Конспект урока математики в 4 классе УМК "Перспектива" по теме : «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»
Форма урока : «Покорение математического Олимпа»
Тип урока:  "открытие" новых знаний
Вид урока : комбинированный
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_4_klass.docx30.15 КБ
Файл drobi_otkrytyy_urok_2013.pptx503.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока математики  в 4 классе  

УМК "Перспектива"

учитель: Никитина Наталья Николаевна

Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Форма урока : «Покорение математического Олимпа»

Тип урока:  "открытие" новых знаний

Вид урока : комбинированный

Используемые технологи:    технология развития критического мышления современная технология оценивания,  информационно – коммуникационные технологии, технология « Педагогики сотрудничества» ( мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)

Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие вычислительных навыков, логического мышления,  способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.

Группы формируемых компетенций: 

Личностные УУД:  развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению,  принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или  предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы,  составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками обосновывать своё мнение, приводя аргументы, проявление инициативы в образовательном процессе.

Познавательные УУД:  переработка полученной информации для формулировки выводов,  создавать и преобразовывать схемы для решения задач, построение логической цепочки рассуждений.

Формы работы: фронтальная ( совместное выполнение задания), групповая ( работа в парах), индивидуальная (самостоятельная работа)

Приемы работы: деятельностный подход к обучению

Методы работы : проблемно – сообщающий ( с опорой на наглядность в виде чертежей, таблиц, схем) ,  метод самоорганизации познавательной  работы на всех  этапах  урока.

Цель урока: организация деятельности учащихся  и создание условий для "открытия" новых знаний (сложения дробей); формирование активной личности; воспитание самостоятельности.

Задачи:

1. Познакомить с приёмами сложения дробей с одинаковыми  знаменателями;

2. Вывести алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями;

3. Развивать вычислительные навыки, самоконтроль, логическое мышление, память. внимание;

4. Развивать коммуникативные умения и интерес к предмету.

ХОД  УРОКА

1. Орг. момент

- Здравствуйте дети, сегодня у нас не простой урок. Мы будем покорять вершину горы. Какой?

Вы сами мне назовёте, расшифровав слово. Но для этого давайте вспомним:

- как найти долю числа;

- как найти часть числа выраженного дробью; (формула)

- как на число, если известна его доля;

- как найти число, если знаем его часть, выраженную дробью (формула)

- что обозначает знаменатель;

- что обозначает числитель.

Вычисли и запиши только ответ:

  1. Найди и запиши, чему равна 1/8 от числа 48;
  2. Найди и запиши, чему равны 3/8  от числа 48;
  3. Найди 3 % от 800;
  4. Найди и запиши число 1/7 часть,  которого равна 7;
  5. Найди и запиши число 2/7  которого  составляет  10.

- Проверяем.

6    18    24   49    35

- Какое число «лишнее», почему?

- Запиши в порядке убывания  натуральные числа и расшифруй название горы.

(СЛАЙД)

 - Кто слышал название этой горы? Что это за гора?

(СЛАЙД)

Оли́мп  — наиболее высокий горный массив в Греции. В древнегреческой мифологии Олимп — священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

Сегодня мы будем покорять математический Олимп, для этого надо справиться с заданиями.

В честь главного олимпийского бога Зевса в древнегреческом городе Олимпии устраивались  спортивные состязания, которые по названию города  именуются олимпийскими играми.

2. Актуализация знаний.

«Бег с препятствиями»

(мультимедиа) на экране цепочка с заданиями, в конце получается дробное число.

                      - 1             : 3           + 27        : 4          х 10        : 25         : 2          : 5

                                                                                                               

(начинаем с 100 – итоговый ответ 3\5)

- Какое число получили? Почему?

- Расскажите всё, что знаете про дробь 3/5 (Знаменатель дроби равен 5, он обозначает, что единицу разделили на пять равных частей. Числите6ль 3, обозначает, что таких частей взяли 3. Дробь можно записать в виде частного 3:5)

- Молодцы! Первую высоту мы одолели!

3. Постановка проблемы.

А)   Следующее состязание  «Лыжная эстафета»

Первый спортсмен пробежал 2/7 части эстафеты, второй 3/7. Какую часть эстафеты они пробежали вместе?

- Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?  (сложить числа)

- Сложите. Сколько получилось?

-Почему ответы разные?

 ( не знаем,  как правильно складывать дроби)

-Кто сформулирует тему урока? (Сложение дробей)

(А каких?)

«Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» (СЛАЙД)

- Чему должны научиться? (складывать дроби).

- Какие дроби? (с одинаковыми знаменателями)

- Какова цель нашего урока?

 Б) - Давайте практически попробуем выяснить, как складывать дроби.

(чертёж) – у каждого  (СЛАЙД)

- Итак, всю эстафету обозначим произвольным отрезком.

- На сколько равных частей надо разделить? Почему?

- Сколько пробежал первый? (обозначим)

- Сколько пробежал второй? (обозначим)

- Сколько вместе?

- Изменился ли знаменатель? Почему?

Кто может сделать вывод: как же сложить дроби с одинаковым знаменателем?

Чтобы сложить дроби с одинаковыми знаменателями, надо сложить числители, а знаменатель оставить тот же)

- Кто сможет вывести формулу (записать вывод в буквенном виде)

Давайте, проверим,  совпал ли наш вывод (работа с учебником).

 Запишите решение.

В) Чтобы справиться с этой высотой, осталось составить алгоритм сложения дробей с одинаковыми знаменателями: (работа в парах)

у вас на партах лежит

Проверяем (СЛАЙД)

1)  прочитай дробь

2)  проверь одинаковый ли знаменатель

3)  найди сумму числителей

 4)  знаменатель оставь тот же

5. Физминутка.

4. Первичное закрепление.

- Молодцы, теперь я вам  предлагаю  сыграть в  «Математический   хоккей» - чтобы забить гол, надо правильно найти значения выражений.

 Учебник стр. 7 № 4, 5

№ 5 (в левом столбике складываются дроби со знаменателем 100, а в правом  сотые доли величин с теми же числовыми значениями, которые похожи на именованные натуральные числа)

 5. Самостоятельная работа. СЛАЙД

Ну а теперь, нас ждёт биатлон это вид зимнего спорта, лыжные гонки на различные дистанции со стрельбой по мишеням из мелкокалиберной винтовки, но нас ждёт «Математический биатлон»:

- стреляем по мишеням

Стр 8 № 7

+

3/24

9/24

11/24

7/24

 9/24                                                                            

12/24

+

5/36

8/36

19/36

2/36

6/36

15/36

 

                                                           

-Проверка на экране.  (мастер, консультант, специалист)

  1. 6. Включение нового в систему знаний.  

- Зачем нам надо уметь складывать дроби с одинаковыми знаменателями?

Решим задачу: (СЛАЙД)

      На беговые лыжи в магазине в зимний период действует скидка, которая составляет 4/50 часть от стоимости товара. В предверьях Сочинской олимпиады на эти  лыжи есть ещё скидка, которая составляет 3/50 от стоимости всего товара. Сколько рублей будут стоить беговые лыжи с учётом всех скидок, если стоимость лыж 2000 рублей?

- Какую часть составляет скидка на лыжи в зимний период?

- Какую часть составляет  скидка перед олимпиадой?

- Каков главный вопрос задачи?

- Можем ли сразу узнать? Почему?

- Как узнать какую часть от стоимости будут составлять обе скидки?

- Достаточно ли это знать, чтобы выяснить стоимость лыж?

- Что ещё надо узнать?

- Как узнать,  сколько рублей составляет скидка на товар?

- Сколько рублей составляет скидка? Сколько рублей стоит весь товар? Сколько будет стоить товар с учётом скидок?

 1)  4\50 + 3/50 = 7/50 (рублей)

2) 2000:50 х 7 = 280 (рублей)

3) 2000 – 280 рублей = 1720 (рублей)

- Какие новые знания и умения нам  помогли решить задачу?

Итог:

- Чему учились сегодня на уроке.

- Каким правилом будем пользоваться при сложении  дробей с одинаковыми знаменателями.

7. Решение примеров

Самостоятельное решение выражений с применением новых знаний (разноуровневые)

- У вас на листочках даны примеры:

1 уровень – решение простых примеров

2 уровень – решение примеров в два и три действия

3 уровень – придумать самим примеры на сложение со значениями…..

Итог: - Как же сложить дроби с одинаковым знаменателем?

  1. 8. Рефлексия. Подведение итога

Мы достигли вершины горы, давайте поаплодируем себе. У нас  каждого своя высота в достижении нового. Покажите флажком свою высоту, наклейте флажок на ту высоту, на которую вы сегодня «взяли»

- Ребята, спасибо вам за работу.

9. Домашнее задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАТЕМАТИКА 4 класс

Слайд 2

6 П 35 Л 18 М 24 И 49 О

Слайд 3

Олимп Оли́мп — наиболее высокий горный массив в Греции. В древнегреческой мифологии Олимп — священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

Слайд 4

100 99 33 60 15 150 6 3 3 5 -1 : 3 +27 : 4 х10 : 25 : 2 : 5

Слайд 5

Лыжная эстафета

Слайд 6

ТЕМА: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями ЦЕЛЬ: Научиться складывать дроби с одинаковыми знаменателями

Слайд 7

2 7 _ 7 3 _ ?

Слайд 8

АЛГОРИТМ Прочитай дробь Проверь одинаковый ли знаменатель Найди сумму числителей Знаменатель оставь тот же

Слайд 9

Математический хоккей

Слайд 10

+ +

Слайд 11

Результаты «Чемпион» - 9 баллов «Мастер» - 6-7 баллов «Кандидат в мастера» - 4-5 баллов

Слайд 12

Беговые лыжи стоят 2 000 рублей. В первую неделю зимы действует скидка, которая составляет 4/50 части от стоимости товара. В преддверьях Сочинской олимпиады на эти лыжи есть ещё скидка, которая составляет 3/50 части от стоимости всего товара. Сколько всего рублей будут стоит лыжи с учётом всех скидок?

Слайд 13

РЕШЕНИЕ : 4/50 + 3/50 = 7/50 (руб.) – часть, которую составляют обе скидки 2 000 : 50 х 7 = 280 (руб.) – составляет вся скидка 2 000 – 280 = 1720 (руб.) Ответ: 1 720 рублей будут стоит лыжи с учётом всех скидок.

Слайд 14

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики учителя начальных классов МОУ «СОШ № 13» Пилягиной Ирины Вячеславовны Тема: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями», 4 класс (по учебнику Л.Г.Петерсон)

Цель: вывести правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями; обогатить знания о дробях, полученные на предыдущих уроках; совершенствовать навык счёта; поддерживать интерес к математике; ра...

Конспект урока математики в 4 классе. Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

Конспект урока математики в 4 классе.Тема: Сложение дробей с одинаковыми знаменателями.Технология: развивающее обучение....

Презентация к уроку по математике 4 класс на тему "Сложение дробей с одинаковым знаменателем" программа "Школа 2100"

На уроке математики учащиеся 4 класса  знакомятся с темой "Сложение дробей с одинаковым знаменателем"...

открытый урок по математике по теме "Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок открытия нового по теме "Дроби" по программе "Перспектива" в 4 классе.Представлен большой материал по закреплению пройденного  и освоению нового.Урок- путешествие  в мир математики и в ...

Урок математики в 4 классе на тему:"Сложение дробей с одинаковыми знаменателями"

Урок составлен по учебнику Л.Г.Петерсон. Здесь найдете интересные задачи на тему "Дроби" , связанные с Универсиадой в Казани...

Конспект урока на тему «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями»

Конспект урока на тему «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями» Образовательная система «Школа 2100» Демидова Т.Е, Козлова С.А, Тонких А.П. Математика. Учебник для 4 класса Часть1.-М.: ...