Статья "Коллективные занятия как средство развития самостоятельности на уроке".
статья по математике (3, 4 класс) на тему

Васильева Анна Вячеславовна

В данной статье я рассказываю о возможных вариантах коллективной работы на различных уроках в начальной школе. Умение работать в коллективе является одним из требований, предъявляемых ученикам начальных классов.  В своей статье я привожу примеры организации такой работы с 1 по 4 классы. Также демонстрирую образцы карточек, "вопросников", которые можно использовать при коллективной работе на уроках математики и русского языка.  Надеюсь, что материал будет полезен учителям в их работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коллективные занятия как средство развития самостоятельности

на уроке.

Одним из показателем эффективности учебного процесса служит сформи-

рованность познавательной активности и самостоятельности младших

школьников.

Познавательная самостоятельность характеризуется такими признаками

как: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способ-

ностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход

к новой задаче, желанием понять не только предлагаемые знания, но и спо-

собы их получения, способностью высказать свою точку зрения, независи-

мую от других.

При развитии самостоятельности у младших школьников значительную

роль играют коллективные занятия. Можно использовать методику

М.А. Мкртчяна « Взаимообмен заданиями».  Методика используется для

решения  заданий типового характера по основным учебным предметам в

парах сменного состава. Основной вид работы в паре – обучение. А обучение

происходит тогда, когда один ( обучающий ) знает, а другой ( обучаемый ) не

знает, то при начале организации методики ( «запуске» ) надо выполнять оп-

ределённые правила:

                                     карточки должны быть различными;

                                     ученик знает свою карточку и не знает карточку напар-

                                     ника.

     Сама карточка представляет собой два типовых задания.

     Например:

                  А – 1                                                                А – 2

1) 3600:80=                                                                        1) 4356:36=

2) 5000:20=                                                                        2) 2592:27=

                        А- 1                                                                 А – 2

1. 1) на ветк…                                                                      1. 1) на кон…

   2) из глуш…                                                                          2) из тайг…

   3) о песн…                                                                            3) о тетрадк…

2. 1) на трав…                                                                       2. 1) на лошад…

    2) из деревн…                                                                       2) из клетк…

    3) о лошад…                                                                         3) о лес…

     Учитель учит ученика, как решать задание «А» из его карточки. Решение

записывают в тетрадь. Ученик самостоятельно по полученному от учителя

образцу решает в тетради задание «Б». Учитель проверяет правильность вы-

полнения задания. После этого карточка считается «запущенной». Для сла-

бых учеников возможно проговаривание решения вслух.

     Потом ученики за одной партой перед собой раскрывают тетради и

карточки с заданием. В тетради пишут номер карточки напарника. Меняются

тетрадями. Один из учеников объясняет решение задания «А» из своей кар-

точки, решение записывает в его тетрадь, оставляя на полях заметку, кто вы-

полнил задание. Теперь другой ученик решает задание «А» из своей карточки

в тетради напарника, обучая его решению и оставляя на полях своё имя.

После этого ученики обмениваются тетрадями и карточками, получая каж-

дый свою тетрадь и карточку напарника, и самостоятельно выполняют зада-

ние «Б» из новой карточки. Когда задания выполнены, ученики проверяют

друг друга.

     После такого занятия желательно проводить коллективное обсуждение

выполненной работы. Между ребятами завязывается разговор, ученики за-

дают вопросы, вносят предложения, спорят, делают замечания, дают советы.

     Обязательная рефлексия даёт свои результаты. Если в начале работы уче-

ники  только перечисляли результаты, то со временем пытались объяснить,

почему не получается решение того или иного примера, задачи, оценивали

не только работу в целом, но каждый работу своего товарища и свою.

     Ученики делали вывод, готовы или нет к контрольной работе ( по итогам

проверочной работы, работы «Проверь себя.» ) Так вносится корректива в

план работы учителя.

     Контрольная работа была для учеников не только проверкой их умений и

навыков, но и того, как каждый справился с ролью учителя. Они переживали

за тех, кого обучали, то есть больше переживали не за себя, а за одноклассни-

ков.

     Ученики учатся  находить свои пробелы, задумываются о причинах оши-

бок, не только начинают осмысливать ответственность и важность роли учи-

теля, но и понимать важность самого обучения.

     Проблема воспитания самостоятельности актуальна на каждом этапе

развития ребёнка, особенно в младшем школьном возрасте, в котором впер-

вые проявляется самостоятельность, закладывается фундамент этого ценного

качества личности. Участвуя в различных видах коллективной деятельности,

налаживая взаимоотношения в коллективе, общаясь с членами коллектива,

ученик в той или иной степени оказывает влияние на коллектив, проявляет

свою самостоятельность. Самостоятельное усвоение нового материала ока-

зывает поддержку в развитии познавательной деятельности младших школь-

ников.

      Самим ученикам нравится такой вид деятельности, он вызывает желание учиться, узнавать новое, помогать учиться другим.

     В познавательной самостоятельности в единстве выступают мотивацион-

ная и операционная стороны учения, объединяются  стремления и умения

работать самостоятельно. Происходит взаимное обогащение положительных

познавательных мотивов учения: интерес и потребности и способов само-

стоятельного отыскания истины.

     Один из главных путей воспитания познавательной активности и само-

стоятельности – учение, конкретная форма, в которой формируются такие

качества, - самостоятельные работы, а в них – решение познавательных

задач, осуществление различных познавательных и практических действий.

     Самостоятельные работы младших школьников направлены на решение

специальных  дидактических задач: одни – на отыскание знаний, другие – на

осмысление знаний, на укрепление умений и навыков; могут быть работы,

которые направлены на применение знаний, использование их в новой си-

туации, практическое применение знаний для приобретения новых умений…

     В решении самостоятельных задач проявляется уровень развития ученика,

уровень его знаний и умений: умение видеть и самому поставить задачу, оп-

ределять план и способы её решения, независимость действия, которое на-

правлено на решение задачи, отыскание объективно ценных способов.

     Уже давно говорят о том, что главная задача школы не предоставить ученикам готовые знания, а сформировать у них умение ориентироваться в окружающем мире, использовать полученные знания для принятия правильных решений. При использовании на уроках коллективных форм работы мы можем получить учебный процесс, при котором ученик имеющиеся у него знания передаёт другому и учиться от другого тому, что знает его одноклассник. Ученик имеет возможность новую тему проговаривать столько раз, сколько надо для глубокого и прочного усвоения изучаемого материала, доводя свои знания до определённого совершенства, а своё преподавание до мастерства.

     Приведу пример такого занятия на уроке русского языка при изучении темы «Имя прилагательное».

     До изучения новой темы нами был составлен «вопросник» по теоретическому материалу с указанием страниц учебника, на которых можно найти ответ. «Вопросник» используем для сдачи зачёта по теме.

      Ученики разбиваются на группы, пары и по одному для индивидуальной работы.

     Первая группа учеников ( как правило, четыре ученика ) пишет изложение по алгоритму с использованием материала учебника. Другая четвёрка  работает над деформированным текстом, который надо было озаглавить,  каждый  выполнял морфологический разбор  указанных частей речи или разбор по членам предложения.

      Пара учеников выполняют  картинный диктант, надо разложить картинки с изображением предметов на три группы: мужского, женского и среднего рода. Записывают названия предметов и подбирают к ним имена прилагательные, определяют вопрос и окончания.

     Используем работу по карточкам: на одной стороне карточки записано имя прилагательное, с другой  - род, число, окончание. Ученики  показывают друг другу записанное имя прилагательное, составляют с ним словосочетание, называют род, число и окончание имени прилагательного. В алгоритм включаю ещё и письменное задание.

     Остальные ученики работают по билетам, в которые включены  взаимодиктанты, словарная работа, карточки по теме «Имя прилагательное». После выполнения учеником задания на карточке учитель проверяет правильность выполнения и оценивает работу. Ученик становится учителем и передаёт свою карточку другому ученику, объясняет всё, что выучил и выполнил сам.

     Во время такой работы учитель и мои «советники» принимают зачёт у группы учеников ( 4-5 учеников ). На парте – карточки с номерами вопросов. Ученик вытаскивает карточку, отвечает на вопрос, приводит примеры, другие ученики дополняют его ответ.

     После выполнения своих заданий ученики меняются местами, передают карточки или меняют вид деятельности.  Такой вид работы избавляет учеников от утомления, смена вида деятельности даёт им возможность отдохнуть.

     Предлагаю вариант «Вопросника» по теме «Имя прилагательное»:

   

 

   

 

 

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашнее задание как средство развития самостоятельной познавательной деятельности младших школьников.

Современная школа  должна обеспечить каждому ребёнку индивидуальную траекторию развития и обучения не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий. В статье представлена методика ...

Педагогическое исследование «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности у младших школьников»

Практическая значимость исследования заключается в том, чтовыделенные и апробированные условия развития самостоятельности младшихшкольников на основе проектной деятельности, разработанные иапробирован...

Разнообразные приемы и формы работы крышками на коррекционных занятиях, как средство развития сенсомоторных навыков детей с ОВЗ.

Сенсомоторика – умение слышать, видеть, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир. Сенсомоторное развитие ребенка обеспечивает формирование представлений о себе и об окружающем мире, благоприятн...

Применение сервисов веб. 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников

Статья на тему "Применение сервисов веб. 2.0. на занятиях как средство развития ИКТ-компетентности младших школьников"...

Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса

Комплект интерактивных рабочих листов по разделу «Путешествия» для уроков окружающего мира как средство развития самостоятельности обучающихся 2 класса / сост. Романова Е.Ф., руков. Лотова...