Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики/
методическая разработка по математике на тему

Быкова Элеонора Александровна

Умственная деятельность является особенностью современного этапа развития образования. Важнейшей задачей сегодня является наделение учащихся умениями, позволяющими  им самостоятельно получать информацию, а также  активно включаться в исследовательскую, творческую деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках  математики.

Умственная деятельность является особенностью современного этапа развития образования. Важнейшей задачей сегодня является наделение учащихся умениями, позволяющими  им самостоятельно получать информацию, а также  активно включаться в исследовательскую, творческую деятельность. Таким образом, обучение и развитие обучаемого происходит в процессе его самостоятельной деятельности.

Использование технологии развития критического мышления  на уроках математики  развивает у обучающих:

- логическое мышление,

- критическое мышление,

- способность к восприятию алгоритмической культуры,

-  умение работать с информацией, активно ее воспринимать,

-  умение проводить исследование,

-  решать проблему,

- творческие способности, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели.

          Чтение и письмо — основные или базовые процессы, с помощью которых мы получаем и передаем информацию, поэтому педагогу необходимо научить школьников эффективно читать и писать.

Таким образом видно, что и  при изучении математики учащиеся так же встречаются с учебными текстами (учебник, задачник и т.д.). Умение работать с математическими текстами - это немаловажный аспект успешной учебной деятельности обучаемого. Педагогу необходимо обучать умению читать тексты, выделять в них главное, формировать личностное отношение к изученному и т.д. 

         Использование индивидуальной, групповой и парной работы, которые включает в процесс обучения технология развития критического мышления через письмо, на уроках математики, значимо и эффективно. В процессе обучения включен каждый ученик, а не часть ученического коллектива, что способствует более качественному обучению.

           Учебные условия, способствующие критическому мышлению (фронтальный опрос):

  • Задайте вопрос  и только потом назовите учащегося, который на него будет отвечать.
  • Дайте учащемуся адекватное время для обдумывания вопроса, который вы ему задали.
  • Задавайте один вопрос за один раз.
  • Давайте возможность всем учащимся отвечать на вопросы (т.е. не выделяйте учащихся, которым вы предпочитаете их задавать).
  • Перефразируйте вопрос, который вы задали, если чувствуете, что у учащегося возникли трудности с ответом.
  • Избегайте альтернативных вопросов («Да» и «Нет»).
  • Если позволяет содержание урока, вопросы задавайте от простого к сложному.
  • Задавайте вопросы, которые помогают учащимся прояснить или расширить их ответы.
  • Задавайте вопросы, которые заставляют учащихся задуматься над ответом, данным другим учащимся, чтобы они могли расширить, дополнить ответ одноклассника.
  • Задавайте вопросы, которые будут давать учащимся возможность пережить успех.

Как лучше организовать урок ?

Любое учебное занятие может быть разделено на три взаимосвязанных этапа.

Три основные фазы в новой педагогической технологии:

         ● этап вызова 

 ● этап осмысления  

 ● этап рефлексии

Каждому этапу соответствует тот или иной вид деятельности.         

   

Задания на развитие критического мышления

        Задачи – основное средство развития математического мышления учащихся. Речь идет о нестандартных задачах, поиск решения которых, как и нестандартные решения традиционных задач, является условием на пути развития способностей учащихся.

       При совместном поиске решения задачи все разнообразные ответы детей выслушиваются, проговариваются, при необходимости записываются. Затем, когда начинается анализ, решение задачи, то можно прийти к совершенно другому ответу или выводу. Задача вызывает интерес и активность учащихся лишь в том случае, если в ней имеется элемент неожиданности. Такой прием приучает детей думать и рассуждать. Опорные вопросы помогают слабоуспевающим детям. Учитель учит детей в ходе эвристической беседы умениям выражать свою точку зрения, давать самооценку.

       Решение задач различными способами предоставляет большие возможности для совершенствования обучения математике. При решении задач только одним способом, единственная цель у учащихся – найти правильный ответ. Если же требуется применить при этом несколько способов, то они стараются отыскать наиболее оригинальное решение.

          Из этого следует что, уроки, проведенные с помощью этих приемов, носят нетрадиционный характер. На таких уроках учитель дает детям знания, а также воспитывает в них умение корректно отстаивать свое мнение, видеть ситуацию целиком, а не отдельные ее части, оценивать и не выпускать проблему из виду в процессе поиска решения, самостоятельно добывать информацию и анализировать ее.

Использование технологии развития критического мышления на уроках математики позволяет развить у учащихся: логическое мышление, критическое мышление, умение проводить исследование, решать проблему, умение работать с информацией, творческие способности.

Источники:

  • Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб, 2003
  • Душина И.В. Методика и технология обучения: Пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. – 203с.
  • Сластенин В.А. Педагогика. – М., 1997.
  •  Л.В.Байбородова, В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005.
  • Педагогика/Под ред.П.И. Пидкасистого. - М.,1996
  • Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., “Народное образование”, 1998.
  • Клустер Д. Что такое критическое мышление.—М. : ЦГЛ, 2005.
  • Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. Пособие. М.: Мирос, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку. Использование технологии критического мышления

3 класс. Русский язык. Тема. Изложение. Цель: формирование умения  определять тему текста, устанавливать связь заголовка с темой текста, развитие восприятия,  мышления Ход урока. 1.Орган...

« Методическая разработка урока окружающего мира с использованием технологии критического мышления по теме: «Как управляют движением?»

« Методическая разработка урока окружающего мира  с  использованием технологии критического мышления по теме:  ...

Статья: "Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках математики."

Методические приемы использования технологии критического мышления на уроках  математики...

Методическая разработка по математике для четвёртого класса с использованием технологии критического мышления "Деление и умножение на круглые числа. Закрепление пройденного".

Методическая разработка по математике выполнена с использованием технологии критического мышления. Показана методика фронтальной работы, работы в группах и в парах.Использованы межпредметные связи с л...

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ «Использование технологии критического мышления в начальной школе»

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОС второго поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. Одной из технологий, способной решить зада...

Методическая разработка на тему : "Методические приемы использования технологии развития критического мышления при обучении детей с ЗПР"

Технология развития критического мышления позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную то...