР. Математика. Электронное приложение к учебнику М.И. Моро. 2 класс. Издательство «Просвещение».-М.: Просвещение, 2012.
  3.  Моро М.И., Волкова С.И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.
  4.  Математика и конструирование. Конструирование. 2 класс. Волкова С.И., Пчелки- на О.Л. - М.: Просвещение, 2013.
  5.  Математика. Проверочные работы. 2 класс / Волкова С.И. - М.: Просвещение, 2010.
  6.  Математика. Контрольные работы. 1-4 классы/ Волкова С.И. - М.: Просвещение,

2010.

Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:

  1.  Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. Рабочие программы. 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2012.
  2.  Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Степанова С.В. Математика. Методические рекомендации. 2 класс. - М.: Просвещение, 2012.
  3.  Волкова С.И. Конструирование. Методическое пособие к курсу «Математика и конструирование». - М.: Просвещение, 2012.
  4.  Крылова О.Н. Математика: итоговая аттестация: 2 класс: типовые текстовые задания. - М.: Экзамен, 2011.
  5.  Волкова С.И. Математика. 2 класс. Устные упражнения. - М.: Просвещение, 2010.
  6.  Моро М.И. Для тех, кто любит математику. - М.: Просвещение, 2013.
  7.  Уроки математики с применением информационных технологий. 1-2 классы. Методическое пособие с электронным приложением / О.С. Асафьева, Ю.М. Багдасарова [и др.]. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).
  8.  Повторение и контроль знаний. Математика. 1-2 классы. Тесты, филворды, кроссворды, логические задания. Методическое пособие с электронным приложением / И.Е. Васильева, Т.А. Гордиенко, Н.И. Селезнева. - М.: Планета, 2010. - (Качество обучения).
  9.  Математика. 2 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: Н.И. Селезнева. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
  10.  Математика. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост.: М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
  11.  Математика. 2 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: М.С. Умнова. - М.: Планета, 2013. - (Качество обучения).
  12.  Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. - М.: Планета, 2012. - (Качество обучения).
  13.  Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина. - М.: Планета, 2011. - (Современная школа).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к пояснительной записке к математике УМК Гармония

дополнение к пояснительной записке по математике 3 класс УМК Гармония...

пояснительная записка по математике

по программе Л.Г. Петерсон...

Пояснительная записка по математике 3 класс

Пояснительная записка по математике 3 класс УМК"Планета Знаний" по ФГОС НО...

Пояснительная записка по математике для 4 классов

Пояснительная записка по математике для 4 классов...