Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться
статья по математике (1 класс) на тему

В статье представлена теоретическая часть по данной теме и представлены задания специально предназначенные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное нетиповое

общеобразовательное учреждение «Гимназия № 62»

Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться

подготовила

Логинова Елена Александровна,

 учитель начальных классов

Новокузнецк 2016

Учебное сотрудничество как способ формирования умения учиться

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более  быстрыми темпами. Каждые десять  лет объём информации в мире удваивается.  Поэтому знания, полученные детьми в школе, через некоторое время устаревают и  нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в  виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся, сегодня  всё более востребованными.  

      Выпускнику школы необходимо не просто получить  необходимый багаж ЗУНов, а,  что гораздо важнее, научиться способам получения знаний, то есть, «научиться  учиться».

       Умение учиться, как индивидуальная способность вначале существует лишь в совместной, разделенной между участниками форме: в форме учебного сотрудничества. Учебное сотрудничество учителя с учеником есть прообраз будущей индивидуальной способности ребенка к учебному совершенствованию. Умеющий учиться – это тот, кто умеет вступать в учебное отношение с любым источником знаний, умений, навыков – с книгой, кинофильмом, музейным экспонатом, с любым умеющим и знающим человеком. Первым таким источником для ребенка, как правило, оказывается учитель начальной школы.

      Существуют задания специально предназначенные для упражнений детей в инициативном учебном сотрудничестве с учителем. Эти задания воспитывают неимитационное поведение ребенка на уроке, критичность его мышления, тренируют в обнаружении границы собственных знаний, формируют умение запрашивать у учителя необходимую информацию.

     Ниже  приведены примеры таких заданий.

Задания – “ловушки”

      Учитель задает вопрос и, работая вместе с классом, предлагает неверный ответ или присоединяется к неверному ответу ученика. Для ученика создается ситуация, в которой он должен сопоставить свою и другую точку зрения, что воспитывает у школьника привычку доверять себе не менее чем учителю, ни с кем не соглашаться просто так, не подумав.

  • Что легче 1кг ваты или 1кг железа?
  • Два мальчика играли в шашки 2 часа. Сколько играл каждый из них?
  • Масса петуха на двух ногах 4 кг. Какова будет масса, если петух встанет на 1 ногу.

Задания, не имеющие решения.

    Учитель дает ребятам выполнить два задания:

  • Даны числа 9, 7, 4, 5, 3, 1, 2. Запишите в тетрадь этот отрезок натурального ряда чисел.
  • С первой грядки собрали 2 ведра огурцов, со второй -3 ведра. Сколько ведер помидоров собрали с двух грядок?

После прочтения данных заданий ученики говорят о том, что задания выполнить невозможно, т. к. в первом задании, представленные  числа, не являются отрезком натурального ряда чисел, а во втором задании вопрос не соответствует данным задачи.

Задания с недостающими данными.

    Учитель предлагает решить задачи:

  • У Миши и у Вани было по несколько кубиков. Сколько всего кубиков было у Миши и у Вани?
  • В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячей было в детском саду?

Цель будет достигнута, если ученики зададут  учителю вопрос для выяснения недостающих данных. 

  • В книге 10 страниц. 4 страницы ученик прочитал. В этом случае цель будет достигнута, если ученики скажут: «А что надо узнать в этой задаче?»

Задания с лишними данными.

Учитель предлагает прочитать задачу: Катя нарисовала 7 картинок красками, 5 картинок карандашами, а всего она нарисовала 12 картинок. На сколько Катя больше нарисовала картинок карандашами, чем красками? После прочтения учитель спрашивает обучающихся: нет ли в задании «лишних» данных? И просит переформулировать задание так, чтобы  их не было.

Задания, требующие переформулировки  данного задания.

Учитель обращается к обучающимся с просьбой: по-другому сформулировать задание: решите задачу  (ответ обучающихся: ответьте на главный вопрос задачи)

Задания, требующие составления вопросов для своих одноклассников.

 Учитель предлагает обучающимся составить вопросы по изучаемой теме для своих одноклассников с условием, что сами точно знают на них ответы.

Данные задания учат обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, действовать в нестандартных ситуациях. Очень важно, что ребята не только отвечают на вопросы учителя, но и сами ставят вопросы, запрашивают необходимую информацию у учителя, высказывают предположения, обосновывают свои суждения, отстаивают их, спорят.  Все описываемые задания требуют совершенно определенной атмосферы урока: атмосферы дискуссии, спора, рассуждения, доказательств, совместного поиска истины.

Список литературы:

1.http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/mezhdistsiplinarnoe-obobshchenie/sotrudnichestvo-v-nachalnyh-klassah


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

Значение и развитие исследовательского отношения к окружающему миру в формировании умения учиться

Сегодня Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования предъявляет высокие требования к организация учебного  процесса, которые в свою ...

Формирование умения учиться у младших щкольников

«Формирование умения учиться  у младших школьников».Цель: формировать умения учиться у младших школьниковЗадачи:- формировать универсальные учебные действия, способность к саморазвитию, сам...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ

"ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯКАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ" Из педагогического опыта...

Учебное действие моделирование как одно из учебных действий, необходимое для формирования умения учиться

На основе изучения механизма формирования учебного действия моделирования определён комплекс педагогических условий  эффективного формирования учебного действия моделирование младших школьников. ...