Конспект урока проведенного в 3 классе по теме " Составные уравнения" .
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Гизатуллина Халима Закиевна

ознакомление  с составными уравнениями, сводящимися к цепочке простых, и построение  алгоритма их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Решение составных уравнений»

                                   «Математика», 3 класс)

Цель урока: познакомить с составными уравнениями, сводящимися к цепочке простых, и построить алгоритм их решения, сформировать навык нахождения неизвестных компонентов действий и умение комментировать выполняемые операции, называя компоненты действий.

 Отрабатывать навыки устных и письменных вычислений, повторить и закрепить понятие переменной и   решать задачи, содержащие переменную.

 Развивать грамотную математическую речь, логическое мышление, навыки самоконтроля.

Воспитывать чувство взаимопомощи, внимание.

Оборудование:  «Алгоритм решения составных уравнений», карточки-помощницы для учащихся,таблицы для устного счёта

Ход урока

1.Организация к уроку (1-2 мин).

– Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.

– Улыбнитесь  друг другу и пожелайте удачи на сегодняшний урок. Все знания, которые у вас есть, вам сегодня очень пригодятся.

2. Актуализация знаний (5-7 мин).

1). Устный счёт «цепочка» примеров. (Слайд №2)

1 ряд  4∙9                            2 ряд 300:2                       3 ряд        3∙90

           +28                                       -70                                           :5

             :8                                        :20                                           :9

            ∙ 9                                          ∙15                                          ∙8

-Какое число в ряду ответов будет следующее? (72, 60, 48….?)

2)Игра «День и ночь» ( Когда «ночь», дети ложатся на парту, закрывают глаза, а учитель медленно  диктует выражение. А когда –« день»,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             дети называют ответ. Проверка по слайду. (Слайд №3)

(25∙4∙8∙8-400):1000∙11=

1200:2∙5:30:4:5∙12=

(14∙4:7∙90-200):70=

3)Являются ли уравнениями записи? Почему? (Слайд №4)

а + в ∙с           ( х - у) : 3                2∙d +( m –n )

(Это не уравнения, так как в уравнении должен быть знак «=»)

-Как называют такие записи? (Выражения)

-Прочитайте их,  называя последнее действие.

- Найдите лишнее выражение.

4)Являются ли уравнениями записи? (Да) Почему? (Это равенства, содержащие переменную) (Слайд №5)

Х+7=7                   60:n=4

23-у=18                 к ∙ 3= 54+36

-Устно вычислите корни уравнений. Что вы заметили?(0,5,15,30 )

Какое число будет следующее? Обоснуйте свой ответ.

5)Решите уравнения :   (Слайд №6)

4∙ х =24                             (у-4)∙3=15    

– Чему равен корень 1 уравнения?

– Чему равен корень 2 уравнения? (Затрудняемся)

3. Постановка проблемы

– Подходит ли для решения этого уравнения известный нам алгоритм? (Нет)

– Почему? (Неизвестный компонент является выражением, а мы такие уравнения ещё не решали).

– Какую задачу мы для себя поставим на этом уроке? (Научиться решать уравнения нового вида).

– В математике такие уравнения называют составными.

– Тема нашего урока “Решение составных уравнений”.

4. “Открытие” детьми нового знания (Слайд №7)

(у - 4) ·3=15

– Кто догадался, как решить такое уравнение? (Предположения детей).

– На какое из известных нам уравнений похоже данное?

– Сколько действий в левой части?

– Какое действие последнее?

– Назовите компоненты при умножении.

– В каком из этих компонентов стоит переменная?

– Закроем компонент (у-4) карточкой Х

– Что заметили? (Получили простое уравнение на нахождение неизвестного множителя).

– Решите полученное уравнение: Х · 3 = 15

Х = 15 : 3

Х = 5.

– Убрать карточку Х и решить уравнение до конца: (у-4) · 3=15

у-4 =15:3

у-4 = 5

у =5+4

у =9.

– Выполним проверку: (9-4) · 3=15

15=15

– Проверка показывает, что корень уравнения  найден верно.

Решение составных уравнений напоминает, как зайчик ест капусту: сначала он съедает последний листочек, потом следующий, пока не доберётся до кочерыжки. Последний листочек определяется по последнему действию, а кочерыжка – это корень уравнения.

– А что вам напоминает решение составных уравнений?

– Составное уравнение может содержать несколько листочков. Это зависит от того, сколько действий в выражении с переменной. Поэтому в решении составного уравнения может быть большее число шагов.

Давайте  составим блок-схему решения таких уравнений.(Слайд №8)

                Нет

   

                                                           Да

– Чтение по учебнику, с .83

Физминутка

5. Первичное закрепление .

№1 (а, б), с.83 – (проговаривание ) (Слайд №9)

а) (у-5) · 4=28, – неизвестен 1 множитель (у-5)

у-5=28:4, – чтобы его найти, надо произведение разделить на 2 множитель

у-5=7, – теперь неизвестно уменьшаемое

у=5+7, – чтобы его найти, надо к разности прибавить вычитаемое

у=12. – корень уравнения равен 12

(12-5) · 4=28, – проверка: подставим в уравнение вместо  у число12 и сосчитаем

28=28.(и) – получили верное равенство,

уравнение решено правильно

б) 3· а – 7=14 – подробное комментирование

6. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

№1 (в, г), с.83 – работа в парах

– Какая пара быстрее справилась с заданием?

– Проверка по эталону. У кого так? (Слайд №10)

№1 (д, е), с 83 – по вариантам (Слайд №11)

– Проверка по эталону.

– Кто выполнил без ошибок?

– Кто допустил ошибки? С чем это связано?

– Чему мы научились? (Научились решать уравнения нового вида)

– Зачем нужен алгоритм? (Чтобы правильно решать задачи и уравнения)

– Проговорите ещё раз алгоритм решения составных уравнений.

7. Повторение  пройденного материала.

1)Решение геометрической задачи.

-Длина цветочной клумбы 12м, а её площадь равна 120 кв.м. Найдите ширину клумбы. Как найти ширину клумбы? Кто может записать равенство с переменной?

2)Решение задачи с.84 №6

3) Давайте подумаем

Петя сказал однажды друзьям: «Позавчера мне было 9 лет, а в будущем году мне исполнится 12 лет». Какого числа родился Петя?

8. Домашнее задание.

1)Повторить алгоритм решения составных уравнений.

2)Учебник стр. 83 № 2

9Рефлексия

– Что нового узнали на уроке? Чему научились?

  -Кому было трудно?

– Оцените свою работу на уроке.

       

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урок математики 1 класс ФГОС тема: Тема: "Сложение и вычитание"

Планируемые результаты:  сформирование вычислительных навыков сложения и вычитания в пределах 10.УУД:1. Личностные универсальные учебные действия:-   учебно-познавательный интерес к новому у...

Урок математики 2 класс по теме "Корень уравнения" система Занкова

Урок математики во 2 классе по системе Занкова "Корень уравнения" разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения...

Конспект урока математика 2 класс на тему:" Уравнение"

Конспект урока на тему: " Уравнение"...

Урок математики 2 класс по теме "Решение уравнений"

Урок математики во 2 классе по теме "Решение уравнений способом подбора". Школа России....

Технологическая карта урока математики 1 класс на тему «Решение уравнений»

Тип урока: рефлексия. Цель урока: Закрепление знаний на решение уравнений с неизвестным вычитаемым, с неизвестным слагаемым применяя подходящие правила.Задачи урока Дидактические:Формировать...