Урок "Конкретный смысл действия умножения"
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Урок математики во 2 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 95. Конкретный смысл действия умножения. Закрепление.

Цели: продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения; совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи; развивать внимание и логическое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сумму одинаковых слагаемых новым арифметическим действием - умножением; выполнять письменные вычисления изучении видов в пределах 100; моделировать с помощью схематических рисунков и решать текстовые задачи; выполнять задания творческого и поискового характера; контролировать и оценивать свою работу и ее результат.

Задачи:

Познавательные УДД

– использовать рисуночные и символические варианты математической записи;

– проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), делать выводы на основе сравнения;

– выделять в явлениях существенные и несущественные, необходимые и достаточные

признаки;

Регулятивные УДД

– понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;

– выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

– воспринимать мнения и предложения одноклассников (о способе решения задачи);

– на основе вариантов решения практических задач под руководством учителя делать выводы о свойствах изучаемых объектов;

Коммуникативные УДД

– контролировать свои действия в коллективной работе.

Личностные  УДД

– понимание роли математики в жизни человека;

– интерес к учебной деятельности, включая элементы предметно - исследовательской деятельности.

Ход урока

I.         Организационный момент

У нас на уроке много гостей, обернитесь к ним и подарите свои улыбки. Ведь сегодня в преддверье замечательного женского праздника на уроке математики мы отправимся в гости к красивейшим созданиям природы – цветам.

Любое путешествие – это всегда открытие чего-то нового, интересного и очень важного. Итак, в путь:

  Ни к чему стоять на месте,

  От безделья скучать,

  Мы попробуем все вместе

  Что-то новое узнать.

  Всех внимательных, пытливых

  Важные открытья ждут.

  По дороге школьных знаний

  Всех к успеху приведут!

II.         Актуализация знаний

  1. Устный счет
  • Покажите ответы с помощью карточек и объясните, как вы считали.
  • Какое число больше 9 на 7? (16.)
  • Какое число меньше 18 на 10? (8.)
  • Увеличьте 8 на 17. (25.)
  • Уменьшите 33 на 8. (25.)
  • Найдите сумму чисел 16 и 5. (21.)
  • Найдите разность чисел 82 и 51. (31.)

  1. Работа над задачами (Презентация)

Во все времена роза считалась символом любви, красоты. Решите задачи о них.

Решение запишите на листочках самостоятельно.

1) В саду сорвали 12 красных роз и 3 желтых.

Сколько всего роз сорвали? 

Запишите ответ в строчку.

2)  С одной грядки сорвали 12 красных роз и 3 желтых. А с другой – 11 роз.

Сколько роз сорвали с двух грядок?

3) Всего в саду сорвали 26 роз.  6 роз подарили.

Сколько роз осталось? 

4) Есть легенда, что астра выросла  из пылинки, упавшей со звезды. Астра в переводе с греческого языка  означает звезда. Наверное, поэтому на языке цветов у европейцев астра  означает звезда, вечность красоты. 

Решите задачу:

В одном букете - 7 астр, а в другом - 9.

Сколько астр в двух букетах?

5) В одном букете - 7 астр, а в другом - столько же.

Сколько астр в двух букетах?

6) В одном букете - 7 астр, а в другом - столько же.  

После того как несколько астр подарили, осталось 9.

Сколько астр подарили?

7) Тюльпан – символ жизни, любви и бессмертия. В давние времена тюльпаны стоили баснословных денег, они ценились выше, чем золото и драгоценные камни.

В одном букете - 9 тюльпанов, а в другом 5.

На сколько тюльпанов больше в первом букете, чем во втором? 

8) В одном букете - 5 тюльпанов.

Сколько тюльпанов в трёх таких же букетах? 

III         Работа по теме урока

  1. -Выполним ещё одно задание. У каждого на столе лежит лист бумаги. На нём вы будете делать расчёты.

Что изображено на листе? (На листе изображены цветы).

Как они называются? (Василек).

Венок из васильков был найден в гробнице древнеегипетского фараона Тутанхамона, во время раскопок. Что интересно, за много веков эти васильки сохранили свой цвет и форму, хоть и засохли. В Швеции  в изображение государственного герба входит венок из васильков. В Европе на языке цветов василек означает веселость, верность, доверие.

Работаем вместе. (Работа в парах)

-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось васильков? (36)

- Объедините их по 9. Сосчитайте  число групп. Сколько групп получилось? (Получилось 4 группы)

-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по девять? (По девять сосчитать быстрее)

(Открытие!)

-При подсчёте видно, что удобнее  укрупнить единицу счёта   - вести счёт по 9.

-Какое выражение получается?

 9+9+9+9=36. (Записывает 1 вариант)

Что записали? (Выражение из 4 одинаковых слагаемых)

-Удобно ли так записывать?  (Нет).

- Как же мы на прошлом уроке учились записывать такие выражения? (Умножением).

- Запишите. (Записывает второй вариант.)

Что такое умножение?

- Как вы думаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке, какова цель урока? (Мы продолжим знакомство с новым арифметическим действием – умножением). Понять, когда можно заменять сложение умножением. И это понятие к нам придет в ходе выполнения различных видов работ. (Работа в парах, работа в группах, самостоятельная работа, работа по учебнику, работа со счетным материалом.)

Откройте тетради, запишите число, классная работа. Минутку чистописания нам поможет выполнить предстоящий праздник.

8 - начинаем писать в середине клетки, поднимаемся вверх, касаемся правой стороны, затем верхней стороны, опускаемся вниз, делаем петлю, идем вправо, касаемся правой стороны, вниз, касаемся нижней стороны и завершаем второй овал.

- Прописываем целую строку через точку.

- Какие двузначные числа можно записать, используя эту цифру? (88).

- Прописываем на второй строке через точку.

  1. Замена сложения умножением

(На доске записаны выражения.)

3+3+3+3+3+3+3                 8+8+0

4+2+1+4                6+6+4

5+5+5+5                7-7-7

8 + 6 + 8 + 5+1                8+18 + 28 + 38

  •  Какое выражение лишнее?
  • Почему? (7-7-7. Здесь не сумма, а разность.)
  •  Разделите выражения на две группы. Как это сделать? (Выражения, в которых сложение можно заменить умножением, выражения, в которых сложение нельзя заменить умножением.)
  • Посмотрите на выражения и замените там, где это возможно, сложение умножением. (В первом выражении складываем одинаковые слагаемые, значит, сложение можно заменить умножением.)
  • По сколько взяли? (По 3.)
  • Сколько раз взяли по 3?(7.)

(Учитель делает запись на доске, учащиеся — в тетрадях.)

3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 + 3 = 3• 7 = 21

  • А теперь посмотрите на второе выражение. (Второе выражение не подходит, так как там слагаемые разные.)

(Аналогично анализируются остальные выражения.)

  • Когда можно заменить сложение умножением? (Только когда дана сумма одинаковых слагаемых)

3.        Работа с раздаточным материалом.

- Возьмите 4 красных треугольника и 4 синих, разложите их по группам.

- Сколько получилось треугольников? (8).

- Как узнали? (4 + 4).

- По сколько взяли треугольников? (по 4).

- Сколько раз взяли по 4? (2 раза).

По 4 взяли 2 раза, значит, записываем: 4 • 2.

Запись: 4+4 = 4•2 =8

- Возьмите по 10 коп. 5 монет.

- Сколько всего копеек взяли?

- Как узнать сложением?

- Как заменить умножением? (По 10 взяли 5 раз, значит 10•5)

Запись: 10+10+10+10 +10  = 10•5=50

- Возьмите по 5 рублей 4 монеты. (Аналогичная работа)

IV        Физкультминутка

Физминутка про цветы поможет нам отдохнуть и восстановить работоспособность.

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.
(Потягивания — руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.
(Потягивания — руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.
(Наклоны.)
А потом опять встают.

И по-прежнему цветут.

V.         Закрепление изученного материала

Работа по учебнику 

  • №2 (с. 49).

На праздник 8 Марта вы решили отправить письма с поздравительными открытками.

  • Прочитайте задачу.
  • Выполним рисунок к задаче. Марки будем изображать кругами. Сколько марок на одном конверте? (2.)
  • Значит, на каждой строчке будем рисовать по 2 круга. Сколько всего конвертов? (5.)
  • Сколько таких строк нарисуем? (5.)

(Учитель выполняет рисунок на доске, учащиеся — в тетрадях.)  

  • Запишите решение задачи. (2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10 (м.).) (Учитель записывает решение на доске.)
  • Замените сложение умножением. (2  5 = 10(м.).)

  • №3 (с. 49).

Представьте, вы возвращаетесь с дачи, в руках у вас букет цветов, которые вы сами вырастили, за плечами рюкзак, в руках – сумка с овощами.

- Прочитайте задачу. Скажите, какие вопросы можно поставить к этой задаче? (Сколько кг овощей в рюкзаке? Сколько кг овощей в сумке и рюкзаке вместе?)

- Сейчас (имена детей) отвечают на первый вопрос задачи, а остальные  - на второй.

(Два ученика работают на откидной доске.) Проверка.

- №4 (с.49). Работа в группах.

- Прочитайте задание. Сейчас объединяетесь в группы и составляете задачу по решению.

Проверка.

        

  • № 6 (с.49).

(Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Проверка.)

VI.        Рефлексия

  • Наш урок подходит к концу. Давайте соберём букет из подснежников для мам и учителей, которые присутствуют сегодня на нашем уроке.

Все первые цветы мы традиционно называем "подснежниками", хотя на самом деле подснежником является галантус - только один вид из множества первоцветов. Издавна первоцветы в лице подснежника считались эмблемой надежды и, конечно, подснежник часто становился героем различных легенд и сказаний…

Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и сделал отверстие в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне.

- Соберите в  вазу только те цветы, у которых выражения можно заменить действием умножения.

- В каком случае мы можем заменить сложение умножением?  (Если все слагаемые одинаковые)

-Что обозначает первое число в выражении?  (Слагаемое)

-Что обозначает второе число? (Сколько раз взяли это слагаемое)

- Мы с вами собрали букет из нарисованных цветов. А можно ли собирать настоящие первоцветы? (Нет) 

- Почему? (Почти все эти цветы занесены в Красную книгу, а значит находятся на грани исчезновения)

VII.         Подведение итогов урока

- Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? (Знакомство с новым арифметическим действием – умножением)

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

- Кто понял, когда можно заменять сложение умножением?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Чем интересен был сегодняшний урок?

-Как оцените работу всех детей на уроке?

(Мы старательно выполняли все задания. Все  работали дружно.)

- А теперь оцените свою работу с помощью –

? Вот в лугах сестрички - золотые глазки, белые реснички... что это? (С помощью ромашек)

1.Если вы хорошо усвоили материал, можете объяснить товарищу, то рисуете ромашку. Она вам улыбается.

2.Если были ошибки или что – то не совсем поняли, показываете задумчивую ромашку.

3.Если вы не понимаете смысл действия умножения, то недовольную ромашку.

Название цветка ромашка произошло от латинского «romana» — «римская». От слова «роман» образовалась уменьшительная форма «ромашка». Королева полей и лугов, милая подружка, земное солнышко - как только не называют ромашку! Ромашка - родной сердцу цветок, символ русской природой. Это, наверное, самое популярное домашнее лекарство. Издавна известна ромашка и как косметическое средство. Ее используют при производстве кремов, мыла, зубных паст, лосьонов, шампуней, губной помады, средств для укрепления волос. 

-Я очень рада за вас, рада тому, как вы работали на уроке, строили свои ответы, преодолевали трудности, рассуждали.  Молодцы!  

Домашнее задание

А домашнее задание будет такое:  нарисовать цветок, из тех, про которые я вам сегодня рассказывала по желанию. Решение примеров под№7,с.49 и уравнений №4 – для всех.

Запись: с. 49 № 4, 7. Рисунок по желанию.

Урок окончен. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкретный смысл действия умножения

Урок построен на  основе традиционной программы "Школа России" с использованием новых технологий....

Урок математики во 2 классе по УМК "Гармония". "Смысл действия умножения.Решение задач"

Урок математики во 2 классе по УМК «Гармония». Тема: "Смысл действия умножения. Решение задач". На уроке продолжается работа по усвоению смысла действия умножения, на примере решения задач закрепляютс...

«Конкретный смысл действия умножения. Закрепление».

Тема: «Конкретный смысл действия умножения. Закрепление». Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения;Совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи...

разработка урока математики на тему конкретный смысл действия умножение

Данный материал содержит разработку урока математики по теме   "Конкретный смысл действия - умножение", для учащихся 2 класса. Тип урока - комбинированный, урок - путешествие по лесу.  Разра...

презентация к уроку "Умножение. Смысл действия умножение""

в презентации отражен смысл действия умножения...

Конспект урока по математике во 2 классе "Умножение и деление. Конкретный смысл действия умножения."

Тема: Умножение и деление.Конкретный смысл действия умножения (закрепление) Цели: Продолжить работу над раскрытием смысла действия умножения....

Связь умножения со сложением.конкретный смысл действия умножение

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ    Тема урока: Смысл действия УМНОЖЕНИЕЦель:·        раскрыть конкретный смысл умножения, как сложения одинаковых слага...