Самоанализ урока математике в 1 классе
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Мяновская Ирина Викторовна

Самоанализ урока математике в 1 классе по теме "Решаем задачи" по программе "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

  Самоанализ урока по математике в 1 б  классе

Учитель МОБУ «СОШ №1» пгт.Пойковский Нефтеюганский район

Мяновская Ирина Викторовна

                       В 1 б классе 28 учащихся. Из них  13 мальчиков и 15 девочек. Дети обучаются по программе «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. В классе создан  положительный  психологический микроклимат. Общий интеллектуальный  уровень учащихся – средний. По результатам входной диагностики 67%  учащихся успешно адаптировались к концу первой четверти.  Эти дети  имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.  33 % показали результат  неполной адаптации,  у них не сформировался познавательный мотив. Многие  учащиеся  обладают навыками учебного труда, умеют  анализировать  учебный материал, классифицировать, обобщать, доказывать свою  точку зрения. Часть учащихся испытывают затруднение  в данных процессах.  

                    Ребята знакомятся с проектной деятельностью. Выполнили мини проекты:  «Знакомство со старинными величинами», «Узоры из декоративных форм».  

                    Взаимоотношения в классе доброжелательные.

Урок математики в 1  классе разработан  УМК  «Начальная школа XXI века».

Тема урока:  Составляем задачи.

Цель урока: учить дополнять текст до задачи, составлять задачи.

 Урок относится к разделу «Элементы арифметики» (55 часов) и является 18 уроком. Тема предыдущего урока «Измеряем длину в дециметрах и сантиметрах».

К данному уроку учащиеся имеют достаточный уровень знаний и умений:  знание основных этапов задачи.

Задачи урока:

Образовательные: учить дополнять текст до задачи, составлять задачи с заданной сюжетной ситуацией по рисунку.

Развивающие: развивать мышления через умение обобщать, систематизировать, доказывать, опровергать.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, положительное эмоциональное отношение к изучению математики.

Планируемые метапредметные результаты:

Личностные УУД: положительно  относиться к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность  взаимодействовать с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовность к взаимодействию и взаимопониманию.

Познавательное УУД: самостоятельно  выделять и формулировать познавательную цель; отличать текст от задачи; дополнять текст до задачи; составление задачи с заданной сюжетной ситуацией по рисунку и её решение; постановка и решение проблем – формулирование проблемы.

Регулятивное УУД:  формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать  результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности.

Коммуникативное УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в группах, парах.

Тип урока – открытие новых знаний. Урок построен на технологии системно - деятельностного подхода. Длительность урока – 45 минут.

Форма урока: путешествие на зимнюю олимпиаду в Сочи.

        Основная цель урока – учить дополнять текст до задачи, составлять задачи по рисунку. Весь материал урока был отобран исходя из поставленной цели. Выполнение этой цели проходило на каждом этапе урока. Считаю, что цель и задачи соответствуют программным требованиям, содержанию материала, необходимому уровню знаний и умений учащихся, месту урока в системе уроков по данной теме. Урок построила в логической последовательности, соблюдая взаимосвязь этапов урока.

I.Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)  (2 мин).

Цель: выработать на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативов учебной деятельности.

    Форма работы  - фронтальная.

Данный этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. Активизировала  требования к ученику со стороны учебной деятельности – повторяла   правила гигиены учебного труда. Осуществляла  визуальный контроль готовности учащихся  и эмоциональный настрой на урок. Проводила межпредметную связь с уроками окружающего мира и литературного чтения  – правила гигиены учебного труда (хоровое чтение стихотворения со слайда о правилах посадки). Связь с уроками литературного чтения -   организовала  обсуждение  девиза урока: «Думай, смекай, размышляй!».

Учащиеся планировали учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, анализировали  учебную ситуацию с использованием ранее полученных знаний. Учились  формулировать и аргументировать своё мнение.

II.Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности   (4 мин).        

Цель:  подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действия.  

Форма работы – фронтальная.

На данном этапе организовала подготовку к открытию нового знания, происходит актуализация мыслительных операций и познавательных процессов.Создала  проблемную ситуацию (частично - поисковый  метод) – Какая запись «лишняя»? Почему? (число). Учащимся было предложено найти сумму всех цифр в записи числа. Организовала работу   по повторению состава числа 7, с использованием интерактивной доски - приём «Наряди ёлочку». Следующее задание составление задачи. При выполнении этого задания, повторяли алгоритм построения задачи – приём «Шаг за шагом».

Учащиеся выслушивали ответы товарищей, обсуждали, выражали свою точку зрения, выдвигали свои версии. Дети работали активно.

III. Постановка учебной задачи (7 мин).

Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.

Форма работы – фронтальная, работа в парах, самостоятельная работа, самопроверка.

Дети  анализировали проблему, делали  выводы, участвовали  в обсуждении  и формулировании  темы урока, конкретной  для себя цели будущих учебных действий.  

На первом этапе я  организовала  проблемную ситуацию. Для этого учащимся на слайде было предложено задание, – по какому рисунку нельзя составить задачу. Дети  анализировали и сформулировали  вывод, чтобы  получилась задача, нужно текст или рисунок дополнить до задачи. Формулируют конкретную для себя цель будущих учебных действий. Следующий этап – погружение в проблему (работа в парах).  Дети среди текстов выбрали задачи, анализируя учебную ситуацию с использованием ранее полученных знаний (приём «Реставратор»). Оставшиеся тексты дополняли до задач и решали их.

IV. Физминутка для глаз. Офтальмотренажёр по В.Ф. Базарному  (1 мин).

Цель: дети выполняют упражнение для сохранения зрения.

V. «Открытие» детьми нового знания (8 мин.)

Цель:  создание условий для усвоения новых знаний о задаче. 

Форма работы – индивидуальная, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Опираясь на знание о задаче,  учащиеся вставляли недостающие данные, опираясь на сюжетный рисунок в учебнике. Дети самостоятельно выполняли   работу в тетради по составлению модели к задаче и записывали её решение (один ученик работал у доски). В результате самопроверки учащиеся доказывали правильность своих ответов, слушали товарищей.

VI. Первичное закрепление изученного материала   (10 мин).

Цель: организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Форма работы – фронтальная, групповая, индивидуальная.

На этом этапе я организовала работу класса  в  группах. Двое учеников выполняли данное задание  на интерактивной доске. Дети совершали  осознанные и произвольные речевые  высказывания, они слушали ответы своих товарищей, учились взаимодействовать, сотрудничать, выражать свои мнения с достаточной полнотой и точностью (приём «Силовой анализ»). Был проведён анализ выполненной работы каждой группы, выявление затруднений.

VII. Физминутка  (2 мин).  

Цель: дети выполняют упражнения для снятия утомляемости.

Этап физкультминутки с упражнениями на двигательную активность, проведен с целью формирования  ценностного  отношения к своему здоровью, активизировал учащихся на дальнейшую работу.  

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой при помощи программного обеспечения для управления, планирования, фиксации результатов и взаимодействия участников образовательного процесса (5мин).

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной  работы на новое знание и провести рефлексию достижения пробного учебного действия.

Форма работы – самостоятельная работа.

Учащиеся самостоятельно работали с текстами, делая вывод: задача это или нет.   Была  организована самопроверка  учебных решений при помощи системы голосования. Дети оценивали  свои результаты.

IX. Итог урока  (2мин).

Форма работы – фронтальный опрос

Цель: проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока.

           Я  организовала  подведение итогов урока, использовала приём «Продолжи  предложение»:

  • Сегодня на уроке я узнал  …
  • Теперь я могу …
  • Мне было интересно …

Учащиеся соотносили  цель и результат учебной деятельности, фиксировали степень соответствия, наметили  цели дальнейшей деятельности. Анализировали  и подвели  итог успешности учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

X. Рефлексия (4 мин).

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Форма работы – рефлексия.

Учила  давать оценку своей деятельности на уроке на основе критерия успешности учебной  деятельности  по сигнальным карточкам (медалям). Оценивала  деятельность учащихся на уроке.   Формировала адекватное понимание успешности или неуспешности.

       Результаты показали, что все ребята удовлетворены своей работой на уроке, у всех остались  положительные эмоции от собственной учебной деятельности, что дало мне основание сделать вывод: каждому ребенку на уроке было интересно и комфортно.

      Выполняя задания,   учащиеся не  только  открывали новое знание, формулировали самостоятельно выводы, но и знакомились с зимними видами спорта, которые участвуют в олимпиаде.  

               На всех этапах урока использовала компьютерную презентацию, работу с интерактивной доской и систему программного обеспечения для управления, планирования, фиксации результатов и взаимодействия участников образовательного процесса, что позволило не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и прививать интерес к предмету.

           В течение урока я отслеживала правильные ответы, следила за их полнотой, исправляла допущенные ошибки; учила культуре слушания, обращала внимание на умение анализировать и делать выводы. Свой урок старалась построить так, чтобы как можно чаще звучал вопрос: «Почему?» Как можно чаще дети употребляли бы в своей речи  слова: «Потому что…».

На протяжении всего урока использовались методы стимулирования и мотивации. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. На данном уроке я использовала следующие методы:

  • Объяснительно - иллюстративный (графические рисунки в учебнике и на слайде).
  • Частично - поисковый  (перенос общих признаков известного на новое, выбор примеров, фактов, подтверждение с опорой на наглядность (иллюстрации).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самостоятельная.

 Для получения обратной связи использовалось словесное общение с учащимися, визуальный контакт, приборы системы голосования, рефлексия.

          Благодаря использованию системно – деятельностного подхода, учащиеся  показали хорошую степень активности и работоспособности практически на всех этапах урока. Интерес к содержанию урока был ярко выражен. Учащиеся на уроке были активны, внимательны.  Каждому ребёнку на уроке было комфортно, подтверждением была проведённая рефлексия.

             В течение всего урока знания не давались в готовом виде, ребята получали их самостоятельно, из различных источников. На уроке формировались коммуникативные, познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.

Считаю, что возможности учебного кабинета, оборудование,  организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах стимулировали  познавательные интересы детей.

         Считаю, что данный урок цели достиг. Материал, подобранный для урока был доступен для всех учащихся этого класса. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали. Психологическая атмосфера урока была комфортной и для учащихся и для  меня.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пример самоанализа урока математики 3 класс УМК "Перспектива" по ФГОС

УМК Прспектива, математика 3 класс . Тема: "Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1000. Закрепление."...

Самоанализ урока математики по теме: «Класс миллионов. Класс миллиардов».

Самоанализ проведенного урока; формирование УУД...

ФГОС самоанализ урока математики 2 класс

Дан подробный самоанализ урока математики для 2 класса по ФГОС...

Самоанализ урока математики 2 класс. Тема: "Прямоугольник"

ТЕМА: Прямоугольник.           Тип урока: урок формирования новых знаний.Методы обучения: наглядный, словесный, практический.Цель  урока:...

Самоанализ урока математики 1 класс по теме "Группировка слагаемых"

Приведен пример самоанализа урока математики 1 класс «Группировка слагаемых» в помощь учителю для составления самоанализа уроков, используя текстовую форму или презентацию....

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока

План-конспект урока математики 1 класс тема: "Задача"+ самоанализ урока...