Письменное деление на двузначное число
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Олеся Викторовна Матина

Данная разработка по теме "Письменное деление на двузначное число" для 4 класса по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismennoe_delenie_na_dvuznachnoe_chislo.doc87 КБ

Предварительный просмотр:


ПИСЬМЕННОЕ ДЕЛЕНИЕ НА ДВУЗНАЧНОЕ ЧИСЛО

Цель деятельности учителя

Способствовать ознакомлению с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число, развитию умений решать текстовые задачи, находить значения выражений с переменными, определять верные и неверные неравенства

Тип урока

Освоение новых знаний и способов действий

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): познакомятся с приемом письменного деления трехзначного числа на двузначное, когда в частном получается однозначное число, научатся решать текстовые задачи, находить значение выражений с переменными, определять верные и неверные неравенства.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способ-ностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: понимают универсальность математических способов познания окружающего мира

Методы и формы
обучения

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесный, наглядный, практический

Образовательные
ресурсы

1. Математика. 3–4 классы : поурочные планы по программе «Школа России». – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. http://rusfolder.com/32474579

3. http://nsch. roo. minsk. edu. by/files/2012/02/

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/geometricheskie-zadachi

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, проектор

Основные понятия и термины

Письменное деление на двузначное число


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы

органи-

зации
взаимо-

действия

на уроке

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Промежуточный

контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Моти-
вация

(самоопре-
деление)

к учебной деятель-

ности

Эмоциональная, психоло-

гическая и мотивационная подготовка
учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.

«С малой удачи начинается большой успех» (на доске)

Слушают учителя.
Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку

Фронтальная,

индивидуальная

К – планируют учебное сотрудничество с учите-

лем и сверстниками.

Л – понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

Наблюдение учителя за организацией учащимися рабочего места

II. Актуализация знаний

Устный счёт

СЛАЙД 1

На доске 2 синих фигуры  

2 красные фигуры

2 желтые фигуры  

-На какие группы можно разделить эти фигуры?

- По каким признакам?

- Сколько нашли вариантов?

Будут ли лишние фигуры?

На фигуры прикрепляются числа.

- Найдите разность чисел в красных фигурах (492-82=410)

- Найдите произведение чисел в красных фигурах (3*40=120)

- Найдите сумму чисел в желтых фигурах (4+36=40)

- На сколько число в треугольнике больше, чем число в прямоугольнике? (82-40=42)

- Во сколько раз число в ромбе больше, чем в шестиугольнике? (36/4=9)

- Сейчас вам предстоит угадать зашифрованное слово. Для этого нужно расставить полученные результаты по возрастанию.

410

120

40

42

9

Х

Е

С

П

У

- Какое слово получилось?

9

40

42

120

410

У

С

П

Е

Х

-Молодцы! Сегодня на уроке я желаю вам успеха!

Слушают учителя

Работают учащиеся с низким уровнем обучаемости.

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности

Устные ответы, наблюдения учителя, выполненные задания

III. Выявление места и причины затруднения

СЛАЙД 2

- Открываем тетради и записываем число.

- Используя числа в фигурах, составьте все возможные выражения, где можно выполнить деление.

492/82

82/40

40/40

36/36

4/4

492/40

82/36

40/36

36/4

4/3

492/36

82/4

40/4

36/3

3/3

492/4

82/3

40/3

492/4

Выполняют задания.

индивидуальная.

П – понимают базовые межпредметные и предметные понятия (число); осознанно и произвольно строят речевые высказывания; осуществляют
логические действия; владеют способами выполнения заданий поискового

СЛАЙД 3

- Сопоставьте выполненное задание с правильным и оцените себя на полях по шкале.

Для самооценки вспомните:

  1. Какова была ваша цель?
  2. Удалось ли получить результат?
  3. Выполнил правильно или с ошибками?
  4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?

   Сравните данные выражения:

492: 3                                       492:82

- Выполните деление.

-Вспомните алгоритм деления многозначного числа на однозначное.

- Что вызвало затруднение? Почему?

Учитель прикрепляет на доску рисунок корзины, на которой написано: «Корзина идей».

Предлагаем идеи решения этой проблемы.

- Составьте алгоритм действий, исходя из ваших рассуждений.

Выполняют самооценку

Выполняют деление.

Предлагают свои идеи для обсуждения в классе.

характера; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебно-познавательных
и практических задач.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

К – обмениваются мнениями; могут работать
в коллективе, уважают мнения других участников образовательного процесса; умеют слушать и вести диалог; формулируют и аргументируют свое мнение; признают возможность существования различных точек зрения на обсуждаемую проблему; используют речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.

IV. Открытие нового знания.

V. Реализация построено

го проекта

1. Ознакомление с новым приемом.

СЛАЙД 4

ФИЗМИНУТКА

- Формулировка темы урока, цели.

Выведение алгоритма.

– Надо разделить 492 на 82 способом подбора. Сколько цифр будет в частном?

– Эту цифру можно найти подбором. Пробу-ем 2: умножим 82 на 2, получится 164; не подходит, так как 492 – 164 = 328, а 328 > 82. Пробуем 3: умножим 82 на 3, получится 246;

не подходит, так как 492 – 246 = 246, а остаток должен быть меньше, чем 82. Пробуем 4:
умножим 82 на 4, получится 328; не подходит, така как 492 – 328= 164, остаток должен быть меньше чем 82.

Умножим 82 на 5, будет  410. Не подходит

Умножаем 82 на 6, получится 492. Значит, 492:82=6.

– Так находить цифру частного очень долго. Это можно сделать быстрее. Заменим делитель ближайшим меньшим разрядным числом. Назовите его.

– Делить на числа, оканчивающиеся нулями, вы уже умеете. Разделите 492 на 80.

– Эта цифра пробная, так как надо было делить на 82, а делили на 80. Делим 49 на 8. Берем по 6Цифра может не подходить, поэтому ее надо проверить, прежде чем записывать в частном. Как проверите?

–– Назовите ответ.

– Записывают решение так:

492:82

Сравните ваш алгоритм с алгоритмом на экране., с учебником на стр 57

Дети сами формулируют тему рока

Сравнивают и проговаривают, запоминают.

Выполняют физминутку 

Фронтальная.

Знание письменного приема деле-ния на двузначное число.

VI. Первичное закрепление

2. Работа
по учебнику

№ 206

– Надо 384 разделить на 96. Буду делить 384 на 90, для этого 38 разделю на 9, получится 4. Проверю цифру 4: умножу 96 на 4, получится 384. Цифра 4 подходит. Значит, 384 : 96 = 4

Далее читают объяснение на странице 57
и слушают, как выполнено деление числа 384 на 96

Групповая

6 групп

6 примеров на карточках

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета; понимают важность и необходимость знаний в жизни человека.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку
на здоровый образ жизни

Применение письменного приема деления
на двузначное число

Выполненное задание.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой.

-Проверьте правильность решений по эталону и оцените свою работу.

.

индивидуальная.

П – проводят анализ, синтез; осуществляют моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.), построение логической цепи рассуждений, доказательство; используют

Устные ответы, записи в тетради

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

- Отгадайте шараду.

Первое – предлог, второй – летний дом, а целое порой решается с трудом.

– Задача.

СЛАЙД 5

–Со времен Великой Отечественной Войны в Горном Алтае действовал Акташский рудник, на котором за 30 лет было добыто 3 000 тонн руды. В 1990 году добыча руды была прекращена. Если бы рудник работал, сколько тонн руды добыли бы до 2015 года?

– Решите задачу в парах, записывая отдельно каждое действие.

1) 3000 : 30 = 100 (т.) – за 1 год.

2) 2015-1990=25 (л.) – не работал рудник.

3) 100*25=25000 (т.) – руды добыли бы за 25 лет.

Ответ: 25 000 тонны руды добыли бы за 25 лет.

Проверьте свое решение с правильным. Оцените себя на полях по шкале.

После чтения задачи записывают ее условие кратко в таблицу и решение в тетрадь.

Выполняют самопроверку и самооценку.

Парная

математические термины, символы и знаки.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; умеют находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме.

К – конструктивно разрешают конфликты, учитывают интересы сторон и сотрудничают с ними.

Л – осуществляют смыслообразование; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к предмету

2. Геометрическая задача
на смекалку.

В вершинах квадратной клумбы растут кусты. Площадь клумбы увеличили в 2 раза, не выкапывая кустов. Расширенная клумба тоже квадратная, и внутри нее кустов нет. Как это сделали? Выполните рисунок

Ответ:

 IX Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение
полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок

СЛАЙД 6

– Вернемся к эпиграфу нашего урока.

- Как вы считаете, добились ли вы успеха на нашем уроке?

- Какие знания вам понадобились сегодня
на уроке?

– На какой стране вы побывали на уроке?

- Какие чувства испытывали, отметьте, пожалуйста, на карте.

Отвечают на вопросы

Отмечают свои чувства на карте.

Фронтальная, индивидуальная

П – ориентируются

в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную деятельность
на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету

Устные ответы

Домашнее задание

СЛАЙД 7

С. 57, № 209, 208, 210  Выполнить на выбор.

Задают уточняющие вопросы

Фронтальная, индивидуальная

Р – принимают и учебную задачу, осуществляют поиск средств ее выполнения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики. 4 класс «Письменное деление на двузначное число. Закрепление».

Урок нацелен на подготовку к контрольной работе по теме "Письменные приемы деления на двузначное число". В ходе урока, сопровождающегося презентацией и мультимедийным приложением к учебнику, отрабатыв...

Урок математики в 4 классе. Тема. Алгоритм письменного деления на двузначное число.

Урок математики в 4 классе.Тема. Алгоритм письменного деления на двузначное число. УМК Школа России...

"Письменное деление на двузначное число" 4 класс

Урок изучения нового материала. Знакомство с алгоритмом деления на двузначное число....

Конспект урока по математике по теме « Письменное деление на двузначное число (закрепление)» 4 класс.

Цель урока: закрепление умения выполнять деление на двузначное число;Задачи: Образовательные :  - совершенствовать вычислительные навыки;-  закрепить умение решать задачи на движе...

"Письменное деление на двузначное число"

технологическая карта урока "Письменное деление на двузначное число"...