Решение задач
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Габриелян Марина  Эдуардовна

Тема урока: Решение задач

Тип урока: Комбинированный

Дидактическая цель: продолжить работу по формированию умения решать задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon reshenie_zadach.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок математики по ФГОС во 2 классе.        

 Учитель: Габриелян Марина Эдуардовна

 Тема урока: Решение задач

Тип урока:  Комбинированный

Дидактическая цель: продолжить работу по формированию умения решать задачи.

Задачи:

1. Развивать умения проводить разносторонний анализ текстовых задач, числовых неравенств, строить дедуктивные рассуждения, подводить анализируемые объекты под понятие «задача» (познавательные УУД);

2.Совершенствовать умения работать в паре, в группе, договариваться, приходить к общему мнению, контролировать свои действия в парной работе,  находить возможные варианты решения задания (коммуникативные УУД);

3.Развивать умения понимать задачу, контролировать и корректировать результат и процесс ее выполнения (регулятивные УУД).

Дидактическое обоснование: Учебник «Математика» 2 класс (3 часть), автор учебника Т.Е.Демидова, С.А.Козлова, УМК «Школа 2100»

Используемые технологии: - проблемное;  - дифференцированное (на этапе закрепления )

Методы обучения: продуктивный

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная, парная, групповая

Средства обучения:

-мультипроектор, доска, карточки

Технологическая карта урока

Этап   урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности

(организационный момент)

ХАЙ ФАЙВ – «дай пять» сигнал тишины и привлечения внимания

Включение детей в деятельность

Настрой   на работу в стихотворной форме

Приветствие

 - Здравствуйте, ребята. Какое  ваше настроение?

- ВО! (показывают большой палец вверх)

- Все  такого мнения?

- Да!

-Отлично! А теперь поприветствуйте друг друга: партнеры по плечу дайте пять друг другу; партнеры по лицу; а теперь все вместе поприветствуйте  друг друга, соприкасаясь  правой рукой.

 Прозвенел и смолк звонок.

 Начинается урок.

 Мы за парты тихо сели

 И на доску посмотрели.

- Запишите себе в тетрадь дату сегодняшнего дня.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку,

записывают дату и классная работа

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

  1. Мотивация на учебную деятельность

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

Структура

КЛОК БАДДИС

«друзья по часам»- обучающая структура, в которой учащиеся встречаются со своими одноклассниками в «отведенное учителем» время для эффективного взаимодействия.

ТАЙМД ПЭА ШЭА

обучающая структура, в которой два участника делятся развёрнутыми ответами в течение определенного времени.

Итак, начинаем урок математики.

(2 слайд)

 - Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

 Как вы понимаете эти слова?

- Правильно. Мы должны быть внимательными, решительными, уверенными в себе и в своих товарищах, усидчивыми. На уроке мы встретимся с трудностями и препятствиями, которые нам надо преодолеть. Мы ведь сильные? Ведь для ученика сила  - это его знания. И так, ребята, вперёд!

- Я надеюсь, что сегодня на уроке вы приобретете новые знания и умения.

Устный счет. Презентация. Повторение. (3 слайд)

1.Что общего в этих числах?

     24   27   23   21   28   25

-Какое число «лишнее»?

-Какое число «лишнее» в оставшейся группе чисел?

-Какие математические выражения можно составить со значением 24?

           

- От умножения каких чисел получаются оставшиеся значения?

             

- У каких чисел можно поменять цифры местами,  чтобы получились значения из таблицы умножения?

  -Назовите соответствующие выражения.

Вывод: что мы сейчас повторяли?

2. Изученные случаи умножения и деления (работа по карточкам по кругу учащиеся должны записать ответы)

-Поднимите руку те, у кого в группе не было ошибок.

-Кому было трудно?

-Что нужно делать, чтобы ошибок не было?

Проверка - зачитывают вслух.

- А теперь достаньте свой КЛОК БАДДИС и  посмотрите, с кем вы назначили  встречу на 9 часов. (Встали, задвинули стулья и найдите пару, дайте пять своему партнеру.)

- Все нашли себе пару? Кто остался без пары?  ( Учитель помогает образовать тройку, если 1 остался без пары).

Ваша задача: назвать знаки действия, если нужно - смотрите на экран

(на экране таблица)

Проведем ТАЙМД ПЭА ШЭА.  В течение 30 секунд  (у каждого будет по 15 секунд) отвечаем на этот вопрос. Начинает тот, у кого пуговиц больше на одежке. Определились? Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Теперь говорит другой партнер. Ваши 15 секунд пошли. Время вышло. Давайте  выслушаем некоторых.  ИМЯ.  Спасибо, ребята. А теперь, поблагодарите друг друга и займите  свои места.

СЛАЙД 6

На экране таблица:

-Увеличить на…

-Уменьшить на…

-Увеличить в несколько раз…

-Уменьшить в несколько раз…

Отвечают как понимают эти слова

- Нам нужно хорошо учиться в школе.

- Читать, ответственно относиться к урокам и ко всем делам в жизни.

-двузначные, одинаковое количество десятков

-23 – в таблице умножения нет такого значения

-24 - значение нескольких математических выражений на умножение

-            4 ∙ 6       3 ∙ 8

                 27 = 3 ∙ 9

                 21 = 7 ∙ 3

                 28 = 4 ∙ 7

                 25 = 5 ∙ 5

-24 - 42

-2 1- 12

-27-72

                          6 ∙ 7 = 42

                          3 ∙ 4 = 12

                          8 ∙ 9 = 72

-таблицу умножения и деления                          

-Необходимо выучить таблицу умножения.

-Дети находят себе пару.

- Дети друг другу рассказывают:

Увеличить на, значит +

Уменьшить на, значит –

Увеличить в несколько раз, значит *

Уменьшить в несколько раз, значит

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

логические-

анализ объектов с целью выделения признаков;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

–составлять, понимать и объяснять простейшие алгоритмы (план действий) при работе с конкретным заданием; 

3.Постановка учебной задачи

 

Структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН

Работает группа

 (4 ученика)

Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации

Задание:

СЛАЙД 7

- Прочитайте, отметьте тексты, которые являются задачами

  1. Сколько овощей  на двух тарелках?
  2. Возле дома росло 7 яблонь,  4 вишни и 2 березы. Сколько  яблонь и вишен росло возле дома?
  3. Девочка нарисовала красные и зеленые шарики. Сколько шариков она нарисовала?
  4. Мальчик положил в коробку 4 красных и 2 зеленых карандаша.
  5. В вазе лежит 8 апельсинов и 4 яблока.    - Сколько фруктов лежит  в вазе?

- Обсудите свои решения в паре.

-К какому выводу вы пришли? Под каким номером записана задача? (Проверяем)

-Сформулируйте тему урока.

Ставят цели, формулируют тему урока

Ученики работают самостоятельно, отмечая  тексты задач.

Обучающиеся обсуждают в парах результаты самостоятельной работы. Пары, которые приходят к единому решению, соединяют руки домиком.

Регулятивные: целеполагание;

Познавательные: общеучебные

Формулирование познавательной цели;

анализировать тексты простых и составных задач с опорой на краткую запись, схематический рисунок, схему.

Логические: формулирование проблемы

4. Построение проекта выхода из затруднения

Формулирование темы и целей урока

Организация учащихся на исследование проблемной ситуации

Фиксирование на доске вариантов решений

1-й вариант: тексты № 2, 5

2-й  вариант: текст № 5

Выяснение существенного признака задачи – взаимосвязь вопроса и условия.

- Попробуем разобрать все ваши варианты решений.

- Докажите, что текст № 2 является задачей.          - Прочитайте условие.

- Прочитайте вопрос задачи.                                            - О чем спрашивают в вопросе?                                           - Что известно про яблони и вишни?                                     -  Можно ли узнать, сколько всего было яблонь и вишен вместе?

- Сделайте вывод: этот текст задача?

 - Докажите, что текст № 5 является задачей.

- Что известно в задаче?

- Что нам нужно узнать в задаче?

- Что нам нужно вспомнить, чтобы решить задачу?

- Для решения задачи нам известно все необходимое?

- Как вы решите задачу?

- По какой теме работаем на уроке?

Сформулируйте  тему урока

Составляют план достижения цели и определяют средства

-В этом тексте есть условие и вопрос.

-Возле дома росло 7 яблонь,  3 вишни и 2 березы.

- Сколько  яблонь и вишен росло возле дома?

-Спрашивают о яблонях и вишнях.

- Известно, что было 7 яблонь, 3 вишни.

- Да. 7 + 3 = 10  

- Да, этот текст задача, но с лишними данными.Нам не потребовались данные о березах, чтобы ответить на главный вопрос задачи).

- В вазе лежит 8 апельсинов и 4 яблока.

- Сколько фруктов лежит  в вазе?

 - Нам нужно вспомнить, что апельсины и яблоки – это фрукты.

 - Да. Мы знаем, что апельсинов было 8, а яблок 4.

- 8 + 4 = 12

- В вазе лежит 12 фруктов.

- Задачи. Части задачи.

 - В задаче должны быть обязательно  условие и вопрос.

- Соответствие  вопроса и условия задачи.

Следят глазами за двигающимися  по экрану фигурками

Регулятивные:планирование, прогнозирование;

Познавательные:

Логические: решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичное закрепление

Самостоятельная работа с последующей проверкой

Структура

 РЕЛЛИ ТЭЙБЛ

обучающая структура, в которой два участника выполняют задания вместе, после выполнения прикасаются рукой друг к другу

Повторение правил.

Самостоятельная работа.

СЛАЙД 8

Работа по учебнику с.48, №2

(работают в парах)

-Внимательно изучите тексты трёх задач. Чем они похожи и чем отличаются?

-Записываем решение у доски и в тетрадях.

                   

   

 

-  Ребята, вы должны сгруппироваться так, каким будет ответ. Есть одно условие: никто из вас не должен озвучивать ответ! А теперь дружно все встали, задвинули стулья, и под музыку передвигаемся по классу.

  • 12 разделить на 3?
  • 5 умножить на 1?
  • 27 разделить на 9?
  • 4 умножить на 2?

-Самостоятельная работа в парах

- Записывают решение у доски и в тетрадях.

-Дети двигаются по классу под музыку, затем группируются

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные - умение структурировать  знания, выбор наиболее эффективных  способов решения

Коммуникативные: управление поведением партнёра, умение  использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).

Развиваем умения

работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом); 

– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

– активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке;

– ясно формулировать вопросы и задания к пройденному на уроках материалу; 

- ясно формулировать свои  затруднения, возникшие при выполнении задания;

  – не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;

6.Обобщение

и систематизация знаний Самостоятельная работа с последующей проверкой

Составьте задачи по выражениям. С.48, №3

СЛАЙД 10

Проверка

СЛАЙД 11

Самостоятельная работа у доски и в тетрадях. С.48, №4

Проверка по презентации СЛАЙД 12

Дети выполняют №3 стр.48

(объясняют и описывают план выполнения задания)

-Ставят, где это возможно знаки

 >, <,  =

-Проверяют работу

9. Рефлексия деятельности

(итог урока)

Дом.з.

1.Организация рефлексии

Я узнал на уроке…

Развивали умения…

Было легко…

Было трудно…

Было интересно…

- Сегодня на уроке вы работали в парах, в группах.                                              

 -  Поблагодарите своих партнёров по плечу, по лицу за работу.

-Чему учились на уроке?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

- Умение решать текстовые задачи,  проверять правильность хода решения задачи, выполнять арифметические действия устно и письменно.

Записывают домашнее задание (из двух предложенных номеров дети выбирают один)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия;

Личностные:

 – понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; 

 – быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; 

 – не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Решение задач. Составление и решение обратных задач.

Краткое описание: Урок закрепление пройденного материала. Использование презентации на уроке способствует  формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведённых до автоматизм...

Технологическая карта урока математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Данный урок разработан как урок-практикум по работе с задачами. Может быть применен учителем при работе по любой программе. Урок содержит математический диктант и различные виды работы с задачами. К у...

Презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач. (Закрепление решения задач на приведение к единице)."

Эта презентация к уроку математики по теме "Поупражняемся в решении задач.(Закрепление решения задач на приведение к единице)."  Она может быть полезна учителям, работающим по различным...

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."

Конспект урока по теме "Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями."...

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями.

Повторение замены сложения умножением. Решение задач с геометрическим материалом. Решение задач с буквенными выражениями....

Урок математики- урок решения проектной задачи «Путешествие по Черноморскому побережью Кавказа» (Решение задач на движение) 4 класс

: Урок решения проектной задачи( комплексного применения знаний, умений и навыков)Цель:  использование формулы движения при решении задач в нестандартной ситуации.Задачи: дать возможность учащимс...