Технология модульного обучения в начальной школе
статья по математике (4 класс) на тему

Ребята работают в группах по определенному заданию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_modulnogo_obucheniya_v_nachalnoy_shkole.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

            Авторы : Соснина Оксана Леонидовна , учитель нач.классов

Технология модульного обучения в начальной школе.

       

                                                                                                                             Главная задача образовательного процесса современной  российской школы заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учебной деятельностью. Поэтому традиционный объяснительно- иллюстративный процесс заменяется новыми педагогическими технологиями. Одной из таких является модульное обучение.

 Слово « модуль» (от лат. Moduius – «мера») имеет различные значения в области математики, точных наук архитектуры, но в общем он означает единицу меры, величину или коэффициент.

                                   Условия формирования опыта

 Интерес к данной технологии появился, тогда когда  очередной набор  ребят оказался с разными  учебными возможностями. Ребята не умели адекватно оценить свои возможности, большая часть детей имели низкую самооценку. Что конечно отражалось на учебном процессе. Поэтому передо мной встала задача активизировать деятельность  всего класса, включить в процесс каждого ученика. Я поняла, что для успешного выполнения  поставленных задач приемлема именно эта технология.

 

            Отличия модульного обучения от других систем обучения.

           Во – первых, содержание обучения должно быть представлено в законных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить с цель обучения.

           Во – вторых, модульное обучение предполагает изменение форм обучения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно- с каждым учеником индивидуально.

          В- третьих, каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.

          В-четвёртых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путём консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи.

                                     Сущность модульного обучения.

      Сущность модульного обучения состоит в том, что учащиеся с большей или меньшей степенью самостоятельности (в зависимости от уровня развития детей) могут работать с предложенной им индивидуальной программой, содержащей целевой план действий,

банк информации, методическое  руководство по достижению поставленных дидактических целей.

Модуль – это функциальный целевой узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

                                              Состав модуля

Обучающем модулем называют автономную часть учебного материала, состоящую из следующих компонентов:

- точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

-банк информации (собственно учебный материал в виде обучающей программы)

-методическое руководство по достижению целей (как?)

- практические занятия по формированию необходимых умений

- контрольная работа, которая строго соответствует, целям, поставленным в данном модуле.

                      Структура модуля (учебного модуля)

         Самое важное в построении модуля- структирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация.

Номер учебного элемента

Название учебного элемента. Содержание учебного материала.

Управление обучением (содержание, формы, методы)

УЭ-0

Тема. Цель (триединая)

Необходимые знания и умения

УЭ-1

Входной контроль. Цель:

Работа в парах, группах, индивидуально.

УЭ-2

Изучение и закрепление первичных знаний

Пояснения учителя (работа с учебником)

УЭ-3

Закрепление новых знаний.  Цель:

Пояснения учителя

УЭ-4

Контроль.  Цель:

Самопроверка, взаимопроверка.

Рефлексия

                                          Учёт знаний

Модульный урок даёт возможность получать много оценок- баллов за все виды устных и письменных работ. Баллы ученики выставляют в тетради на полях или в маршрутных листах. Получив

неудовлетворительную отметку, ученик может самостоятельно исправить её, доработав материал. В журнале выставляют оценки « выходного контроля». Обычно за урок ученик получает две оценки – за устную работу и практическую часть.

             

Лист учёта контроля учитель раздаёт каждому ученику перед началом урока или в конце изучения целого блока. По этому листу ученик сам выставляет себе оценку по количеству набранных им баллов.                                

      Ступеньки  формирования навыков работы по модулю.

Конечно, полностью  использовать модульную технологию в начальных классах нельзя, так как младшие школьники ещё не владеют приёмами самообучения, у них не сформированы навыки самоконтроля, учащиеся не умеют работать с книгой самостоятельно, Но адаптировать данную технологию можно к этому возрасту. Работу по формированию навыков самостоятельной учебной деятельности нужно начинать с 1класса. Это может быть проблемное изложение учебного материала, организация самостоятельной работы с самоконтролем. Во 2 классе работа усложняется: используются групповые технологии, различные виды самостоятельных работ, применяются задания в тестовой форме. И уже в 3 классе со второго полугодия, когда у учащихся сформированы умения работать самостоятельно по заданному учителем алгоритму, можно на уроках закрепления пройденного использовать модульное обучение/

                                                   Заключение

В результате такой деятельности по технологии модульного обучения у учеников  формируются умения:     а) работать в паре, группе, самостоятельно по заданному алгоритму;   б) оценивать и анализировать свою деятельность, владеть навыками контроля, а самое главное  - формируются навыки учебного, делового общения. Умение слушать и слышать, не быть равнодушным к получению знаний.

Далее предлагаю ознакомиться с практическим составлением  модуля одного из этапов урока по изучению нового материала на уроке математики.

Тема. Решение топологических задач. Пентамино.

Цели этапа урока:

1.Формировать умения ориентироваться на местности.

          2.Познакомить с играми в домино, тримино, тетрамино, пентамино.

           3. Развивать творческие способности.

№ УЭ

Учебный материал с указанием

задания

 Методические указания

УЭ-1

УЭ-2

Цель: знать геометрические фигуры: домино ,тримино, тетрамино, пентамино, полимино.

 Изучение нового материала поможет  тебе развивать у себя воображение, память, творческие способности.

1.Узнай о новых геометрических фигурах из приложения.

2. Постарайся запомнить новые понятия.

3. Изобрази данные фигуры в рабочей тетради.

4.Расскажите друг другу всё, что узнали о самостоятельно изученных геометрических фигурах.

Цель: закрепить полученные знания.

1. Как ты понял, что такое тримино, домино, тетрамино, полимино, пентамино?

2.Попробуй  назвать и показать изученные фигуры в заданной последовательности: фигура,состоящая из 1,2,3,4,5 квадратов.

3. Как можно использовать данные фигуры?

Выходной контроль (самостоятельная работа). Тест.

Цель: выявить уровень полученных знаний.

Данный тест поможет тебе проверить полноту и качество усвоенного материала, проявить творческую фантазию.

1.

А) тетрамино

Б) пентамино

В) домино

2.

А)пентамино

Б) полимино

В) тетрамино

3.

А) домино

Б) тримино

В) полимино

4.  

А) тримино

Б) полимино

В) домино

5. Нарисуй всевозможные фигуры пентамино. Сколько вариантов пентамино можно составить?

А) 8

Б) 12

В) 16

Рефлексия

Цель: оценить работу учащихся на уроке.

Освоение этого учебного элемента поможет увидеть, как вы поработали на уроке по сравнению с другими учениками

                                             

Работай самостоятельно.

Работа в тетради

Работа в паре. Оцени работу товарища (за каждую правильно названную фигуру 1балл)

Прими участие в беседе класса.

Оцени свою работу: 2б.- активно участвовал в беседе класса,

1б. - принял участие

0б.- не участвовал.

1. Работай самостоятельно.

Реши тест в модуле (работай простым карандашом)

2. Если испытываешь затруднения, тебе поможет приложение.

3. Проверь решение по ключу.

4.Оцени свою работу (за каждый правильный ответ -1 балл).

        

             

                               

                                             Эталон.                     Ключ.

                          1.А                         0 ош.- «5»

                          2.А                         1 ош. - « 4»

                          3.Б                          2 ош.- « 3»

                          4.Б                         3- 5 ош.- « 2»

                          5.Б

                                                          Приложение.

Перед тобой квадрат со стороной 1см - это полимино.

Дорогой друг, ты  видел игру «домино»?  Вспомни, из чего она состоит?

    А теперь запомни!

                 Домино- это фигура из двух квадратов.

 

              Тримино - это фигура, составленная из трёх квадратов.

                Тетрамино - фигуры, составленные из четырёх квадратов.

                Тетра - в переводе « четыре».

                Пентамино - фигуры из пяти квадратов.

                Пента - в переводе «пять».

                                                          Используемая литература

  1. Серекурова Е.А. Уроки модульного обучения в начальной школе// Начальная школа до и после.2002 №1.
  2. Шамова Т.И. Основы технологии модульного обучения//Химия в школе.1995.№2.

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе

Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...

ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...

Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность.

Выступление на МО по теме: "Модульные обучение в начальной школе с применением ИКТ с целью вовлечения учащихся в проектно-исследовательскую деятельность."...

Использование технологии модульного обучения в начальной школе.

я использую технологию модульного обучения на уроках русского языка и  математики . Это приносит свои плоды....

Статья. Инновации в системе начального общего образования Технология проектного обучения в начальной школе.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию ...