Технологическая карта урока математики по теме: Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади (прямоугольника и квадрата).
методическая разработка по математике (4 класс) на тему

Платон Валентина Сергеевна

Технологическая карта урока математики разработан в рамках ФГОС, полностью соответствует целям и содержанию урока, связан с материалом предыдущего и последующего уроков, учитывает возрастные и психологические особенности младших школьников.  В начале урока открыть презентацию в Power Point, вкладку интерактивной доски и включить компьютеры мобильного класса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6»

ИМЕНИ А. И. ГОРДИЕНКО

ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА ГОРОДА НЯГАНИ

Технологическая карта

 урока математики

4 класс

Автор: Платон Валентина Сергеевна

учитель высшей категории

МБОУ «СОШ № 6», г. Нягани

им. А. И. Гордиенко

г. Нягань

2015 г

Тема урока: Решение геометрических задач на нахождение периметра и площади (прямоугольника и квадрата).

Место и роль урока в изучаемой теме: отработка умений и навыков (за 2 урока до контрольной работы)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Образовательные ресурсы: учебник – тетрадь «Математика. Учись учиться» Л.Г. Петерсон, 4 класс, часть 1,

интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютер, мобильный класс, каскадный тест,  дидактические карточки с заданиями.

Цель урока:формирование учебных действий у учащихся в решении геометрических задач.

Задачи урока:

образовательная: 1) отрабатывать навыки применения формул периметра и площади прямоугольника и квадрата при решений задач;

2) формировать навыки по составлению и применению алгоритма для нахождения периметра и площади фигур;

Развивающая: развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать ответственность и аккуратность. 

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: проблемный, частично - поисковый.

Технологии обучения: технология проблемного обучения, игровая технология и технология обучения в сотрудничестве.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: уметь решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника и квадрата; понимать взаимосвязь между величинами: длина, ширина, периметр и площадь; уметь пользоваться алгоритмом нахождения данных величин; составлять и решать обратные задачи.

метапредметные:

личностные УД: осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапаурока, проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания, применять приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным вариантом.

коммуникативные УД: участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формировать собственное мнение и аргументировать его, задавать уточняющие вопросы, использовать в речи математические термины, оформлять свою речь соответственно целям и условиям делового общения, формулировать простые выводы, сотрудничать в работе с одноклассниками.

регулятивные УД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

познавательные УД: самостоятельное выделение познавательной цели, поиск и выделение информации, логический анализ объектов с целью выделения существенных признаков;

 создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Методы и приемы работы

Формы организации учебной деятельности

Деятельность обучающихся

Формирование универсальных учебных действий:

П - познавательные

К - коммуникативные

Р – регулятивные

Л - личностные

I.Организационный момент

1 мин

Приветствие 

учащихся. 

Думать – коллективно! 
Решать – оперативно! 
Отвечать – доказательно!
Работать – старательно! 
И открытия нас ждут обязательно!

Мотивационный настрой

Фронтальная

работа

Включаются в деловой ритм урока.

К-умение слушать и понимать речь других

Р-организуют своё рабочее место под руководством учителя.

II. Мотивация учебной деятельности

5 мин

- У лукоморья дуб зелёный

Златая цепь на дубе том

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Пойдёт направо песнь заводит

Налево сказку говорит…

Задание: выполните деление и расположите ответы в порядке возрастания.

27 : 3 =            Ы

120 : 3 =          А

51 : 3 =            К

15 : 3 =            Р

48 : 3 =            Б

5

9

16

17

40

Р

Ы

Б

К

А

Страница6

(Используемые приёмы интерактивной доски: затенение ячейки – на касание маркером ячейки сначала проверяются ответы, затем слово с именем героя сказки.)

Страница 7

(Используемые приёмы интерактивной доски:щелкнуть маркером по фигурам: трапеции, параллелограмма и ромба - фигуры исчезают.)

Страница 8

(Используемые приёмы интерактивной доски: перемещение формул периметра и площади в таблицу.)

Название фигуры

Рисунок

Формула  

периметра 

Формула

 площади 

Квадрат

Прямоугольник

Страница 9

(На касание маркером справа от зелёной кнопки появляются вопросы.)

-Кто автор этих строк?

Учитель читает отрывок.

-Кто главный герой стихотворения?

- Сегодня поведёт нас учёный кот.

- Учёный кот зашифровал героя сказки

C:\Users\Валентина\Desktop\animashki-koshki-1186.gif

Какое слово получилось?

-В какую сказку мы попали?

- Сколько просьб старика выполнила рыбка?

- Какие фигуры в математике связаны с числом 4?

-У каких геометрических фигур мы умеем вычислять периметр и площадь?

-Что надо знать, чтоб вычислить периметр и площадь?

-Ребята, учёный кот предлагает вам, заполнить вот такую таблицу.

C:\Users\Валентина\Desktop\animashki-koshki-1186.gif

- Что такое периметр?

- Как найти периметр прямоугольника, квадрата?

-Что такое площадь?

- Как найти площадь прямоугольника, квадрата?

-Эти знания помогут в закреплении и повторении изученного материала.

- Чем старик поймал рыбку?

- Что такое невод?  

Создание ситуации успеха.

Побуждающий

Работа в парах

Фронтальная работа

Дети называют автора

-Кот.

Ученики работают в парах по карточкам для получения шифра- героя сказки

Называют числа, которые должны быть в окошечках

-Рыбка

- «Сказку о рыбаке и рыбке».

-4 просьбы.

Отвечают на поставленные вопросы.

Вспоминают формулы.

Ученик переносит формулы в таблицу на доске SMART.  

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

-Старик поймал рыбку неводом

-Невод – это сеть для ловли рыбы.

П-понимать информацию, представленную в виде рисунка,схемы. Осознанно строить речевые высказывания.

К-сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре.Уметь слушать и понимать речь других

Р-уметь контролировать и корректировать свою деятельность и работу соседа.

III. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

6 мин

(рисунок невода в виде прямоугольника и квадрата)  

        3 м

        9 м        

        9 м


Страница10

(На касание маркером доски SMART справа от рисунка - появляется текст задачи, которую учащиеся составили устно.)

а = 9м      b = 3м     Р =?

Р= (9 +3)х2 = 24м

Страница11

(Используемые приёмы интерактивной доски: маркером перетащить ручку «Шторки»на доске SMART демонстрируется тема урока)

ПРОБЛЕМА!

Страница12

(На касание маркером доски SMART ниже задания, отображается текст обратной задачи.) Касание маркером на пустую клетку – появляется слово «Затруднение».

Страница 13.

(Используемые приёмы интерактивной доски: маркером перетащить ручку «Шторки»- демонстрируется цель урока.)

- Вот перед вами невод.

Кот предлагает составить задачу на нахождения периметра.

C:\Users\Валентина\Desktop\animashki-koshki-1186.gif

-Решите задачу.

Сформулируйте тему нашего урока?

-Кот интересуется, умеем ли мы составлять обратные задачи?

C:\Users\Валентина\Desktop\animashki-koshki-1186.gif

Как составить обратные задачи?

-Составьте обратную задачу.

-Решите задачу.

В чём затруднение?

-Как вы думаете, надо ли вспомнить, как решаются данные задачи?

-А сможем?

-Какую поставим цель?

Проблемный

Постановка проблемного вопроса

Фронтальная работа

Учащиеся составляют геометрическую задачу

Решают задачу, выполняют записи в тетради.

Определяют тему урока.

-Надо известное сделать неизвестным, а неизвестное - известным.

Составляют обратную задачу

-Мы не знаем, как решить такую задачу.

-Надо

-Сможем.

-Вспомнить и закрепить свои знания и умения решать такие геометрические задачи

П-понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Формулировать тему и цель урока.

К-слушать и понимать речь других, соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Р-уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение, проявляют инициативу. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.

Л-осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока,                         проявление интереса к изучаемому материалу, оценивание усваиваемого содержания,  применять                    приобретенные навыки в практической деятельности, соотносить собственный ответ с предложенным                                                  вариантом.

IV.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

8 мин

Страница14

(Используемые приёмы интерактивной доски: на касание маркером доски объектов: 1, 2 и 3 появляется пошаговый алгоритм нахождения способов решения затруднения.)

Алгоритм

ШАГ1.Вспоминаем формулу периметра прямоугольника.

P = (a+b) x 2

Шаг 2. Чтобы найти длину прямоугольника, надо выполнить обратное действие:

a = P: 2 – b

Шаг 3. Чтобы найти ширину прямоугольника, надо выполнить обратное действие:

b = P: 2 – a

Страница 20

(На касание маркером доскипоявляется алгоритм.)

Страница 21

(Используемые приёмы интерактивной доски: касание маркером слова «Затруднение», оно исчезает.)

Решение:

a = 24 : 2 – 3 = 9 м

Обратная задача.

а=9 м        b=?         Р= 24 м

в = Р: 2 – а

Решение:

b = 24  : 2 – 9 = 3м

-Давайте вспомним, что всегда является помощником для решения любого затруднения?

-Какой первый шаг?

-Второй?

-Третий?  

-Есть затруднение?

-Сможете решить задачу?

-Решите задачу.

-Можем составить ещё одну обратную задачу?

-Составьте.

-Можем решить задачу?

-Решите.

Наблюдение

Пошаговый   алгоритм

Фронтальная работа

Учащиеся называют каждый шаг алгоритма

Делают выводы.

- Нет

-Да

Вспоминают пошаговый алгоритм и самостоятельно решают задачу в тетради.

Самопроверка

-Да

- Да

П-самостоятельное создание способов решения проблемы, использование алгоритма порядка учебных действий в          решении задач, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование.

К-слушать и понимать речь других, соблюдать простейшие нормы речевого этикета,участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Р-планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия в учебном                              диалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его                           оценки и учета характера сделанных ошибок.

Л-проявлять уважение к одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

V.Физминутка

2 мин

Страница 22

Выполняют зарядку под музыку

VI. Этап включения изученного в систему знаний.

8 мин

        3 м

           9 м

I и II группа

Задача

а = 9 м       b = 3м         S = ?

Решение:

S = 9м х 3 м = 27  

Обратные задачи.

Задача.

а=? м           b=3м            S = 27

Решение:

S=27: 3 = 9 м

Задача.

а = 9 м        b = ? м        S = 27

Решение:

b = 27 : 9 = 3 м

IIIгруппа

7 м

        

Задача.

а = 7 м                         S = ?

Решение:

S = 7 х 7 = 49

Обратная задача.

Решение:

а = 49: 7 = 7 м

Задание кота (карточки): составить задачу на нахождение площади прямоугольника и составить обратные задачи.

Организует усвоение учениками нового способа действий.

-Какие знания помогли вам вычислить периметр прямоугольника?

Частично-поисковый

Взаимоконтроль

Работа в группах

Обсуждают, составляют задачи, решают и записывают на карточке.

Составляют обратные задачи и решают.

Сравнивают полученные решения, обосновывают своё решение, вывешивая образцы на доску

-Знания формул и таблицы умножения.

П-осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, осознанно строить речевые высказывания в устной форме, структурировать знания.

Р-сличать свое решение с эталоном, осуществлять самоанализ успешности участия вдиалоге, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его              оценки и учета характера сделанных ошибок

Л-проявлять уважение к одноклассникам в ходе дискуссии.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7 мин

Страница 23

(На рабочем столе компьютеров мобильного класса открыть папку «Ученикам». Найти тест «Периметр и площадь», щелкнуть левой кнопкой мышки 2 раза по файлу «Тест», нажать на слова «Начать тест».)

- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы узнать хорошо ли мы умеем решать задачи на нахождение периметра и площади фигур?

-Сейчас вам предстоит выполнить тест и проверить свои знания.

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа

Учащиеся самостоятельно выполняют электронный каскадный тест на компьютере.

После выполнения всех заданий выставляется оценка

П-понимать информацию, представленную в виде текста, осуществлять поиск и выделять необходимую информацию, осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку своих результатов деятельности.

Р-осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном

VIII. Рефлексия учебной деятельности

2 мин

Страница 24

(Используемые приёмы интерактивной доски: перемещение объекта, взять смайлик и перенести в корзину.)

Подводит итоги работы в классе.

-Ребята, посмотрите на доску. Что нарисовано?

-Кто всё понял и умеет решать задачи на нахождение периметра и площади, берёт этот смайликСмайлики картинки

-Кто испытывает затруднения в решении задач, берёт этот смайлик

-Кто ничего не понял, берёт этот смайлик

- Как вы думаете, мы больше не будем решать такие задачи?

Рефлексия

Индивидуальная работа

-Дерево настроений.

Выходят к интерактивной доске, выбирают смайлик и кладут его в корзину

Высказывания учащихся

Л-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

IX. Домашнее задание

1 мин

Учебник с. 38 № 6

Страница 25

- Решить задачу.

- Кто хочет, может составить обратные задачи и решить их.

Спасибо за урок

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики "Нахождение периметра и площади прямоугольника" с презентацией

повторить изученное, вспомнить нахождение периметра и площади       прямоугольника как фигуры на плоскости, провести сравнительный анализ...

Тренажёр по математике 4 класс. "Решение задач на нахождение периметра и площади".

Разноуравневые задачи на нахождение периметра и площади....

Задачи на нахождение периметра и площади (3 класс)

Данный материал подходит как для работы в классе, так и для индивидуального задания....

Тренажёр по математике 3 класс . Решение задач на нахождение периметра и площади.

Тренажёр содержит набор задач по нахождению периметра и площади прямоугольника.Этот тренажер способствует отработке навыков решения задач этого вида....

Задачи "Нахождение периметра и площади прямоугольника"

Дополнительный материал на отработку задач по математике на нахождение периметра и площади прямоугольника....

Конспект урока по математике по теме: "Решение текстовых задач. Запись решения выражением"

Тема урока: «Решение текстовых задач. Запись решения выражением».Цель урока: способствовать формированию умения решать текстовые задачи.Задачи урока:Образовательные: Активизировать ранее и...