Тезисы ВКР на тему "Внеклассные занятия, как средство развития интереса к музыке у младших школьников"
материал (3 класс)

Тезисы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy.docx23.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Внеклассные занятия, как средство развития интереса к музыке у младших школьников

Чаплыгина Т.М., студентка

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,

специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс

Бубенщикова С.А., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»

В связи с перестройкой жизни общества возрастает роль и важность музыкального образования школьников как важного фактора формирования и развития художественной культуры личности. Школьное музыкальное образование призвано реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Актуальность темы согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, что педагогическая деятельность должна быть ориентирована на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и других качеств личности. Все это достигается при помощи развития интереса к музыке. На основе анализа нормативных документов, психолого-педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:

  • между необходимостью приобщения младших школьников к музыке, декларированной Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года   и низким уровнем музыкальных знаний школьников;
  • между необходимостью приобщения младших школьников к изучению музыки и недостаточным применением потенциала внеурочных занятий при развитии интереса к музыке;
  • между наличием воспитательного потенциала музыки как средства приобщения младших школьников к музыке и недостаточной методической разработанностью данной формы.
  • Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточный уровень методического обеспечения развития интереса у младших школьников к музыке при помощи проведения внеклассных занятий.
  • Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Внеклассные занятия, как средство развития интереса к музыке у младших школьников».
  • В основу исследовательского проекта положены следующие научные положения трудов отечественных педагогов в области развития интереса к музыке у младших школьников: Холостякова Л.В., Черемкина О.П., Сокорутова Л.В., Яхнина Е. З., Фролова Н. А., Дмитриева М. Б., Тихонова Е.В., Полюдова Ю.В. и многих других.
  • Перед тем как осуществлять развитие интереса к музыке у младших школьников требуется рассмотреть определение термина «интерес».

Интерес может быть обусловлен познанием предметов, обучением искусству, музыке. Особый интерес вызывает развитие интереса у младших школьников к искусству, музыке, в частности. Изучение интереса к музыке в младшем школьном возрасте касается, в первую очередь, формирования познавательного интереса, выступающего ключевым мотивом познавательной деятельности, что приводит к готовности и стремлению получать знания, умения и навыки. У познавательного интереса, выступающего мотивом обучения, в отличие от других мотивов (коллективных, социальных и других) имеется несколько достоинств [3]:

  • познавательный интерес в качестве мотива осознается учащимся первоочередно. Основными критериями в таком случае выступают – интересно и неинтересно. Достаточно часто  интерес, который был вызван учителем и педагогом, является основной причиной познавательной активности детей на уроках;

Интерес к музыкальному искусству проявляется в качестве реализации особой потребности, которая выражается в желании освоить определенный вид музыкальной деятельности, а также в сознательном выборе произведений для прослушивания (интерес к особого рода музыке). Выделяют три вида способов реализации музыкального интереса у младших школьников: пассивный, полуактивный и активный. Музыка, в свою очередь, положительно воздействует на развитие мозговой деятельности младших школьников, стимулирует память, улучшает восприятие школьного материала, приводит в нормальное состояние эмоции, избавляет от тревожности, увеличивает уверенность в себе, развивает логическое и творческое мышление, способствует формированию коммуникабельных навыков, воспитывает силу воли, терпимость, любовь к трудовой деятельности, целеустремленность, усидчивость, избавляет от психических, двигательных и речевых расстройств.

Прежде всего, школьников привлекает занимательная и развлекательная сторона музыки, интерес к музыкальному искусству базируется на занимательности предмета, яркости и новизне эмоциональных впечатлений, которые вызывает музыка. Несмотря на то, что любопытство является наиболее низким уровнем осознанности и действенности интереса к урокам музыкального искусства, его часто используют с целью привлечения младших школьников к изучению предмета. Детские интересы основаны на эмоциональной привлекательности предмета либо деятельности в целом. В ходе формирования интереса реализуется взаимосвязь с иными потребностями, способностями, осознанием долга

Гамезо М.В. предлагает порядок появления интереса у младших школьников:

  • первоначально интерес в определенной области знания либо деятельности появляется у ребенка под влиянием окружающей среды (родителей, сверстников);
  • на втором этапе интерес переносится на учебные и внеклассные занятия, в результате чего они приобретает силу, устойчивость и глубину.

Основной упор для развития интереса у младших школьников к музыке необходимо делать на перемены в учебных заведениях,  группах продленного дня, проведение конкурсов, выездов на природу, походов в театр, филармонии. Необходимо проводить раз в неделю после уроков внеурочное занятие. Развитие интереса к музыкальному искусству у младших школьников проходит определенные стадии и должно направляться педагогом. Для того чтобы сформировать глубокий интерес к занятиям музыкой важно, во-первых, обучить ребенка необходимым знаниям, умениям и навыкам, позволяющим ученику успешно осуществлять музыкальную деятельность, а во-вторых, использовать различные методы, приемы и технологии, позволяющие повысить занимательность урока, способствующие усвоению трудного материала, активизирующие творческие способности и воображение детей [1].

Акцент в системе массового музыкального воспитания и образования имеет смысл ставить как на приобретение теоретических знаний, так и на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как составляющей окружающей жизни. Основными являются знания о музыке и погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует применение разных видов деятельности, а включение их в урок является эффективным средством, помогающим школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес всего коллектива и каждого ученика в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения.

Была разработана подборка внеклассных занятий для развития интереса к музыке у младших школьников.  

Проектируемая подборка внеурочных занятий по развитию интереса к музыке учеников начальной школы состоит из таких структурных элементов, как:

  • титульный лист (включает: название подборки, год издания, место издания);
  • аннотация (краткое описание предназначения проектируемой подборки, указывается адресат, составитель, рецензент, место издания);
  • пояснительная записка (актуальность, перечень частей проектируемой подборки, цель, рекомендации по использованию);
  • тематический план (дата проведения внеурочных занятий, раздел, название темы, цель, время проведения);
  • конструкты внеурочных занятий, направленные на развитие интереса к музыке у младших школьников;
  • список литературы.

Для оценки результативности разработаны карта наблюдения, а также лист экспертной оценки, по которому будет оцениваться качество разработанного методического продукта

Таким образом, разработанные внеклассные занятия, реализуемые в начальной школе, будут целенаправленно развивать интерес к музыке у младших школьников. В процессе внеклассных занятий ребята приобретут навыки общения, научатся работать в группах, делить успех и с другими, узнают особенности построения музыкальных произведений, познакомятся с музыкальными произведениями разных композиторов, музыкальными инструментами народов Урала, музыкой страны. Таким образом, произойдет одновременно два важных процесса: формирование личности школьника и развитие интереса к музыке

Список литературы

  1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 2009. – 224 c.
  2. Арасланова А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. – М.: Русайнс, 2018. – 320 c.
  3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: Учебное пособие / Л.А. Баренбойм. – СПб.: Планета Музыки, 2018. – 340 c.
  4. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика: Учебное пособие / Л.А. Баренбойм. – СПб.: Планета Музыки, 2018. – 252 c.
  5. Волкова В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. – СПб.: Планета Музыки, 2016. – 160 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к чтению у младших школьников

Подбор различных заданий для развития интереса к чтению младших школьников....

Развитие интереса к чтению у младшего школьника

В статье пойдет речь о том, как сделать так, чтобы  ребенок полюбил книги.Это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи....

Развитие интереса к обучению у младших школьников.

Каждый ребенок, который готовится к обучению в школе, намерен получать только пятерки. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе- важный мотив, который определяет го...

Проблема пробуждения и развития интереса к чтению у младших школьников.

Работа учителя на уроке литературного чтения будет эффективна, когда ребёнок испытывает интерес к чтению, к литературе в целом. Только тогда на уроке будут вестись не просто разговоры о каком-то произ...

Статья «Популярные детские игры из США и Великобритании, как средство развития памяти и внимания у младших школьников» в рамках занятий по внеурочной деятельности.

В статье приведены примеры веселых и полезных игр, которые можно использовать на занятиях английским языком в рамках внеурочной деятельности....

Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация

Использование игровых технологий в малокомплектной школе как средство развития интереса к учению у младших школьников. Презентация...

Статья на тему: «Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книгой»

В материале представлен педагогический  опыт учителя начальных классов по теме: " Внеурочная деятельность как средство развития интереса к чтению у младших школьников в работе с детской книг...