Мастер - класс по теме" Решение задач на движение"
учебно-методический материал по математике (3 класс) по теме

Цель работы: Изучить способы решения задач на движение.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема:      Решение задач на движение.

Цели:  Изучить  способы решения задач на движение 

 Задачи: - через понятия движение, среда движения познакомить с величинами скорость, время, расстояние;

   -  создать условия для установления зависимости между величинами скорость, время, расстояние;

   - через исследование выяснить, будет ли меняться решение задачи и ответ при разном направлении движения объектов.

Оборудование: -  карточки с изображением  треугольников ,интерактивная доска, карточки с задачами

                                         

  1. .Введение « Преемственность в обучении математике  между  начальной и средней  школой»
  2. .    Актуализация знаний

3.    Знакомство с понятиями : скорость , время, расстояние

4, Практическая работа

5.     Решение сложных задач на движение через исследовательскую работу ( в группах)      

6. Рефлексия

                                                        ХОд

  1. Обучение решению задач на движение.(слайд 1,2)

При переходе из начальной школы в среднюю учащиеся преодолевают сложный психологический барьер. Это связано со многими причинами: вместо одного учителя – сразу много, больше предметов, кабинетная система и другие.  Многие учителя математики, сравнивая оценки, с которыми дети были переведены из четвёртого класса в пятый, с оценками за первую четверть, отмечают падение качества знаний.

Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием  тех методических приёмов,  которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе,  то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.

Замечено и доказано, что до 80% информации человек получает через зрительный канал. Именно этот факт является важнейшим при обучении математике в начальной школе. Это нужно учитывать и учителю математики 5 класса.  

Решение  текстовых задач, в частности задач на движение, является для учащихся  одним из трудных моментов в усвоении математики. Однако, как показывает практика, если учащиеся в 4 классе усвоили понятия «скорость», «время», «расстояние» и взаимосвязь между ними, то в 5 классе они легко решают задачи на движение.

Рассмотрим, как  можно провести ознакомление с понятиями скорость, время, расстояние 

  1. Актуализация знаний

--- Что такое движение?   (перемещение какого-то объекта)

 -Движущимися объектами могут быть живые и неживые тела,люди, животные, машины и т.д.      ( СЛАЙД 3)

--Что является средой движения?  ( дорога, воздушное пространство, водная гладь, космическое пространство  (СЛАЙД 4)

3. игра

   -        Я    называю прилагательные, а вы отвечаете, к какой величине v, t ,S они  относятся.

                    Быстрее – медленнее      (v)

                     Длиннее  - короче          ( s)

                    Раньше -   позже            (t)

--- Кто догадался, с какими величинами будем знакомиться и решать задачи?

4  Знакомство  с величинами

-Перед вами лежат треугольники, они помогут познакомиться с новыми величинами.

- Кто был в горах?  Легко или тяжело подниматься в гору? 

-  Подняться в гору тяжело, на это надо затратить много времени.  Начало нашего пути обозначим буквой  t-это время , затраченное для того, чтобы подняться в гору.    (СЛАЙД  5) 

-Обозначьте у себя на треугольнике. 

 -Поднимаясь в гору мы проходим какое- то расстояние, путь. Обозначим его s   ( слайд 6

) - При  спуске с горы скорость будет такой,  когда поднимались или изменится? Как

- Обозначим v   (СЛАЙД 7)

-Мы получили треугольник, который обозначили буквами  v, t,  s

- Этот волшебный треугольник поможет решать задачи на движение

5.  ЗАДАЧА: 1) Какое расстояние пройдёт мальчик, если шёл 3 мин. Со скоростью 50м/мин. ( v * t= s)    СЛАЙД 8        

2) Мальчик прошёл расстояние 150 м со скоростью 50 м в минуту. За какое время он прошёл этот путь?  S:v =t

3) Мальчик прошёл расстояние 150 м за 3 минуты .С какой скоростью шёл мальчик?

--- Вернёмся к треугольнику . Чтобы найти cкорость  мы  s : t

вывод!

6. РЕШЕНИЕ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ ( ИССЛЕДОВАНИЕ)

-- Прочитать задачу на экране.

                                   «Из двух городов А и В, расстояние между которыми 960 км шли 2 поезда. Скорость одного 80 км/ч, а скорость другого -90 км/ч. Какое расстояние между ними будет через 4 часа?

                 

--- Всё ли вам понятно?

--В каком направлении могут двигаться объекты?

-- Ваше предположение, одинаковое ли будет решение и ответ в задаче, если условие будет всё одинаковое, но поменяется направление движения?

7. Работа в группах

( каждая группа выбирает карточку с задачей)

-Смоделировать задачу и записать решение

8 Защита каждой группы

ВЫВОД:

1). -Что произойдет с расстоянием между поездами, если двигаются навстречу др. другу?    ( уменьшится) Почему?  ( скорость сближения увелич.)

960 – (80 +90) *4 =280 км

2). --В ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ?   ( расстояние

увеличится)

960 + (90+80) *4 =1640 км

3). -- в одном направлении  идут в догонку?  (s уменьшится)

80*4=320 км

90*4=360км

960-360=600км

600+320=920км на таком s  1-й п. от 2-го поезд

4). –В одном направлении, но с отставанием? (s увеличится)

80*4=320 км

90*4=360км

960-320=640км

360+640=1000км окажутся др. от др.

ВЫВОД- ПОДТВЕРДИЛИСЬ ВАШИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ?

Рефлексия  

 -Какие задания показались наиболее трудными, интересными?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДВИЖЕНИЕ

Слайд 3

Актуализация знаний Живые тела Неживые тела

Слайд 4

Среда движения

Слайд 5

S t V

Слайд 6

S t V * : :

Слайд 7

ЗАДАЧА Из двух городов A и B , расстояние между которыми 960 км шли два поезда. Скорость одного поезда 80 км/ч, а скорость второго-90 км/ч.Какое расстояние между поездами будет через 4 часа?

Слайд 9

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике в 4 классе.Тема: " Решение задач на движение"

Материал содержит подробный конспект урока, мультимедийный тренажер,карточки с разноуровневыми заданиями. Рекомендуется использовать на этапе закрепления изученного материала....

Тренажёр по математике для 4 класса по теме:"Задачи на движение"

Тренажёр -отработка навыка  по математике для 4 класса по теме:"Задачи на движение"...

Урок математики в 4 классе на тему "Задачи на движение в противоположных направлениях""

Цель данного урока: установить зависимости между величинами  s, v, t   при движении  в противоположных направлениях.Обучающиеся  закрепляют  навыки вычислений со смешанны...

Мастер класс. Работа с задачами на движение.

Мастер класс. Задачи на движение....

Урок математики 4 класс тема: "Решение задач на движение"

Цель:Закрепить умение решать задачи на движениеЗадачи:Закреплять знание формул нахождения скорости, времени, расстояния, правил дорожного движенияРазвивать умения строить чертёж к задачам и по чертежу...

Мастер класс на тему обучение основным движениям

Мастер класс на тему обучение основным движениям...

Урок математики в 4 классе по теме: «Задачи на движение. Движение вдогонку». Образовательная система «Школа 2100»

Урок открытия новых знаний. Цели урока: Формирование умения проводить исследования значения расстояния между движущимися объектами в заданный момент времени при движении вдогонку, фиксировать результа...