Конспект урока "ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ" Школа России 4 класс
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находить площадь квадрата

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находить площадь квадрата.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий

методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Задачи на движение

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 16.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:


ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ СКОРОСТЬЮ, ВРЕМЕНЕМ И РАССТОЯНИЕМ
(учебник, ч. 2, с. 6)

Цель деятельности учителя

Способствовать развитию умений составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находить площадь квадрата

Тип урока

Комплексное применение знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся составлять и решать задачи на движение, сравнивать величины, соблюдать порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок, находить площадь квадрата.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: проявляют интерес к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Задачи на движение

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка
учащихся к усвоению
изучаемого
материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету

Наблюдение

учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Сообщение темы, цели урока

С. 6

Определяют тему, цель урока

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебные задачи

III. Актуализация знаний

1. Проверка
домашнего
задания.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях.

Фронтальная, индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, классификацию; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознан-но и произвольно строят речевые высказывания; подводят под понятие; владеют способами выполне-

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

2. Устный счет:

1) Вычисление значения выражений.

– Выполните действия:

39 : 13 + 28 · 1                37 : 37 + 14 · 5

65 – 48 : (81 : 27)            (64 + 29) : 3

Выполняют задания.

2) Перевод и сравнение единиц измерения.

– Сравните:

87 см … 8 дм 7 см

6 км 300 м … 6 км 30 м

Выполняют задания.

Фронтальная.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

9 дм 2 см … 9 дм 20 мм

6 м 3 см … 6 м 3 дм

7 т 420 кг … 7 т 42 ц

ния заданий поискового

характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные

ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы.

3) Решение
задач

– Найдите:

 •  Скорость космического корабля, если он пролетел 56 км за 8 с.

•  Скорость улитки, если она проползла 35 м за 7 ч.

•  Скорость плота на реке, если он за 4 ч проплыл 16 км.

•  Скорость велосипедиста, если он проехал
36 км за 2 ч.

– Сегодня продолжаем учиться решать задачи с величинами: скорость, время, расстояние

Выполняют задания

Фронтальная

IV. Изучение нового материала

Ознакомление с приемом решения задач
на движение. Сравнение величин

Задача вверху страницы.

– Назовите и запишите в таблице значения данных и искомых величин.

υ

t

S

5 м/мин

3 мин

?

– С какой скоростью двигалась черепаха?

– Что это значит?

– А сколько она была в пути?

– Чтобы вам было легче решить задачу, сделаем еще к ней чертеж.

Прочитав задачу, называют величины, данные в условии (скорость, время, расстояние), и записывают их в таблице.

– Пять метров в минуту.

– В каждую минуту
черепаха проползала
по 5 метров.

– Три минуты.

Фронтальная.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

– Что надо узнать?

– Как это можно узнать?

5 · 3 = 15 (м).

Ответ: 15 метров прошла черепаха.

Аналогично разбирают вторую задачу.

υ

t

S

100 м/мин

10 мин

?

100 · 10 = 1 000 (м).

Ответ: 1 000 м прошел слон за 10 минут.

– Как найти расстояние, если известны скорость и время движения?

№ 14.

υ

t

S

?

6 с

30 м

30 : 6 = 5 (м/с).

Ответ: скорость Тани 5 м/с.

– Какое расстояние черепаха прошла.

– Надо 5 умножить
на 3, получится 15.

– Надо скорость умножить на время.

Выполняют с комментированием у доски.

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость изучения математики в жизни человека.

№ 15.

υ

t

S

60 км/ч

70 км/ч

3 ч

2 ч

1) 60 · 3 = 180 (км) – проехал за 3 ч.

2) 70 · 2 = 140 (км) – проехал за 2 ч.

3) 180 + 140 = 320 (км) – всего.

4) 3 + 2 = 5 (ч) – всего.

5) 320 : 5 =  65 (км/ч) – средняя скорость.

Выполняют с комментированием у доски.

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

Ответ: 320 км проехал всего, 65 км/ч – средняя скорость.

60 · 3 – 70 · 2 – на сколько больше километров проехал мотоциклист за 3 часа?

Физкультминутка

Предлагает выполнить движения согласно физкультминутке

Выполняют физкультминутку

Фронтальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Выполнение дви-жений
соглас-
но инст-рукции

V. Практическая деятельность

1. Задача-шутка «Находчивый солдат».

А сейчас задача-шутка

Только на одну минутку.

Шел солдат по дороге: раз, два! Ранец за спиной, сабля на боку – отвоевал свое, а теперь держал путь к дому. Как вдруг навстречу ему – старая ведьма.

– Здравствуй, служивый! – молвила она. –

Ишь, сабля-то у тебя славная какая и ранец-то какой большой! Молодчина, солдат, только денег у тебя нет.

– Это верно.

– Хочешь, расскажу, где взять?

– Буду премного благодарен, – отвечал солдат.

– Иди прямо на север по этой дороге. Дойди до башни и сверни налево, пройди столько
же через дремучий лес. Затем сверни на юг
и по топкому болоту пройди путь в 2 раза короче того, что был пройден, считая от места, где мы стоим. Выйдешь на тропинку – она проходит под прямым углом к пути по болоту. Иди дальше по тропинке налево, на

Внимательно слушают.

Фронтальная, индивидуальная

П – проводят анализ; выдвигают гипотезы и их обосновывают; устанавливают причинно-следственные связи; осознанно и произвольно строят речевые высказывания;

осуществляют построение логической цепи рассуждений, доказательство; владеют способами выполнения заданий творческого и поискового характера, базовыми предметными понятиями.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; осуществляют планирование, контроль, коррекцию, волевую саморегу-

Устные ответы, записи в тетради

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

этот раз твой путь будет в 3 раза меньше, чем прошел. В конце пути – клад.

ляцию в ситуации затруднения.

К – выражают свои мыс-ли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют

свое мнение и позицию
в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; признают возможность существования различных точек зрения
на обсуждаемую проблему.

Л – осуществляют смыслообразование; проявля-

ют познавательный интерес к изучению учебного предмета; осознают важность и необходимость изучения предмета

– Стоит ли солдату идти по этому маршруту? Что ответил солдат?

– Солдат ответил, что путь приведет на то же самое место. Дело в том, что ведьма указала путь вдоль сторон квадрата.

Сначала объясняют,
в каком из уравнений каждой пары значение х будет больше, а потом проверяют вычислением.

2. Самостоятельная работа.

№ 18.

№ 20

Чертят квадрат.

3. Задания
из электронного приложения
к учебнику

Выполняют задания

VI. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

– Чему научились на уроке?

– Какой материал повторили?

– Где и когда вы можете применить свои знания на практике?

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний.

Р – оценивают собственную деятельность на

Устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

Заключительная беседа.

Выставление оценок

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

уроке.

Л – проявляют познавательный интерес к изучению предмета

VII. Домаш-
нее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

С. 6, № 19

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика "Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием"

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием....

Конспект урока по математике 4 класса Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием

Тема урока: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.Цели урока:1. Обучающая Создание условий для формирования нового понятия «скорость», «...

Урок математики "Скорость, единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием"

Цели урока: Создать условия для введения и усвоения понятия скорость, единицы скорости, установить взаимодействие между скоростью, временем и расстоянием...

Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием 4 класс

4 классТема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстояниемЦели:1.Создать проблемную ситуацию для введения понятия «скорость».2.Установить, как измеряют ск...

Технологическая карта урока математики «Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием».

Цель урока: познакомить с понятием «скорость движения», с новым видом задач на движение; совершенствовать вычислительные навыки.Задачи урока: формирование следующих предметных умений:умени...

Проверочная работа по математике за 4 класс Тема: Скорость. Единицы скорости. Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием.

1.       Чтобы найти скорость (V) надо (напиши формулу) ____________________.2.       Чтобы найти время (t) надо (напиши формулу) ...