Точка, кривая и прямая линии. Отрезок. Ломаная линия.
методическая разработка по математике (1 класс) на тему

Сипко Марина Юрьевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Точка, кривая и прямая линии. Отрезок. Ломаная линия.

Ход урока

1.Организационное начало урока

Прозвенел звонок и смолк –

Начинается урок.

Он полон открытий

И полон тревог.

Ты диктора внимательно слушай,

Чтоб задание выполнить мог.

2. Актуализация знаний

- Мы сегодня с вами будем путешествовать по волшебной стране «Геометрии». Этой страны на карте нет, но в ней есть удивительные города с необыкновенными улицами. Сопровождать нас в путешествии будет очень важная фигура. Сейчас мы с ней познакомимся.

- Что это за фигура? Правильно, это точка.

- Эта фигура важна, потому что с неё всё начинается.

 

- Нарисуйте две точки. Соедините их волнистой линией. Эта линия называется кривой.

- Нарисовать две точки. Соединить их прямой линией под линейку.

Без конца, без края –

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдёшь конца пути.

- Отметьте точку на любой из линий. Что можно сказать про это? Линия состоит из точек.

- Если натянуть верёвочку, то какая линия получится? Прямая.

- Если бросить верёвочку на пол, то какая линия получится? Кривая.

- Точка присела на скамейку и предлагает вам выполнить следующие задания.

 

- В лесу под деревом росло четыре гриба. После дождя появляется ещё 1 гриб. Сколько всего грибов растёт теперь под деревом?

- Пять. К четырём прибавить один равно – пять.

- Машенька сорвала один гриб. Сколько грибов осталось?

- Четыре. Из пяти вычесть один будет – четыре.

2+ □  =4          □  + 2= 3         2-  □   =1           □   -1=3

3+□   =4         4+ □   =5          3-  □   =2            □ -1=4

- Назовите  пропущенные числа.

Два. Один. Один. Один. Один. Один. Четыре. Пять.

- Вертела Точка верёвочку в руках и нечаянно завязала на ней 5 узелков. На сколько частей они разделили верёвку?

- Верно, на шесть частей.

Физкультминутка для пальчиков

Раз, два, три, четыре!

Кто живёт в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять –

Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я –

Вот и вся моя семья!

Актуализация знаний 2

- Встала Точка на прямую линию. Долго шла, устала. Остановилась и думает: «Долго ли я ещё буду идти? Когда закончится прямая?»

- Долго ещё будет идти Точка? Долго. Так как «линия  прямая без конца и края».

- Опечалилась Точка: «Как же мне быть? Неужели так и идти без конца?» Но тут появились ножницы. Они узнали о беде Точки и решили помочь. Щёлкнули перед Точкой и разрезали прямую с одной стороны, а потом с другой.

- Ой, как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из прямой получилось?

- Это отрезок – часть прямой линии, ограниченная с двух сторон точками. А если точка с одной стороны – это луч. Он очень похож на лучик солнца.

- Сколько на слайде отрезков? Четыре.

- Какой самый длинный? Верно, красный.

- Какой самый короткий? Правильно, жёлтый.

- Какие отрезки одинаковой длины? Зелёный и синий одинаковой длины.

- Это мы определили на глаз. Но предметы можно сравнивать при помощи наложения одного на другой. Можно при помощи циркуля. Есть такой измерительный прибор.

- Позже вы познакомитесь с измерением отрезков при помощи линейки.

- Точка предлагает вам выполнить следующие задания.

4+1=5

4-1=3

5-1=4

5-2=3

- Определите, какая запись подходит к картинкам?

- К первой картинке подходит пример: четыре плюс один равно – пять.

- Ко второй картинке подходит пример: пять минус два будет –  три.

- По схемам составьте и решите примеры.  

○○○●●

□+□=□

- К трём прибавить два получится – пять

○○●●

□+□=□

- К двум прибавить два получится – четыре.

○○○●

□+□=□

- Три плюс один равно – четыре.

□□□□□

□-□=□

- Из пяти вычесть два будет – три.

□□□□□  

□-□=□

 

- Пять минус один равно – четыре.

□□□□

□-□=□

- Из четырёх вычесть два  получится – два.

- Кто идёт первым по бревну, если считать справа налево?

- Первым идёт папа.

- Кто идёт четвёртым?

- Четвёртой идёт мама.

- Каким по счёту идёт сын?

- Сын идёт вторым.

- Какой по счёту идёт дочка?

- Дочка идёт третьей.

- Сколько всего человек и животных переходят речку?

- Правильно, пятеро.

- А если считать слева на право, количество измениться? Нет.

- Посмотрите внимательно на эти две картинки и найдите 5 отличий.

  1. У цветка на одной картинке пять лепестков, а на второй – четыре лепестка.
  2. На одной картинке у дедушки есть кепка, а на второй – нет.
  3. У дедушки на одной картинке штаны синие, а на второй – зелёные.
  4. На одной картинке у граблей четыре зуба, а на второй – три зуба.
  5. У бабочки на первой картинке четыре кружочка на крылышках, а на второй картинке только два.

Физкультминутка

Это – правая рука,

Это – левая рука,

Справа – шумная дубрава,

Слева – быстрая река…

Обернулись мы  и вот,

Стало всё наоборот:

Слева – шумная дубрава,

Справа – быстрая река…

Неужели стала правой моя левая рука?

Актуализация знаний 3

- Отдохнула точка и отправилась в путь дальше. Много прошла Точка и вдруг – неудача! Путь преградила большая река. «Что же мне делать? Неужели возвращаться?» - воскликнула Точка.

И тут на помощь пришли её друзья отрезки. Соединились они вместе – и получился отличный мостик. Посмотрела Точка на этот мостик и говорит: «Какая интересная линия получилась!»

- Такая линия называется ломаной, а отрезки, из которых она состоит – звеньями ломаной

- Концы каждого звена называются вершинами ломаной линии.

- Сколько звеньев у первой ломаной линии? Конечно же, пять.

- Сколько вершин у второй ломаной линии? Верно, четыре.

- Начертите самостоятельно ломаную линию из четырёх звеньев.

- Из отрезков можно получить разные ломаные: незамкнутые и замкнутые.

Сколько звеньев у этой ломаной? Три.

 Какая фигура получилась, когда звенья замкнулись? Треугольник.

- Треугольник состоит из трёх сторон. У треугольника три вершины.

- Выложите из палочек треугольник.

- Сколько палочек понадобилось? Почему?

- Точка предлагает разделить грибы на две корзинки.

- Один и четыре – это пять.

- Два и три – это пять.

- Три и два – это пять.

- Четыре и один – это пять.

- Решите примеры.

5-1-1=□           4-1+2=□

2+2+1= □        3+1+1=□

-Проверьте себя!

5-1-1=3            4-1+2=5

2+2+1= 5          3+1+1=5

- Расселить жильцов в домик. Решите примеры и узнайте где кто живёт.

- Где живёт лягушка? Лягушка живёт в окошке под номером три, так как два и один будет – три.

- Где живёт мышка? Мышка живёт в окошке под номером два, так как пять без трёх  будет – два.

- Где живёт петух? Петушок живёт в окошке с номером один, так как четыре без трёх получится – один.

- Где живёт ёжик? Ёжик живёт там, где цифра «четыре», так как два плюс два равно – четыре.

- Где живёт зайка? Зайка живёт там, где цифра пять, так как два плюс три – будет пять.

- Назовите имена мальчиков по порядку, если Вася ниже Коли, а Коля  не выше Толи.

- Первый– Толя, второй– Коля, третий –Вася.

- Чтобы сварить 1 кг мяса, требуется 1 час. За сколько часов сварится 2 кг мяса?

- Конечно же, один час.

- Сколько в комнате кошек, если в каждом из четырёх углов комнаты сидит по одной кошке, а напротив каждой кошки сидит  по три кошки.

- Четыре, так как если кошка сидит в углу, то напротив неё в трёх углах сидит ещё по одной кошке, то есть три.

- Найдите закономерность и назовите число.

- Конечно же, это цифра один.

3. Подведение итогов

 

- Вы молодцы, хорошо справились с заданиями. Точка благодарит  вас за путешествие.

- С какими фигурами познакомились?

-Из чего состоит ломаная линия? Правильно, из звеньев.

- Что называется вершиной ломаной? Верно, это концы звеньев.

Рефлексия

- Продолжите фразу.

- Сегодня на уроке:

Я узнал …

Я научился …

Мне было интересно…

Мне было трудно  ….

- Выберите зайчишку, который соответствует вашему настроению. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ломаная линия. Длина ломаной.

Презентация поможет интересно организовать изучение нового материала....

Ломаная линия. Длина ломаной.

Презентация предназначена для урока математики по любой программе....

Урок математики "Понятия «ломаная линия», «звено ломаной». Построение ломаных линий." 1 класс Кощеева Елена Анатольевна, учитель начальных классов

На уроке математики  в занимательной форме дети получат представление о «ломаной линии», «звене ломаной линии».                       ...

Разработка занятия «Ломаная линия. Звено ломаной, вершины»

Урок математики 18 Тема урока. «Ломаная линия. Звено ломаной, вершины.». (с. 38 - 39). Цель урока.  Познакомить с ломаной линией. Учить выделять линию среди других фигур. Ход урока...

Конспект урока по теме: Точка, кривая и прямая линия.

Краткий план- конспект урока математики, в первом классе,по теме : Точка, кривая и прямая линия. ...

Точка, кривая и прямая линии.

Урок по математике в 1 классе....

конспект урока по теме: Ломаные линии. Звено ломаной линии. Вершины

Конспект урока по математике в 1 классе, "Школа России"...