Внеурочная деятельность научно-познавательного направления "В мире математики"
материал по математике (1 класс) на тему

Проект внеклассного занятия составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На занятии применяются  занимательные и доступные для понимания задания, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, что привлекательно для младших школьников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon внеурочная деятельность2.69 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1»

Высокогорского муниципального района Республики Татарстан

Конспект занятия по внеурочной деятельности

научно-познавательного направления

«В мире математики»

Выполнила

Григорьева Наталья Анатольевна

учитель начальной школы

2016 год

Конспект занятия по внеурочной деятельности.

Направление внеурочной деятельности – научно-познавательное

Название программы – «В мире математики»

Проект внеклассного занятия составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На занятии применяются  занимательные и доступные для понимания задания, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, что привлекательно для младших школьников.

Паспорт занятия

Тема занятия: Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций

Цель: развивать познавательные способности учащихся  на основе системы развивающих занятий.

Задачи:        

  1. развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развивать психические познавательные процессы: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развивать языковую культуру и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли;
  4. формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
  5. развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
  6. формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

Коррекционные задачи: корректировать устную речь учащихся.

Таким образом, принципиальной задачей является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

 Здоровье сберегающие: создать благоприятные условия для сохранения здоровья школьников на занятии, организовать двигательную активность, следить за посадкой детей во время работы за партой.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: презентация, карточки с числами, веер цифр, набор геометрических фигур, карточки с ребусами, смайлики для самооценки, компьютер и мультимедийная установка.

Планируемые результаты:

Личностные:  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметные:

Познавательные: 

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Регулятивные:

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Коммуникативные: 

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные: Выявлять закономерности и проводить аналогии.

Ход занятия

1.Организационный момент.  

- Начинаем наше занятие  вместе с Солнышком,  оно согревает нас своим теплом, придаёт силы, энергию, уверенность, дарит хорошее настроение, улыбнёмся друг другу.  Будьте внимательны, активны, старательны,   доброжелательны, помогайте своим друзьям. Успехов вам!

Психологический настрой.

 Наши ушки на макушке, глазки хорошо открыты.

 Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.

2. Сообщение  целей занятия.

Целью нашего урока будет показать умение решать логические  задачи, анализировать, сравнивать, работать самостоятельно, вместе и в парах.

3. Задания на развитие внимания.

Использую метод познавательной игры. ( Слайд 2 )

- К нам прилетела семейка облаков. Давайте узнаем какое облако кем является. На облаках написаны письма. Они разные. Это потому что все члены семьи считают по – разному. Я буду читать про каждого, а вы указывать к какому облаку, что относится. Это задание на развитие внимания.

- Дедушка любит играть в дротики. Он считает в обратном порядке.

- Мама при счёте пропускает каждое пятое число.

- Сыну нравится направлять ветер. При счёте он вместо 3 – го числа говорит ш – ш.

- Бабушка считает десятками.

-Папа любит грозу и помню при счёте он называет только числа в которых есть цифра  2.

17, 16, 15, 14, 13, 12   (дедушка)

1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11 (мама)

1, 2, ш, 4                      (сын)

25, 26, 27, 28, 29         (папа)

10, 20, 30, 40, 50, 60   (бабушка)

- Следующее задание. Разгадывание ребусов: ( карточки с ребусами на доске )

100 Л             (стол)

ПРО 100 Р    (простор)

ВИ 3 НА        (витрина)

7 Я                 (семья)

ПО 2 Л          (подвал)   

(Чтение слов на обратной стороне карточек .)

4. Задание на развитие памяти. ( Слайд 3 )

Задачи в стихах (дети сигналят ответы веером).

А) Красная Шапочка шла по тропинке.  ( Слайд 4 )

Семь пирожков в плетенной корзинке

Бабушке внучка на праздник несла,

Но по дорожке часть раздала.

Зайчику,

        ёжику,

                   мышке и белочке.

Сколько гостинцев

                осталось у девочки?                      (3)

Б) Дружно муравьи живут и без дела не снуют:  ( Слайд 5 )

Два несут травинку, три несут былинку.

Пять несут от ёлки колючие иголки.

Сколько муравьишек занято работой?          (10)

В) Внуку Шуре добрый дед     ( Слайд 6 )

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук?                     (6)

Г) Четырнадцать зёрнышек мышка нашла.   ( Слайд 7 )

Четыре из них кроту отдала.

А те, что остались, в чулане закрыла,

И трогать мышатам она запретила.

Мышата лишь в щелочку смотрят на них.

Считают и спорят: ну сколько же их?                      (10)

Д) Во дворе играли дети.               ( Слайд 8 )

Всех их вместе было десять.

Семь мальчишек среди них. А девчонок?

                      Сколько их?                               (3)

Е) Две весёлые мартышки              ( Слайд 9 )

Покупать ходили книжки.

И купили книг по  пять,

Чтобы было что читать.

 Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки.            (10)

Ж)  В карманах у Нины          ( Слайд 10 )

Лежали мандарины:

В левом – пять, а в правом – два.

Три штуки Нина отдала.

Сколько мандаринов

Осталось у Нины?                       (4)

 (Дети получают поощрительные призы, кто не ошибся.)

5. Здоровьесберегающая технология.  ( Слайд 11 )

Физкультурная минутка под музыку

6. Задания на совершенствование воображения.

При повторении геометрического материала используется  наглядно – демонстративный метод.

Конструкторы  (творческая работа в парах)

- Солнышко приглашает нас в конструкторскую мастерскую.

- А кого мы называем конструкторами? ( Конструкторы - люди занимающие изобретением всевозможных машин).

- Чтобы конструировать машины, строить дома нужно много знать, многому учится. С первых школьных дней мы учимся читать, писать, считать. На уроках математики мы изучаем геометрический материал. Теперь вам, наверное, понятно, для чего его изучают. Действительно, без знаний геометрии не обходятся ни конструкторы, ни строители, ни изобретатели.

Солнышко приготовило для каждого из вас наборы геометрических фигур. Они находятся в конвертах. Участники под номерами 2 и 4, возьмите, пожалуйста, конверты и выньте все его содержимое. Сейчас мы на некоторое время превратимся в конструкторов. Включите свою фантазию, подумайте, что можно составить из данных геометрических фигур и приступайте к конструированию.

(Конструирование: автомобиль, снеговик, ракета, домик, рыбка, кораблик.)

7.  Задания на развитие логического мышления.

Решение  задач на смекалку (работа в группах)

- Участники под номерами 1 и 2 повернитесь к участникам под номерами 3 и 4 и обсудите свой ответ в своей группе.

1. Ранец Андрея помещается в ранце Игоря, а ранец Игоря легко можно спрятать в ранце Ивана. Чей портфель самый большой?                     (Иван)

2. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город ?                                                                               (1)

3. Во дворе играло 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары – мальчик с девочкой. Сколько мальчиков вступило в игру?     (4)

 

4. Марина и Оля – родные сестра. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли?                                     (четверо)

(За правильно решённые задачи, команды получают жетоны от Солнышка.)

8. Рефлексия учебной деятельности  с целью умения оценивать свою деятельность.

- Со всеми заданиями справились?

У вас на столе лежат смайлики. Возьмите, пожалуйста, тот, который соответствует вашему настроению.

Веселый – занятие понравилось: я справился со всеми заданиями. Я доволен собой.

Простой – настроение хорошее, но задания были такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился.

Грустный – задания на занятии оказались слишком трудные. Мне нужна помощь!        ( Слайд 12 )

- Молодцы, дети! Вы очень хорошо работали. Любите математику, ведь математика – царица всех наук, и тот, кто занимается ею, сможет не только считать и решать задачи, но и станет находчивым, сообразительным, научиться логически, мыслить и находить выход из любой ситуации.

 

Список литературы

1. Примерные программы внеурочной деятельности под редакцией В. А. Горского. – Москва «Просвещение» 2011 г.

2. Л. В. Лазуренко. Занимательные материалы к урокам математики в 1-2 классах. – Волгоград 2005 г.

3. Т. К. Жикалкина. Система игр на уроках математики. – Москва «Новая школа» 2006 г.

4. О. Е. Васильева. Примеры и задачи по математике. – Москва 2013 г.

5. Интернет ресурсы:

http://nsportal.ru/ 

http://multiurok.ru/multiurok/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности научно - познавательной направленности "Занимательная лингвистика"

Программа факультативного курса «Занимательная лингвистика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и реализуетс...

Авторская программа внеурочной деятельности научно-познавательного направления для учащихся 1 класса: «Книжкин клуб»

Аннотация: Предлагаемая  авторская программа внеурочной деятельности " Книжкин  клуб"  представляет собой непосредственно саму программу, календарно- тематическое планирование на у...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательное направление) «Мир профессий» 1 класс

Рабочая  программапо внеурочной деятельности(Научно-познавательное направление)«Мир профессий»1 класс...

Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков"

Программа внеурочной деятельности научно - познавательного направления "Лаборатория Смешариков" направлена на расширение  познавательной активности учащихся, повышение  степени...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 3 класса

класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. М...