Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие на тему "Осень"
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Индивидуальное занятие расчитано на 20 минут для ребенка с умственной отсталостью. Задания направлены на развитие мелкой моторики рук и развитие устной речи, развитие активного и пассивного словаря. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУ «Школа-интернат №5» г. Курск

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему: «ОСЕНЬ»  

Подготовила тьютор Гридина Ю.В.

Целевая аудитория: дети с умственной отсталостью, с глубокой умственной отсталостью.

Цели и задачи:

  • Развивать мелкую моторику и координацию движений мышц кистей рук
  • Развивать речь
  • Формировать представление о времени года осень
  • Закрепить умение различать цвета
  • Закреплять развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения
  • Воспитывать усидчивость, умение доводить начатое дело до конца

Оборудование:

  • Плакат «Осень в парке»
  • Разрезные картинки
  • Пластилин
  • Трафареты листьев
  • Игрушки – овощи и фрукты
  • Игрушка – грузовик
  • Игрушка – шнуровка Ёжик
  • Листья засушенные
  • Цветные карандаши

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика.

Мы сегодня будем много говорить и нам нужно подготовить наш язычок, чтобы он хорошо помог нам проговаривать слова.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

Вот и осень пришла –

Нам дары принесла.

Мы в лес пойдём –

Грибы-ягоды найдём.

Шли мы, шли

И орешки нашли.

  1. ОРЕШКИ

Словно белки мы без спешки,

ловко щёлкаем орешки.

(рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики – «орешки»)

Дальше шли и в лес пришли.

А в лесу, под кустом, на каждой кочке

Манят нас к себе грибочки.

  1. ГРИБОК

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

(улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»), удерживать в таком положении 5-10 секунд)

Налетел вдруг ветерок,

Закружил листочки.

  1. ВЕТЕРОК

Сдуть листочки со стола.

Пальчиковая гимнастика

Деревца качаются и веточками шелестят (локти на столе и пальцами пошевелить и наклонять из стороны в сторону)

Листочки под ногами шуршат (ладошки потереть одна о другую)

Дождик стучит в окошко (пальчиками постучать по столу перебирая по очереди каждым)

- Послушай стихотворение, и ты узнаешь, о каком времени года мы будем сегодня говорить.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.            (М. Ходякова)

- Какое  время года описано в стихотворении?

- Посмотри, какого цвета стоят деревья?

- А как называются эти деревья?

- Осенью листья на деревьях меняют цвет с зелёного на жёлтый и красный, некоторые листики бывают сразу двух и трех цветов. А потом листики с деревьев опадают.

- Посмотри, у нас на стене висят осенние листики. Какого они цвета?

- А вот один листочек рассыпался на части. Давай его соберём и посмотрим, какой он красивый.

Задание: собрать кленовый лист из частей.

- Молодец, хорошо получилось собрать листок.

- А теперь посмотри на эти листочки. Они все одинаковые? Чем они отличаются? А какой листочек лишний?

Задание: выбрать из одинаковых листов лишний (кленовые листья и лишний березовый).

Физминутка Бобры.

Три строителя бобра

Трудились с самого утра. (Руки вытянуть перед собой, движения крест-накрест)

По ручью сплавляли брёвна, (Волнообразные движения руками)

Их укладывали ровно, (Хлопки вытянутыми вперёд руками)

Плотно доски подгоняли, (Руки вытянуть перед собой ладонями вниз, постукиваем ребрами ладоней друг о друга)

Ровно гвозди забивали. (Стучим кулаком о ладонь другой руки)

За труд благодарим бобров! (Пожимаем свои руки)

Мост через ручей готов! (Показываем «мост» - сцепляем пальцы в замок и поднимаем их над головой)

- А ещё осенью собирают урожай в садах и на огородах. Посмотри, какие из осенних плодов собирают в саду, а какие на огороде.

Ученик называет предлагаемые плоды.

Задание: выбрать плоды, которые собирают на огороде и в саду осенью и разложить в разные корзинки. На выбор предлагаются:, груша, яблоко, тыква, картофель, капуста, свёкла.

Ученик называет плоды и сортирует.

- Молодец, ловко ты выбрал дары осени.

- Садоводы собрали большой урожай яблок. Посмотри, сколько яблок привез нам грузовик. Какого они цвета?

Задание: рассортировать яблоки по цвету в две коробочки.

- Нам надо разобрать яблоки по разным ящикам. Вот у нас два ящика. В один то сложи жёлтые, а в другой – красные.

- Посчитай, сколько у тебя получилось красных яблочек, а жёлтых сколько?

-А каких яблок получилось больше?

- Каких яблок получилось меньше?

- А теперь давай нарисуем яблочко с помощью пластилина.

Задание: на листе бумаги нарисован контур яблока и необходимо его выложить внутри пластилиновыми жгутиками.

- Не только люди собирают урожай в садах и огородах осенью. Животные тоже запасают на зиму плоды. Белки собирают орешки и грибы. Мышки собирают зернышки. А к нам пришел Ёжик. Он на свои иголки нанизывает яблочки, грибы, ягоды. Давай поможем ему собрать грибы.

Задание: шнурком прикрепить грибы на спинку ёжика.

- Молодец, ты хорошо помог Ёжику собрать грибы в запас.

Заключение

- Вот какая осень волшебница. Листья раскрасила яркими красками, Плодами в садах и огородах всех одарила. И готовит всю природу к зимнему сну. Давай посмотрим на наши картины и вспомним стихотворение, с которого начали занятие.

- Ты сегодня молодец, хорошо поработал, и осень припасла подарок и для тебя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с агрессивным ребёнком младшего школьного возраста "Путешествие в мой внутренний мир"(с элементами арт- и сказкотерапии).

Сегодня мы вместе с вами отправимся в увлекательное и удивительное путешествие, где предстоит нам выполнить и пройти разные задания. Узнаем, как нам помогают наши положи...

Технологическая карта индивидуального коррекционно-развивающего занятия "Развитие свойств мышления, через выявление последовательности по серии картин".

Предмет: Развитие психических процессов.  Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие. Класс 1 Тема занятия: Выявление последовательности по серии картин. Этап: развитие свойств мышления...

Календарно-тематическое планирование индивидуальных коррекционно-развивающих занятий.

Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития  мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.Дети  с ограничен...

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие №1 по обучению грамоте

Практический материал, предложенный в данном занятии, может быть использован для организации индивидуальной работы с ребенком дома и в школе по предупреждению и исправлению ошибок чтения и письма....

индивидуальное коррекционно-развивающее занятие №2 по обучению грамоте

Пректический материал, предложенный в данном конспекте занятия, может быть использован для организации индивидуальной работы с ребенком в школе и дома по предупреждению и исправлению ошибок чтения и п...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения)."Звук и буква М"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по обучению грамоте с детьми с ЗПР в 1 классе (первый год обучения) "Звук и буква М"...