Конспект урока по математике
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Коровина  Кристина Олеговна

Урок математики.
Тема - "Единицы массы. Грамм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur_po_matematike.docx23.87 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

«Школа 2100» (Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких)

Урок открытия нового знания

«Единицы массы. Грамм.»

Планируемые результаты: Знают о единицах измерения массы- граммах, умеют использовать эту единицу измерения для решения задач.

Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости -гномики. Они находят в горах сокровища, взвешивают их и хранят в пещерах. Пришли они к нам не с пустыми руками, а принесли маленькие мешочки с монетками и хотят, чтобы мы помогли им

Недавно мы с вами познакомились с новыми единицами длины.

Что такое длина? (Длина характеризует предмет по протяженности).

Какие еще величины вы знаете? (Площадь, объем).

А что мы уже умеем делать с величинами? (Сравнивать, производить различные действия).

- Ребята, а для чего нам в жизни нужны эти величины?

-Сегодня они нам пригодятся.

II. Актуализация опорных знаний

Повторим, что мы знаем о величинах.

Вспомните, что такое величина. (Величина – это свойство предметов, которое можно измерить и результат выразить числом).

Какие способы сравнения величин мы знаем? (На глаз, непосредственно, с помощью измерений).

Что необходимо сделать, чтобы измерить величину? (Выбрать мерку).

Что значит – измерить величину? (Посмотреть, сколько раз выбранная мерка укладывается в измеримой величине).

Можно ли производить измерения, сравнения и действия с величинами, измеренными разными мерками? (Нет).

Почему? (Получаются разные ответы).

- Чтобы узнать ключевое слово нашего урока, вам нужно решить примеры. Возьмите карточки, запишите ответы в порядке возрастания.

25*1000=        а

3000:100=                           а

17*100=                              с

120:2=        с

3295:3295=        м

- Какое слово получилось? ( масса)

III. Пробное учебное действие

- У вас на столах есть весы и два маленьких пакетика

-  Определите массу пакета муки.        (Ребенок ставит пакет на весы. Весы показывают 1 кг.)

- Чему равна масса? (1 кг).        

- Как вы узнали? (Мы взвесили).        

- У вас в пакетах лежат монетки. Определите их массу и запишите ответ.        

- Чему равна масса монеток? (Не знаем, не смогли определить).        

- Что случилось? (Весы ничего не показывают, меньше кг, наверное, несколько граммов, вообще не могу сказать ничего – очень легкие, нужно измерить как- то по- другому).

IV. Постановка учебной задачи

-Уточните, какое задание выполняли?

- Где возникло затруднение?

- Почему возникло затруднение?

- Как будет звучать тема нашего урока? ( единицы массы – грамм)

- Какую цель поставим на урок? (познакомиться с маленькими единицами массы и установить между ними соотношения)

V. Открытие нового знания

- Кто слышал, какие единицы измерения массы используют для взвешивания маленьких грузов?

- Как мы взвешивали муку? (Мы уравновесили весы гирей в 1 кг).        

- Что мы узнали о массе муки? (Что она весит 1 кг).        

- Где мы это увидели? (По шкале, гиря стоит на противоположной чаше весов, весом 1 кг).        

- Посмотрите на шкалу в то место, где остановились стрелка весов, что там написано? (Там написано 1000).        

- А на гире? (!1кг).        

- Какой вывод можно сделать о том, сколько граммов содержится в 1 кг? (В 1 кг = 1000 г)        

- Как это записать? (Выходит ученик и записывает на доске)

- А как это можно записать в виде равенства? (1кг=1000г)        

- Уберите пакет с мукой с весов, положите на весы второй мешочек. Что вы заметили? (Чашка с гирей в 1 кг перевешивает).        

- Почему? (первая чашка стала легче).        

- Как же теперь узнать массу второго мешочка? (Нужна другая гиря – легче). Снимаем гирю в 1 кг, ставим 500 г

- В равновесии чаши весов? (Да).        

- Сколько весят второй мешочек? (500г)        

- Как вы об этом узнали? (Посмотрели на гирю, которая уравновесила чаши весов, на ней написано 500 г.)        

- Какой вывод можно сделать о единицах массы и взвешивании предметов? (Кроме кг есть еще и более мелкие единицы – граммы. Чем легче предмет, тем меньше нужна единица для его измерения).        На доске появляются нарисованные гирьки – 100 г, 200 г, 500 г)

- Сможем ли мы помочь гномикам? (Да).        

- На каких же весах мы сможем взвесить монетки? (… кто- то не знает, кто- то говорит: на маленьких, на более чувствительных)        Учитель достает аптекарские весы и гирьки.

- Давайте взвесим. Взвешиваем, получаем 5 г.        

- А где такие маленькие весы применяются (в аптеке, в ювелирном деле).        

- А подойдут для этого гирьки 100 г, 200г, 500? (Нет, да).        На доске появляются нарисованные гирьки – 10 г, 20 г, 50 г, 1 г , 2 г , 5 г.

- Какую гирьку мы взяли, чтобы взвесить монеты? (5 г).        

- Справились мы с проблемой? (Да)        

- Молодцы. Какой вывод можем сделать? (Для измерения массы более мелких предметов используем маленькую единицу измерения массы и устанавливаем соотношение

- Откройте учебник на стр. 101 и проверьте свои выводы.

VI. Первичное закрепление

- Что мы с вами выяснили относительно массы? (Она измеряется в разных единицах кг, г; зависит это от предметов).        

- Какая связь существует между кг и г? (1кг=1000г).        

- Давайте попробуем решить задачу №1а стр. 101.        

- О чем говорится в задаче? (На одной чаше весов лежит сыр весом 700 г.  На другой – гиря в 1 кг. Какие гири надо положить на первую чашку, чтобы весы были в равновесии?)        

- Назовите известные и неизвестные величины, отметьте их на схеме. (Известна масса сыра и масса гири)  Не известно, сколько граммов нужно положить на первую чашу).

- Как найти массу гири? (Чтобы ответить на вопрос нужно из 1000 г вычесть массу сыра: 1000г- 700г).        

- Выполните решение и запишите ответ.        

(1000 г - 700 г = 300 г)        

Ответ: надо положить гирю, весом в 300 г.        

№ 2 а, д, б, в.        

Вырази в граммах. (Фронтально).        

4кг=4000г, т к в 1 кг = 1000 г, 1000*4=4000        

Далее аналогично        

№2г,е,ж – в парах.                  

Вырази в кг (Фронтально).        

6000 г = 6 кг, т к 1000г=1 кг, 6000/1000=6 кг        

Далее аналогично.         Пользуясь опорной схемой, выполняют задания в тетрадях с комментированием по цепочке

VII. Самоконтроль и самопроверка по эталону

-Хотите попробовать свои силы и самостоятельно выполнить задание? (Да).

-Выполните задание самостоятельно.

(работа по учебнику) с.104 № 4 (а)

9675 г=9 кг 675 г т к (1 кг=1000г, 9000/1000=9, и еще 675 г , получается 9 кг 675 г.)

 

14300 г = 14кг 300 г, т к (в 1 кг=1000г, а 14000/1000=14, да еще 300, получится 14 кг 300 г.)

-Проверьте работу по подсказке. Кто допустил ошибку? Поставьте знак «?». Какую ошибку допустили и почему?

- Кто выполнил задание правильно? Поставьте себе «+».

Выполняют задания

VIII. Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала

- Зачем мы с вами сегодня все это изучали? (Чтобы помочь гномикам, суметь в магазине сделать покупку, для решения задач и примеров).        

- Очень хорошо.        

- Предположим вы пришли в магазин и вам нужно сделать покупку. Как вам это сделать? Давайте воспользуемся таблицей на странице 102, №9. (Фронтально        

- Где дана масса предметов? (В вертикальном столбце)        

- А масса гирь, которую можно использовать? (В горизонтальном столбце).        

- Попробуем.        

- Для того, чтобы набрать 7 г, какие нужно взять гири? (в 5г и 2 г. Всего 2 ги        

- А 48г? (2 гири по 20г, 1 гиря 5г, 1 гиря 2г, 1 гиря 1 г. Всего 5 гирь. И т д аналогично).

         

Задание №5        

- О чем говорится в задаче? (В одном куске колбасы 1 кг 300 г, а в другом на 400 г меньше. Сколько колбасы в обоих кусках вместе?)        1 человек решает у доски.

- Какие величины известные и неизвестные. Отметьте их на схеме. (Известно, что в одном куске 1 кг 300 г, а в другом на 400 г меньше. Не известно, сколько всего в двух кусках.)        

- Объясню, как с помощью известных величин найти неизвестные. Чтобы ответить на главный вопрос задачи, надо сложить массу первого куска и второго. Сразу ответить на вопрос задачи нельзя, так как не известно, сколько весит второй кусок. Чтобы это узнать, надо из 1кг300г вычесть 400 г. Во втором действии к массе первого куска прибавить массу второго.        

Выполняю решение, пишу ответ.        

1)1кг300г=1300г        

1300г- 400г=900г – весит второй кусок        

2)1300г+900г=2200г – весят оба куска        

Ответ: оба куска весят 2200г, 2 кг 200 г.         

IX. Итог урока. Рефлексия деятельности

-Какую цель мы ставили на урок?

- Зачем нужно уметь делать перевод единиц? -Какие действия надо выполнять при переходе к большим или меньшим единицам измерения?

- Как вы работали на уроке?

-Что вам на уроке больше всего понравилось?

-В чём были затруднения? Как их преодолеть?

Отвечают на вопросы, анализируют активность во время урока, оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс

Конспект урока по математике на тему: "Конспект урока по математике на тему: "Сложение и вычитание вида 10+7, 17-7, 17-10" 1 класс...

конспект урока по математике 2 класс. рабочая программа ппо математике 1 класс . презентации по математике и грамматике для будущих первоклассников

1. Конспект открытого урока математике, данного во 2 классе по программе "Школа России" на тему :"Приёмы деления, основанные на связи между компонентами  и результатом умножения."2. Презентация к...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...