Решение задач различных видов
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Старостина Лидия Петровна

Данный урок ставит целью выработать навык решения задач на нахождение суммы, разности, увеличение и уменьшение числа на несколько едениц, на сравнение двух чисел. Обучающиеся учатся выбирать схему-опору, выполнять решение, делать рисунок и чертеж, составлять задачу по заданному решению и схеме-опоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_no_3_.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы работы  над текстовыми задачами как способом аналитического мышления

                                                                                                                            Старостина Лидия Петровна,

                                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                                            МОБУ СОШ № 26

                                                                                                                            городского округа « город Якутск»

      В начальном обучении математики велика роль текстовых задач. Решая их, учащиеся приобретают математические знания, готовятся к практической деятельности. Задачи способствуют развитию логического мышления. Одна из основных задач обучения математике в начальной школе – формирование у учащихся общего умения решать задачи. Математику любят в основном те ученики, которые умеют решать задачи. Следовательно, научив детей владеть умением решать задачи, мы окажем существенное влияние на их интерес к предмету, на развитие мышления и речи.

      В психологической литературе понятие «задача» трактуется достаточно широко.  Текстовая задача – описание некоторой ситуации на естественном языке, с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами и определить вид этого отношения.

      Ученик должен, прежде всего, осознать, что такое текстовая задача. И целью подготовительного периода является возможность показать перевод различных реальных явлений на язык математических символов и знаков.

      При введении термина «задача» следует опираться на разные упражнения с той целью, чтобы показать отличие задачи от упражнений, которые они выполняли по картинке (математический рассказ). Используемая наглядность при решении текстовых задач не будет давать возможность учащимся ответить на вопрос, прибегая к пересчитыванию, а поставит их в условия необходимости выбора арифметического действия. Работа по формированию умения решать текстовые задачи начинается с первых дней обучения в школе. Первые шаги при решении простых задач не вызывают у учащихся затруднений. Но самостоятельное решение составных задач оказывается не по силам многим, и от класса к классу эти учащиеся испытывают всё большие трудности. Причина состоит в том, что у учащихся не сформировано в значительной степени умение анализировать текст задачи, правильно выделять известное и неизвестное, устанавливать взаимосвязь между ними, которая является основой выбора действия для решения текстовой задачи.

      Надо отметить, что в настоящее время решению текстовых задач отводится ведущая роль в начальном курсе математики. Если в государственном образовательном стандарте  2004 г. в содержании изучаемой дисциплины было только указано: «Решение ТЗ арифметическим способом (с опорой на схемы, таблицы, краткие записи и др. модели)». То в ФГОС НОО, введённом в 2011 году, выделяется отдельный раздел «ТЗ», в ходе изучения которого должны быть сформированы как общее умение решать текстовые  задачи, так и умение решать задачи отдельных видов. Особое внимание уделяется оценке умения учащихся осознанно работать с условием задачи. В итоговых работах впервые предлагаются комплексные задачи повышенной сложности, требующие от ученика умения интегрировать знания из разделов программы для решения поставленной задачи.

                                    Содержание раздела «ТЗ» ФГОС НОО

В разделе характеристики деятельности учащихся:

Моделировать   изученные зависимости.

Находить и выбирать    способ решения ТЗ. Выбирать удобный способ решения задачи.

Планировать       решение задачи.

Действовать        по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.

Объяснять  (пояснять)    ход решения задачи.

Использовать      геометрические образы для решения задачи.

Наблюдать   за изменением решения задачи при изменении условия.

Самостоятельно     выбирать     способ решения задачи.                               

                                    Графический способ решения задач

Даёт возможность более тесно установить связь между арифметическим и геометрическим материалами, развить функциональное мышление у детей. Именно благодаря этому способу можно сократить , в течении которых ученик учится решать различные задачи. В то же время, умение графически решать задачу – это важное политехническое решение. Графический способ даёт иногда возможность ответить на вопрос такой задачи, которую дети ещё не могут решить арифметическим способом и которая может носить практико – ориентированный  характер.

                                              Поиск решения задачи.

ученики должны выделить величины, входящие в задачу;

данные и искомые числа;

установить связи между ними;

Есть приёмы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые, установить связи между ними. Это –

иллюстрация задачи;

краткая запись (и в виде таблицы, схемы, а так же в форме чертежа);

задачи, связанные с движением с помощью чертежа;

                                              Новые формы работы над задачей:

  • Работа над уже решённой ранее задачей. Многие учащиеся только после повторного анализа осознают план решения задачи. Это путь к выработке твёрдых знаний по математике. Конечно, повторение анализа требует дополнительного времени, но это окупается.
  • Решение задач различными способами. Мало уделяется внимания решению задач различными способами в основном из-за нехватки времени.
  • Правильно организованный способ анализа задачи – с вопроса или от данных к вопросу.
  • Представление ситуации, описанной в задаче.( Нарисовать «картинку»)
  • Самостоятельное составление задач учащимися.
  • Решение задач с недостающими данными.
  • Изменение вопроса задачи.
  • Составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что обозначает то или иное выражение. Выбрать те выражения, которые являются ответом на вопрос задач.
  • Объяснение готового решения задачи.
  • Приём сравнения  задач и их решения.
  • Запись двух решений на доске – одного верного и другого неверного.
  • Изменение условий задачи так, чтобы задача решалась другим действием.
  • Закончить решение задачи.
  • Какой вопрос и какое действие лишние в решении задачи (или наоборот, восстановить пропущенный вопрос и действие в задаче)
  • Составление аналогичной задачи с изменёнными данными.
  • Решение обратных задач.

       Работа над текстовой задачей остаётся одним из важнейших аспектов обучения в начальной школе. В это время закладываются основы знаний. Работа над текстовой задачей является движущим фактором в развитии младших школьников. Из текстов задач дети открывают новое об окружающем мире, учатся глубже понимать различные стороны взаимосвязей в окружающей их жизни, испытывают чувство удовлетворения и радости от их успешного решения.

Решение текстовых задач и нахождение разных способов их решения  на уроках математики способствует развитию у детей мышления, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждения и его доказательности, развитию умения кратко, чётко и правильно излагать свои мысли. Важно то, что текстовые задачи имеют практико-ориентированную направленность. Они учат детей определённым жизненным ситуациям и путям решения практических вопросов, которые возникают в жизни людей.

    Нельзя забывать, что решение задач воспитывает у детей многие положительные качества характера и развивает личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике "Решение задач различных видов".

Дан конспект урока по математике по учебнику М.И. Моро, 2 класс по теме "Решение задач различных видов"....

урок математики 4 класс "Действия с составными именованными числами. Решение задач различного вида" школа 2100

Урок математики в 4 классе.          По программе  «Школа 2100». Тема урока: “Действия с составными именованными числами. Решение задач различног...

Материал для уроков математики. Решение задач разных видов.

Данный материал позволит организовать работу по теме: "Повторение" в 4 классе...

Решение задач различных типов

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока математики во 2 классе в виде презентации.  Урок  построен в соответствии со структурой урока - обобщения знаний, содержит и парную, групповую и др...

Презентация. Решение задач различных видов

Презентация содержит наглядную иллюстрацию решения задач различных видов за курс 3 класса...

Конспект урока «Решение задач различного вида во 2 классе»

Урок закрепления решения задач разного типа...