Конспект урока по теме: Точка, кривая и прямая линия.
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Козин Иван Павлович
Краткий план- конспект урока математики, в первом классе,по теме : Точка, кривая и прямая линия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Точка, кривая и прямая линии. Отрезок. Ломаная линия.

Ход урока

1.Организационное начало урока

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты диктора внимательно слушай,

Чтоб задание выполнить мог.

2. Актуализация знаний

- Мы сегодня с вами будем путешествовать по волшебной стране «Геометрии». Этой страны на карте нет, но в ней есть удивительные города с необыкновенными улицами. Сопровождать нас в путешествии будет очень важная фигура. Сейчас мы с ней познакомимся.

- Что это за фигура? Правильно, это точка.

- Эта фигура важна, потому что с неё всё начинается.

 

- Нарисуйте две точки. Соедините их волнистой линией. Эта линия называется кривой.

- Нарисовать две точки. Соединить их прямой линией под линейку.

Без конца, без края –

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдёшь конца пути.

- Отметьте точку на любой из линий. Что можно сказать про это? Линия состоит из точек.

- Если натянуть верёвочку, то какая линия получится? Прямая.

- Если бросить верёвочку на пол, то какая линия получится? Кривая.

- Точка присела на скамейку и предлагает вам выполнить следующие задания.

 

- В лесу под деревом росло четыре гриба. После дождя появляется ещё 1 гриб. Сколько всего грибов растёт теперь под деревом?

- Пять. К четырём прибавить один равно – пять.

- Машенька сорвала один гриб. Сколько грибов осталось?

- Четыре. Из пяти вычесть один будет – четыре.

2+ □  =4          □  + 2= 3         2-  □   =1           □   -1=3

3+□   =4         4+ □   =5          3-  □   =2            □ -1=4

- Назовите  пропущенные числа.

Два. Один. Один. Один. Один. Один. Четыре. Пять.

- Вертела Точка верёвочку в руках и нечаянно завязала на ней 5 узелков. На сколько частей они разделили верёвку?

- Верно, на шесть частей.

Физкультминутка для пальчиков

Раз, два, три, четыре!

Кто живёт в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять –

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

Актуализация знаний 2

- Встала Точка на прямую линию. Долго шла, устала. Остановилась и думает: «Долго ли я ещё буду идти? Когда закончится прямая?»

- Долго ещё будет идти Точка? Долго. Так как «линия  прямая без конца и края».

- Опечалилась Точка: «Как же мне быть? Неужели так и идти без конца?» Но тут появились ножницы. Они узнали о беде Точки и решили помочь. Щёлкнули перед Точкой и разрезали прямую с одной стороны, а потом с другой.

- Ой, как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из прямой получилось?

- Это отрезок – часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. А если точка с одной стороны – это луч. Он очень похож на лучик солнца.

- Сколько на слайде отрезков? Четыре.

- Какой самый длинный? Верно, красный.

- Какой самый короткий? Правильно, жёлтый.

- Какие отрезки одинаковой длины? Зелёный и синий одинаковой длины.

- Это мы определили на глаз. Но предметы можно сравнивать при помощи наложения одного на другой. Можно при помощи циркуля. Есть такой измерительный прибор.

- Позже вы познакомитесь с измерением отрезков при помощи линейки.

- Точка предлагает вам выполнить следующие задания.

4+1=5

4-1=3

5-1=4

5-2=3

- Определите, какая запись подходит к картинкам?

- К первой картинке подходит пример: четыре плюс один равно – пять.

- Ко второй картинке подходит пример: пять минус два будет –  три.

- По схемам составьте и решите примеры.  

○○○●●

□+□=□

- К трём прибавить два получится – пять

○○●●

□+□=□

- К двум прибавить два получится – четыре.

○○○●

□+□=□

- Три плюс один равно – четыре.

□□□□□

□-□=□

- Из пяти вычесть два будет – три.

□□□□□  

□-□=□

 

- Пять минус один равно – четыре.

□□□□

□-□=□

- Из четырёх вычесть два  получится – два.

- Кто идёт первым по бревну, если считать справа налево?

- Первым идёт папа.

- Кто идёт четвёртым?

- Четвёртой идёт мама.

- Каким по счёту идёт сын?

- Сын идёт вторым.

- Какой по счёту идёт дочка?

- Дочка идёт третьей.

- Сколько всего человек и животных переходят речку?

- Правильно, пятеро.

- А если считать слева на право, количество измениться? Нет.

- Посмотрите внимательно на эти две картинки и найдите 5 отличий.

  1. У цветка на одной картинке пять лепестков, а на второй – четыре лепестка.
  2. На одной картинке у дедушки есть кепка, а на второй – нет.
  3. У дедушки на одной картинке штаны синие, а на второй – зелёные.
  4. На одной картинке у граблей четыре зуба, а на второй – три зуба.
  5. У бабочки на первой картинке четыре кружочка на крылышках, а на второй картинке только два.

Физкультминутка

Это – правая рука,

Это – левая рука,

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река…

Обернулись мы  и вот,

Стало всё наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой моя левая рука?

Актуализация знаний 3

- Отдохнула точка и отправилась в путь дальше. Много прошла Точка и вдруг – неудача! Путь преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели возвращаться?» - воскликнула Точка.

И тут на помощь пришли её друзья отрезки. Соединились они вместе – и получился отличный мостик. Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Какая интересная линия получилась!»

- Такая линия называется ломаной, а отрезки, из которых она состоит – звеньями ломаной

- Концы каждого звена называются вершинами ломаной линии.

- Сколько звеньев у первой ломаной линии? Конечно же, пять.

- Сколько вершин у второй ломаной линии? Верно, четыре.

- Начертите самостоятельно ломаную линию из четырёх звеньев.

- Из отрезков можно получить разные ломаные: незамкнутые и замкнутые.

Сколько звеньев у этой ломаной? Три.

 Какая фигура получилась, когда звенья замкнулись? Треугольник.

- Треугольник состоит из трёх сторон. У треугольника три вершины.

- Выложите из палочек треугольник.

- Сколько палочек понадобилось? Почему?

- Точка предлагает разделить грибы на две корзинки.

- Один и четыре – это пять.

- Два и три – это пять.

- Три и два – это пять.

- Четыре и один – это пять.

- Решите примеры.

5-1-1=□           4-1+2=□

2+2+1= □        3+1+1=□

-Проверьте себя!

5-1-1=3            4-1+2=5

2+2+1= 5          3+1+1=5

- Расселить жильцов в домик. Решите примеры и узнайте где кто живёт.

- Где живёт лягушка? Лягушка живёт в окошке под номером три, так как два и один будет – три.

- Где живёт мышка? Мышка живёт в окошке под номером два, так как пять без трёх  будет – два.

- Где живёт петух? Петушок живёт в окошке с номером один, так как четыре без трёх получится – один.

- Где живёт ёжик? Ёжик живёт там, где цифра «четыре», так как два плюс два равно – четыре.

- Где живёт зайка? Зайка живёт там, где цифра пять, так как два плюс три – будет пять.

- Назовите имена мальчиков по порядку, если Вася ниже Коли, а Коля  не выше Толи.

- Первый– Толя, второй– Коля, третий –Вася.

- Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса?

- Конечно же, один час.

- Сколько в комнате кошек, если в каждом из четырёх углов комнаты сидит по одной кошке, а напротив каждой кошки сидит  по три кошки.

- Четыре, так как если кошка сидит в углу, то напротив неё в трёх углах сидит ещё по одной кошке, то есть три.

- Найдите закономерность и назовите число.

- Конечно же, это цифра один.

3. Подведение итогов

 

- Вы молодцы, хорошо справились с заданиями. Точка благодарит  вас за путешествие.

- С какими фигурами познакомились?

-Из чего состоит ломаная линия? Правильно, из звеньев.

- Что называется вершиной ломаной? Верно, это концы звеньев.

Рефлексия

- Продолжите фразу.

- Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я научился …

Мне было интересно…

Мне было трудно  ….

- Выберите зайчишку, который соответствует вашему настроению. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план- конспект урока по теме "ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ. ПИСЬМО ПРЯМОЙ С ЗАКРУГЛЕНИЕМ ВНИЗУ

Уроу обучения грамоте и письму по ОС "Школа 2100" Авторы УМК: Р.Н. Бунеев,Е. В. Бунеева, О. В. Пронина....

Точка, кривая и прямая линии.

Урок по математике в 1 классе....

Презентация к уроку математики в 1 классе на тему «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

Цели урока:1. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами: точкой, прямой линией, кривой линией, отрезком, лучом. Выяснить, какие свойства имеет прямая линия, отрезок, луч. Находить сходство ...

Технологическая карта урока математики 1 класс. Тема: «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: сформировать представление  о понятиях «прямая линия», «кривая линия», «отрезок», «луч».Планируемые результаты:предметны...

Конспект урока по математике на тему «Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч»

Конспект урока математики в 1 классе по УМК "Школа России"...