Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Максимова Наталия Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности по математике "Занимательная математика" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zanimatelnaya_matematika_-_kopiya.doc122 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочного  курса «Занимательная математика» для  3 класса разработана на основе:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» (п.7);
  • Концепция модернизации Российского образования;
  • Концепция содержания непрерывного образования;
  • Положение о рабочей программе;
  • Положение о критериях и нормах оценочной деятельности обучающегося.

Программа позволяет учащимся начальных классов ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций, общему интеллектуальному развитию, умению самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию, вводит в мир элементарной математики, расширяет и углубляет математические знания, позволяет включить интеллектуальную деятельность младшего школьника  в различные соотношения с другими сторонами его личности, прежде всего с мотивацией и интересами, оказывает положительное влияние на развитие внимания, памяти, эмоции и речи ребенка, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике.

Программа направлена  на развитие у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии, созданию условий для развития ребенка, развитию мотивации к познанию и творчеству, обеспечению эмоционального благополучия ребенка, профилактике ассоциативного поведения, интеллектуального и духовного развития личности ребенка, укреплению психического здоровья. Она способствуют развитию у детей творческих способностей, логического мышления, математической речи, внимания, умению создавать математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки, обобщать и делать выводы.

             Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.

             Программа отражает:

  • принципы обучения (индивидуальность, доступность, научность, преемственность, результативность);
  • дифференцированное обучение;
  • владение методами контроля.

             Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

           Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  ребус  или  самая  элементарная  головоломка.  

Обучающиеся на опытно-наглядной основе знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.

Основная цель программы: создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующем его возрастным особенностям и возможностям.

Исходя из общей цели, стоящей перед обучением, решаются следующие задачи:

  • формирование мотивации к изучению математики, углубление и расширение математических знаний и способностей в соответствии с возрастными особенностями; 
  • формирование мыслительных процессов, логического мышления, пространственных ориентировок;
  • обеспечение необходимой и достаточной математической подготовки ученика для дальнейшего обучения;
  • расширение,  углубление знаний учащихся и формирование математической компетенции;
  • развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;
  • развитие логического мышления и пространственных представлений;
  • формирование начальных элементов конструкторского мышления;
  • воспитание интереса к предмету через занимательные задания;
  • формирование усидчивости и терпения;
  • создание прочной основы для дальнейшего обучения математике;
  • формирование и развитие различных видов памяти, воображения, общеучебных умений и навыков;
  • выявление и поддержка математически одаренных и талантливых детей.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Место курса в учебном плане соответствует утвержденному учебному плану образовательного учреждения. На изучение внеурочного курса «Занимательная математика»  во 3 класс выделяется 34 часа (2 ч в неделю, 17 учебных недель).

     Распределение учебного времени прохождения программного материала по факультативному курсу «Занимательная математика».

 

№ п/п

Разделы и темы

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Числа и операции над ними

4

Занимательные задачи

6

Учимся отгадывать ребусы

1

Оформляем школьную математическую газету

1

Олимпиады, конкурсы

3

Наглядная геометрия

3

Жизнь замечательных людей

-

Симметрия фигур.

2

Площадь и объем фигур

3

Арифметические фокусы, игры, головоломки

3

Проектная деятельность

2

Подведение итогов

4

Итого:

34

При организации образовательного процесса  используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств: интегрированные уроки с мультимедийным сопровождением,  комбинированные уроки. В процессе реализации программы используется метод разъяснения, наглядные методы, практические методы, проблемно-поисковый метод, метод самостоятельной работы, метод поощрения.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, уроков-зачётов, уроков-игр. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся наблюдать, сравнивать, обобщать, анализировать, выполняя различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги.

Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии, технологии развития критического мышления, технологии проектной деятельности, обучение  в сотрудничестве, исследовательская деятельность.

Предлагаемый курс строится с учетом дидактических принципов, таких как:

  • доступность:  содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся;
  • принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка;
  • актуальность: создание условий для повышения мотивации к обучению математики,  стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся;
  • научность: математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения;
  • системность: курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач);
  • практическая направленность: содержание занятий факультатива направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и в других математических играх и конкурсах;
  • мотивация: развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике;
  • реалистичность:  усвоение основного содержания программы возможно за 34 занятия.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • оформление математических газет;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы.

     

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Содержание курса

Вводное занятие «Математика – царица наук» (1ч.). Знакомство с целями, задачами и содержанием факультативного курса «Занимательная математика» в третьем классе.

      Числа и операции над ними (4ч.).  Знакомство с классом миллионов. Числа-великаны. Коллективный счёт. Упражнения с многозначными числами. Работа с таблицей разрядов. Игра «Знай свой разряд». Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах». Познавательная игра «Семь вёрст…».

Арифметические фокусы, игры, головоломки (3ч.). Головоломки с палочками одинаковой длины, магические квадраты, арифметические ребусы.

Олимпиады, конкурсы (3ч.). Участие в школьной олимпиаде в период декады по математике, в районной олимпиаде, в международном конкурсе «Кенгуру».

Наглядная геометрия (3ч.). Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию». Упражнения в построении чертежей на нелинованной бумаге. Игра «Удивительный квадрат». Преобразование фигур на плоскости.

Симметрия фигур (2ч.). Знакомство с симметрическими фигурами, построение симметричных фигур. Соединение и пересечение фигур.

Площадь и объем фигур (4ч.). Знакомство с площадью и объемом фигур. Вычисление площади фигур. Объём фигур. Конструирование предметов из геометрических фигур.

Занимательные задачи (6ч.). Задачи-смекалки, логические задачи, задачи на противоречия. Анализ проблемных ситуаций в многоходовых задачах. Логические игры «Молодцы и хитрецы». Компьютерные математические игры. Решение задач международной игры «Кенгуру». Решение нестандартных задач. Составление схем, диаграмм.

Проектная деятельность (2ч.). Выполнение проектов: «Великие математики», «Зрительный образ квадрата». Оформление презентации.

Оформляем школьную математическую газету (1ч.). Выпуск школьной математической газеты «Пифагор»: подбор материала, оформление.

Подводим итоги (4ч.). Математический КВН, круглый стол «Подведем итоги». Конкурс эрудитов. Конкурс знатоков (отборочный тур,  итоговый тур). Сочинение «Место математики в моей жизни».

Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса. 

Должны усвоить:

  •  основные базовые знания по математике, её ключевые понятия;
  •  овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности;
  • способствовать успешному выступлению на олимпиадах,  играх, конкурсах. 

Должны знать:

  • свойства арифметических действий;
  • способы сравнения и измерения площадей;
  • разрядный состав многозначных чисел в пределах миллиона;
  • названия геометрических фигур;
  • способы решения головоломок, шарад, ребусов.

Должны уметь:

  • устно выполнять вычислительные приемы;
  • использовать знания для решения заданий;
  • узнавать и изображать геометрические фигуры;
  • строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
  • анализировать и решать головоломки, шарады, ребусы, примеры со «звездочками»;
  • осуществлять самостоятельный поиск решений.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Учебник, учебное пособие

Дополнительная литература для учителя и учащихся.

  • Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград, «Учитель», 2007.
  • Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996.
  • Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. Москва, «Контекст», 1995.
  • Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы, Волгоград, «Учитель», 2008.
  • Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов, «Лицей», 2002.
  • Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Москва, «Академкнига/Учебник», 2002.
  • Сухин И. Г. Занимательные материалы. Москва, «Вако», 2004
  • Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. Москва, «Грамотей», 2004.
  • Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. Санкт- Петербург, «Лань», 1995 .
  • Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы, Москва, 2004.
  • Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. Москва «Панорама», 2006.
  • «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
  • Лопатина А., Скребцова М. Добрая математика, как подружиться с математикой (для занятий с детьми младшего и среднего возраста).  Москва, « Амрита-Русь», 2004 г.

Наглядный материал

  • макеты геометрических фигур

Оборудование, приборы

  • линейка
  • циркуль
  • таблица разрядов
  • макеты  геометрических фигур
  • палочки

Перечень Интернет ресурсов и других электронных информационных источников

Интернет ресурсы:


ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

НА 2013 - 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Ф.И.О. учителя:_Максимова Н. А._______________

Класс: 3

Предмет:  курс внеурочной деятельности  «Занимательная математика»

Программа: рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Занимательная математика» 3 класс

Учебник: нет

Количество часов: 34 (2 часа в неделю )

№п/п

Название темы

количество часов

контрольные работы

практические работы

сопутствующее повторение

сроки окончания работы над темой

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1

Числа и операции над ними

5

Занимательные задачи

6

Оформляем школьную математическую газету

1

1

Олимпиады, конкурсы

3

3

Наглядная геометрия

3

Симметрия фигур

2

Площадь и объем фигур

4

Арифметические фокусы, игры, головоломки

3

Проектная деятельность

2

2

Подведение итогов

4

итого:

34


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ для 3 – 4 классов С любовью к городу

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  для 3 – 4 классовС любовью к городу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....