План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

План-конспект урока по русскому языку "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса." 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx29.66 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык   2 класс

Тема:  Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

Цель:

  развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

Познавательные УУД

1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний

Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.

Слайд1

Девиз нашего урока: «Знаешь-говори, не знаешь-слушай». Как вы его понимаете?

Откройте тетрадь.

Запишите дату и роведём минутку чистописания

Слайд2

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке 

 Слайд 3

Что вы видите на центральном кадре?

Что подставил к корню Петя Зайцев? (Буквы ок.)

Что же получится? (Слово корешок).

Что же такое -ок? (Это суффикс.)

II. Формулиро-вание проблемы, планирование деятельности.  

Сформулируйте тему урока. (Суффикс.)

Слайд4

- Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

Слайд5

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое суффикс?

2.  Зачем в слове нужен суффикс?

3.  Какие бывают суффиксы? Как правильно выделить суффикс?

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

-Давайте сформулируем основную цель урока.

III.Открытие нового знания.

Слайд6

1. Упр. 123 – развивается умение находить в словах суффиксы, определять их значение.

Совместно вырабатывается алгоритм для определения признаков суффикса.

Эти признаки (ключевые слова) фиксируются на доске.

Что общего у этих  слов?            

  Как она называется? (Суффикс.)

Почему часть (-ок-) нельзя назвать корнем, ведь она же общая у слов? (Эти слова не однокоренные, их нельзя объяснить через другое однокоренное слово.)

Слайд7

Где находится суффикс в словах?        

Слайд8

Закройте эту общую часть в словах. Изменилось ли значение слова? (Да.)

-Каким значком обозначают суффикс?

Слайд9

Как изменится значение слова, если добавить суффикс? (Слова стали называть маленькие предметы.)

_Что получается, когда добавляем к слову суффикс?

Слайд 10

-А теперь образуйте от данных слов новые при помощи суффикса (- ок)

Слайд11

лёд – ледок (тонкий лёд);

мёд – медок (ласково о мёде).

зуб – зубок (маленький зуб или ласково назвали зуб);

глаз – глазок (маленький глаз);

Сделайте вывод: какое значение может быть у суффикса -ок-?

-Вова Колесников и Петя Зайцев подбирали слова с суффиксом  -ок-. Петя подобрал слово ЛИСТОК, а Вова предложил слово ПОТОК.

- Кто из ребят прав? Есть ли суффикс –ов - в этих словах?

Слайд12

- Как правильно выделить суффикс?

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 124 – развивается умение находить в словах разные суффиксы, определять их значение и графически обозначать суффиксы.

Чем отличаются пары слов? (Суффиксами и значением.)

В каких словах появилось значение «маленький, ласково»? (Дубок, прутик.)

Какие суффиксы «помогли» в этом? (-ок-, -ик-)

Выделите эти суффиксы. какое значение может быть у суффикса –ик-

На доске появляется запись: -ок-, -ик- – уменьшительно-ласкательный.

В каких словах появилось значение «детёныш»? (Лосёнок, мышонок.)

В каких частях слова оно спрятано? (В суффиксах -ёнок-, -онок-.)

 «детёныш». 

Слайд13

-А для чего нужны разные суффиксы?( Изменяют значение слова)

Слайд14

На основе проведённых наблюдений и записей на доске сделайте вывод по плану (см. план в начале урока).

Сравните свой вывод с авторским определением в рамке учебника страница 90

Сколько признаков в этом определении? (Три: часть слова, после корня, новые слова + примеры и обозначение.)

Все ли признаки вы назвали сами?

2. Физминутка

- Разомнёмся, отдохнём. Я называю слова, вы должны определить – если в слове есть суффикс, поднимаем руки над головой шалашиком, если суффикса нет – приседаем.

Глазок, стол, львёнок, носик, день, пень, пенёк, лесок, лист, листик.

 3. Игра «Побудь волшебником».

Вот у меня волшебная палочка, а вот слова: нос, волос, хвост, стол. Кому я дам свою палочку, тот становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Запишите получившиеся слова, выделите суффиксы.

3. Работа в тетради- Прочитай слова 

Листок, бельчонок, кашка, щепка, горка, ежонок, волчонок, сырок, молоток

- Разбейте слова на группы.

- Запишите их.

Что мы сейчас делали?

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

Слайд15

4. Работа в парах             

    Соедините слово и суффикс. Укажите рядом с цифрой нужную букву

ежиха                          - чик -

заюшка                        - ищ -

мальчик                       - их -

домище                        - юшк –

1)В,  2)Г,  3)А,  4)Б

Слайд16

5. Тест – диктант

- Я читаю высказывания, если вы согласны, то ставите +,

если не согласны –

Суффикс это часть слова

Суффикс это маленькое слово

Суффикс служит для связи слов в предложении

Суффикс служит для образования новых слов

Суффикс стоит после корня

Суффикс стоит перед корнем

Суффикс не имеет значения

Суффикс имеет значение

                              +, -, -, +, +, -, -, +

Проверка с таблицы – карточки на доске

ΙV. Рефлексия

Создание условий для анализа успешности овладения ЗУН и способами деятельности

-Над какой темой мы сегодня работали?
-
Что же такое суффикс?
-
С какими новыми суффиксами познакомились?

-Какие смысловые оттенки они вносят?

-Кто остался доволен своей работой?

- Дополните предложения

-Дом.задание

Слайд 17

Сочинить сказку про суффиксы.        

Слайд18

  Я узнал …
 
Я понял …
 
Мне понравилось …
 
Было трудно
 
Для меня было открытием, что
 
Могу порадоваться успехам …

-Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.

Самооценка                                                     

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились Слайд19

- Спасибо за урок                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка во 2 классе с использованием ЭОР. Тема "Наблюдение над ролью суффикса в слове. Определение суффикса".

План-конспект урока русского языка построен на основе организации учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием ЭОР....

План- конспект открытого урока по русскому языку (обучение письму) в 1 «В» классе.

данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Тема: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.

Тема:  Роль суффиксов в слове. Определение суффикса.Цель: – развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически е...

Конспект урока по русскому языку 2 класс по программе 21 век "Роль суффикса в слове. Определение суффикса"

Открытый урок по данной теме имел хорошие отзывы методистов. Пусть им воспользуются в своей практике другие учителя....

Технологическая карта по русскому языку. Тема:Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. 2 класс "Школа 2100"

Технологическая карта по теме: Роль суффиксов в слове. Определение суффикса. Для 2 класса.Технологическая карта развернутая, написана по всем требованиям ФГОС НОО....

Урок русского языка во 2 классе "Роль суффиксов в слове. Определение суффикса" (УМК "Школа 2100")

Технологическая карта урока основанного на технологии деятельностного метода обучения....