Занятие в объединении дополнительного образования естественнонаучной направленности "Гимнастика для ума" - "Математический базар"
план-конспект занятия по математике (1 класс) на тему

Крысанова Ольга Петровна

Занятие было проведено в рамках городской недели открытых занятий по программам внеурочной деятельности, дополнительного образования математической направленности в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zanyatie_po_matem.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

Математический  базар.

Школьный звонок приглашает нас на занятие в объединении «Гимнастика для ума». На нашем занятии сегодня присутствуют гости. Поприветствуем гостей:

Пусть звенит мороз трескучий.

Пусть стучится к нам в окно.

Собирайтесь гости в кучку,

Ждём мы вас давным – давно!

Тот, кто к новому стремится –

Тот мороза не боится!

- Здравствуйте, дорогие наши гости!

Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.

 Здравствуй! – Улыбнётся он в ответ.

 И, наверно,

 Не пойдет в аптеку

 И здоровым будет много лет.

(Слайд 1)

  • Ребята, посмотрите на экран и догадайтесь, куда сегодня мы отправимся на нашем занятии? (на базар)
  • Что такое базар? (Место для торговли под открытым небом. Там много продавцов и покупателей. Продавцы предлагают товар, покупатели за деньги покупают товар.)
  • Какие бывают базары? (продукты, игрушки, посуду, ткани, мебель) (Слайд 2)
  • Как вы думаете, на какой базар пойдём сегодня мы с вами? (математический)

(Слайд 3)

   Мы отправляемся на математический базар. Покупать будем баллы. Деньгами нам послужат наши знания. Для прогулки по нашему математическому базару нам пришлось разделиться на две группы – команды: команда девочек и команда мальчиков.

Познакомимся с нашими командами.

1. Команда девочек.

2. Команда мальчиков.

   Начислять баллы нашим командам будет многоуважаемое жюри. Сегодня мы не только будем соревноваться, но и узнаем много интересного о математике.

  (Слайд 4)

 Пифагор (570 – 490 года до н.э.) – древнегреческий математик, философ.   Был очень любознательным с раннего детства. Обучался сразу в нескольких храмах Греции. Пифагор считал, что числа очень важны в жизни людей. Он является основателем нумерологии. Нумерология - это наука о закономерности чисел и о влиянии, которое они оказывают на судьбу человека.

    Какую цифру вы любите больше всего? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить  или не любить какие-то цифры? Однако не все так думают. Пифагор и его единомышленники ставили единицу выше всех других чисел, считая, что именно она начало всех начал, что именно от неё пошёл весь мир. И, правда, единица – «героиня» и «прима» всего счёта. Та самая, о которой говорится: «Мал, да удал». Без единицы не состоялось бы самое простое исчисление.

Первая покупка.

Конкурс "Разминка" (Слайд 5)

Каждая команда  получает числа на карточках от 1 до 9. Первая команда  

 должна построить чётные числа  в порядке возрастания. (2, 4, 6, 8). Вторая команда  - нечётные числа в порядке убывания. (9, 7, 5, 3, 1) Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием. Прежде чем выполнять задание вспомним, какие числа называют чётными, какие нечётными?

 Победителю – 2  балла.

  Представляю вам двойку. Как утверждали древние греки, число это – символ любви и равновесия. Число 2 – это мягкость и тактичность, стремление сгладить все острые углы. Оно находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой.

А мы совершаем вторую покупку.

Конкурс «Быстро отвечай»(Слайд 6)

Учитель   задаёт вопросы каждой команде по очереди. За каждый правильный ответ команде 1 балл.

  1. Сколько пальцев на руке? (5)
  2. Как называется знак сложения?   (плюс)
  3. Сколько носов у двух псов?   (2)
  4. Сколько хвостов у семи китов?  (7)
  5. Сколько слогов в слове  школа? (2)
  6. Какое число идёт при счете после 8? (9)
  7. Сколько букв  в слове  я? (1)
  8. Назовите первый день недели? ( понедельник)
  9.  Сколько дней в одной неделе? (7)
  10. Какая геометрическая фигура имеет три угла?  (треугольник)
  11. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  12.  Сколько слогов в слове математика? (5)
  13. Сколько орехов в пустом стакане?   (нисколько, стакан пустой)
  14. Кто быстрее долетит до цветка: бабочка или гусеница? (бабочка, гусеница летать не умеет)

   В далёкие времена люди с большим трудом научились считать до двух и только через много лет  начали продвигаться в счёте. Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное. Считали так «один, два, много». Поэтому число 3 обозначает «всё». Число 3 стало самым излюбленным числом в мифах и сказках. Помните сказки о трех поросятах, о трех медведях,   о трех богатырях, о трех толстяках? У древних греков это число считалось счастливым, а в Древнем Вавилоне поклонялись трём главным божествам: Солнцу, Луне и Венере.

Cовершаем третью покупку.

Конкурс «Математические бусы» (Слайды 7, 8 )

Из разных чисел я сделала бусы,

А в тех кружках, где чисел нет,

Расставьте минусы и плюсы,

Чтоб данный получить ответ.

За  правильный ответ команды получают 3 балла.

10-3+2-5-4=0

6+4-5+2-7=0

Какое число следует за числом 3? Четвёрку в древности считали символом устойчивости и прочности. Ведь она представлена квадратом, четыре стороны которого означают четыре стороны света, четыре времени года, четыре стихии – Огонь, Землю, Воздух, Воду.

Cовершаем четвёртую покупку.

Конкурс : «Что означают эти выражения?»(Слайды 9,10)

Одна нога тут, другая там.        (Быстро)

От горшка два вершка.        (Маленький)

На все четыре стороны.        (Куда угодно)

Как свои пять пальцев.        (Знать очень хорошо)

Числу 5 Пифагор отводил особое место, считаю его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности, наверное, согласятся все современные школьники. Древние считали число 5 символом риска, приписывали ему непредсказуемость, энергичность и независимость.

Cовершаем пятую покупку.

Конкурс «Отгадай ребус» (Слайды 11,12)

C 3 Ж   стриж

ВИ 3 НА    витрина

ВО 100 К    восток

ПРО 100 Р    простор

Обратимся опять к Пифагору. 6 – символ надёжности, стабильности, спокойствия. Оно находится в гармонии с природой. Это идеальное число, которое делится как на четное число 2, так и на нечетное 3, объединяя, таким образом, элементы каждого. Сумма простых чисел, составляющих шестерку (1 + 2 + 3), и произведение этих же чисел (1 x 2 x 3) будет одинаковыми и равняться той же шестерке. Такой комбинации вы не встретите ни с каким другим числом.

Cовершаем шестую покупку.

6 конкурс «Сказочный» (Слайды 13,14)

1. )  Сколько поросят строили дома? (3)

2)Сколько козлят было у многодетной козы? (Семеро)

3) Сколько друзей-гномов было у Белоснежки? (7)

4) Сколько лет жил старик со старухой у моря в сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33)

За каждый правильный ответ команды получают по одному баллу.

Особенно большим почётом в древности была окружена 7. Когда-то 7 было предельным числом, что подтверждают пословицы «Лук от семи недуг», «Семеро одного не ждут», где семь употребляется в значении «все». Ещё в Древнем Вавилоне были известны семь планет, к которым причисляли Солнце и Луну. Семь стало священным числом. Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств.

Cовершаем седьмую покупку.

Задачки (Слайд 15)

  1. Три зайчонка, пять ежат
    Ходят вместе в детский сад.
    Посчитать мы вас попросим,
    Сколько малышей в саду?  (8)

  1. К внукам бабушка пришла,
    Пирожков им испекла.
    По два румяных пирожка
    Бабушка каждому внуку дала:
    Машеньке, Саше, Аленке, Никите.
    А сколько всего пирожков? Подскажите. (8)

      3. Утята плавали в пруду

У мамы утки на виду.

Вот нырнули пять утят.

А трое утят нырять не хотят.

Сколько всего утят на пруду?

Что-то никак сосчитать не могу. (8)

       4. Кормушку для птиц

Мы к зиме смастерили,

Зёрен и ягод в неё положили.

Гости себя не заставили ждать.

Стали мы птиц на кормушке считать:

Один свиристель , четыре синицы,

Два снегиря да один воробей.

Сколько всех птиц?

Отвечай поскорей. (8)

Задачи на слайдах 16-19

Число 8  древние считали воплощением надёжности, доведённой до совершенства. Символизировалось двойным квадратом. Разделённое пополам, оно имеет равные части 4 и 4.

Cовершаем восьмую покупку.

Собери пословицу. (Слайды 20,21,22)

  1. Семь раз отмерь – один отрежь.
  2. Одна голова хорошо, а  две лучше.
  3. Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.
  4. В одно ухо влетело, в другое – вылетело.

 Самое большое однозначное число - 9. Ему приписывали таинственную силу: в одно время добрую, в другое – недобрую. «У девяти не будет пути», - говорили в древности. В русских сказках действие часто происходит в «тридевятом царстве». А у  древних греков  за этим числом установилась добрая слава. Так, жюри на Олимпийских играх состояло из 9 судей. Оно было олицетворением полноты и достатка. Наверное, это из-за того, что оно самое большое из однозначных чисел.

Cовершаем девятую покупку.

Прояви смекалку. (Слайды 23,24)

  1. В  доме  11  этажей.  Какой  этаж  средний?
  2. На  полке  5  пар  сапог.  Сколько  сапог  на  правую  ногу?
  3. Как  найти  середину  палки, имея  веревку  такой  же  длины?

  1. Подрисуйте  к  квадрату  два  треугольника  так,  чтобы  получился  треугольник.

Конкурс капитанов (выбрали цифру, где встречается в жизни)

Подведение итогов. (Слайд 21).

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия объединения дополнительного образования "Волшебный мир оригами"

Данное занятие проведено в форме реализации мини-пректа. Цель занятия - использование полученных знаний и навыков в работе с  бумагой в технике оригами....

Занятие объединения дополнительного образования ЮИД "Введение в образовательную программу"

представление основных направлений деятельности в рамках образовательной программы, создание образовательной среды для положительной мотивации посещения занятий по программе “ЮИД”....

Анализ занятия в объединении дополнительного образования детей

Форма бланка анализа занятия в объединении дополнительного образования детей...

Анкета для родителей удовлетворенность занятиями в объединении дополнительного образования шахматный клуб «ЛАДЬЯ»

Удовлетворенность занятиями в объединении дополнительного образования шахматный клуб «ЛАДЬЯ»...

Развитие координационных способностей детей на занятиях объединения дополнительного образования "Танцкласс"

Одним из важных аспектов развития ребенка является развитие координационных способностей. Проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию координации дв...

Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения».

laquo;Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучен...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Естественнонаучная грамотность обучающихся"

Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоват...