Конспект урока по математике на тему: "Длина пути в единицу времени, или скорость" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Саттарова Луиза Хайдаровна

Цели:

-      ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;

-      познакомить с новым понятием "скорость", единицами измерения скорости;

-      ценить и беречь время.

Планируемы результаты:

Личностные:

-      принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-      овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-      формировать понимание практической значимости математики для собственной жизни;

-      формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Предметные:

-      понимать и использовать особенности построения системы мер времени;

-      использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник ПНШ по математике 4 класс 1 часть, ПК, презентация.

Метод обучения: продуктивный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школа: №95                                    

Класс: 4-5                                                                                        

Дата: 10.10.17 г.

Время: 2 урок

Кабинет: 305

Конспект урока по математике.

Тема: «Длина пути в единицу времени, или скорость».

Цели:

  • ориентироваться в единицах времени, умению их преобразовывать, совершенствовать вычислительные навыки;
  • познакомить с новым понятием "скорость", единицами измерения скорости;
  • ценить и беречь время.

Планируемы результаты:

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося, развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • овладевать начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • формировать понимание практической значимости математики для собственной жизни;
  • формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности.

Предметные:

  • понимать и использовать особенности построения системы мер времени;
  • использовать таблицу как средство описания характеристик предметов, объектов, событий.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: учебник ПНШ по математике 4 класс 1 часть, ПК, презентация.

Метод обучения: продуктивный.

Этапы урока.

Методы и приемы.

Время

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты

1)Организационный момент.

Словесный.

≈ 2

Здравствуйте ребята!

Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число (10 октября) и Классная работа.

Вспомните, о чём говорили на прошлом уроке? (На прошлом уроке  мы говорили о том, кто или что движется быстрее?)

Фиксировать индивидуальное затруднение.

Развитие самоорганизации в учебном действии, самопроверке. (Личностные УУД)

Общение и взаимодействие. (Коммуникативные УУД).

2) Актуализация знаний.

Словесный: устный счет.

≈2

Заполните пробелы

 1 ч = … мин,          3 мин. = … сек,       5 ч =…  мин,        

 10 м=…см,             100 дм=…см,          1км/мин=…км/ч    

Проверьте

Теперь к каждому выражению назовите величину.

Подчеркните лишнее равенство, обоснуйте свой ответ. (1км/мин=60км/ч, так как это выражение не относится ни к времени, ни к длине)

Определите тему сегодняшнего урока: «Длина пути в единицу времени, или скорость».

Поставьте цели нашего урока:

- познакомится с понятием «скорость» и единицами измерения скорости;

- научиться переводить одни единицы скорости в другие.

Повторять пройденный материал.

Формулирование ответов.  

(Коммуникативные УУД).

3) Мотивационный этап.

Словесный: беседа.

Наглядный.

≈ 5

Откройте учебник на странице 81, задание 271. Кто прочитает задание? Нужно распределить числа  в порядке возрастания.

Обратите внимание, что в скобках записано СРЕДНЕЙ. Как вы это понимаете?

Машина может ехать с разной скоростью, но чтобы определить ее, определяют среднюю скорость. Определить скорость машины вы можете на спидометре машины.

В математике скорость обозначается лат буквой V

Поскольку скорость это единица пути, пройденная в определённую единицу времени, для ее нахождения нам требуются еще единицы….(длины/расстояние/ и времени)

Отвечать на вопросы.

Проговаривать ответы.

Высказывать своё предположение.

Оформлять свои мысли в устной форме. (Коммуникативные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)

4) Постановка учебной задачи и ее решение.

Словесный: беседа.

Наглядный.

Практический: решение задачи.

≈ 10

СКОРОСТЬ - это длина пути, пройденного в единицу времени. Т.е. найти скорость, значит, узнать, какое расстояние преодолел предмет за 1 час, за 1 минуту, за 1 секунду.

Есть такое правило и формула определения скорости:

S – расстояние, t – время, V- скорость

V= S:t  (км/ч, м/сек, м/мин., и т.д.)

Посмотрите на экран, здесь нужно соотнести величины длины и времени, но так, чтобы эта  скорость была возможна для какого-либо предмета.

А теперь скажите, кто и что может двигаться с такой скоростью, как здесь на экране.

№272

Кто прочитает задание?

Что такое скорость?

Что такое 2 ч? (время)

Что такое 1800км? (расстояние)

Занесите данные в таблицу.

Что осталось неизвестным? (скорость)

Как найти скорость? (надо расстояние разделить на время) Записываем формулу.

Запишите решение. Кто выйдет к доске?

1800 км : 2 ч = 900 км/ч

Ответ: самолет летел со скоростью 900 км/ч.

Что будет служить наименованием? (км/ч)

Почему получилось двойное наименование? (соотношение расстояние или длины пути и времени)

Составим задачи обратные данной. Какие задачи называются обратными?

Одним из самых сложных заданий считается преобразование из одной величины в другую. Я попрошу вас быть очень внимательными.

№273

Самостоятельно про себя читаем задание: спортсмен пробегает дистанцию 100 м за 10 с. Какое расстояние он пробегает за 1 с, если предположить, что всю дистанцию он двигается с одинаковой скоростью?

Кто прочитает вслух 1 часть задачи?

Нужно найти скорость, с которой бежал спортсмен, если известно расстояние(100 м) и время (10 с).

(Записываем на доске)

S = 100 м t = 10 с V = ?

V = S : t V = 100 м : 10 с = 10 м/с — скорость спортсмена

Читаем вторую часть задания:

Какое расстояние он смог бы пробежать за 1 мин, если все это время бежал бы с

такой же скоростью, что и первые 10 с?

(Пишем на доске) V = 10 м/с t = 1 мин S = ?

1 мин = 60 с. Если за 1 с спортсмен пробегает 10 м, то за 60 с —

в 60 раз больше: S = V · t, 10 м/с · 60 с = 600 м.

Выявлять место затруднения.

Проговаривать причину затруднения.

Проговаривать следующий шаг учебной деятельности.

Выполнять составленный план действий.

Высказывать свои версии решения проблемы, фиксируют в тетради; выбирают, кто будет отвечать.

Сопоставлять свои версии решения проблемы с учебником.

Выполнять задание самостоятельно.

Выполнять взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называть место своего затруднения, причину, исправляют ошибки.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,

свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

(Коммуникативные УУД)

Умение выслушать  и проанализировать мнение своего товарища,.

Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематической форме, использовать знаково-символичные средства для решения поставленных задач.

Формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся. (Познавательные УУД).

Физминутка

≈ 1

5) Решение частных задач.

Словесный: беседа.

Практический: решение задач.

Наглядный.

≈ 16

Задание № 274

Кто прочитает задание? Сейчас делимся на группы по 4 человека и  доказываем справедливость данных соотношений.

1 м/с = 60 м/мин 1 м/мин = 60 м/ч 1 м/с = 3600 м/ч

(Объясняем первый случай) 1 м/с = 60 м/мин.

Время дано в секундах и минутах: 1 мин = 60 с.

1 м/с означает, что за 1 с преодолевается путь в 1 м.

Но за 1 мин путь, пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз больше, следовательно, 1 м/с = 60 м/мин.

Или: 60 м/мин означает, что за 1 мин пройден путь в 60 м.

Но 1 мин = 60 с; за 1 с путь, пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз меньше: 60 м : 60 с = 1 м/с.

Делаем вывод: единицу скорости, равную 60 м/мин, можно приравнять к единице скорости 1 м/с, то есть 1 м/с = 60 м/мин.

Сейчас в парах доказываем справедливость второго соотношения.

1 м/мин = 60 м/ч.

60 м/ч означает, что за 1 ч пройден путь, равный 60 м.

Но 1 ч = 60 мин; за 1 мин, путь пройденный с той же скоростью, будет в 60 раз

меньше: 60 м : 60 мин = 1 м/мин.

Делаем вывод: единицу скорости, равную 60 м/ч, можно приравнять к единице скорости 1 м/мин, то есть 1 м/мин = 60 м/ч.

(На доске) 1 м/с = 3600 м/ч:

3600 м/ч означает, что за 1 ч пройден путь, равный 3600 м.

Но 1 ч = 3600 с; путь, пройденный за 1 с с той же скоростью, будет в 3600 раз меньше: 3600 м : 3600 с = 1 м/с.

Делаем вывод, единицу скорости, равную 3600 м/ч, можно приравнять к единице

скорости 1 м/с, то есть 1 м/с = 3600 м/ч.

Задание № 275

Кто прочитает задание?

Кто выйдет к доске и выразит первое число? На доске висят карточки с соотношениями. Подбери соотношение, а затем реши ее.

1 м/с = 3600 м/ч, при выполнении задания опираемся на это соотношение.

(Объясняем первый случай) 20 м/с = 1 м/с · 20 = 3600 м/ч · 20 = 72000 м/ч = 72 км/ч, так как 1000 м = 1 км.

Теперь оставшиеся данные решите у себя в тетради:

5 м/с = 1 м/с · 5 = 3600 м/ч · 5 = 18000 м/ч = 18 км/ч

30 м/с = 1 м/с · 30 = 3600 м/ч · 30 = 108000 м/ч = 108 км/ч

15 м/с = 1 м/с · 15 = 3600 м/ч · 15 = 54000 м/ч = 54 км/ч

Теперь поменялись тетрадями и проверяем своего соседа.

Задание № 276

Кто прочитает задание вслух? Кто выйдет к доске? Сначала подбери соотношение, а затем заполните пропуски.

120 м/мин = 60 __ · 2 = 1 м/с · __ = __

(120 м/мин = 60 м/мин · 2 = 1 м/с · 2 = 2 м/с )

Кто выйдет к доске и решит второе выражение?

240 м/мин = 60 м/мин · 4 = 1 м/с · 4 = 4 м/с

Оставшиеся данные решаем у себя в тетради.

600 м/мин = 60 м/мин · 10 = 1 м/с · 10 = 10 м/с

300 м/мин = 60 м/мин · 5 = 1 м/с · 5 = 5 м/с

Встаньте те, у кого нет не одной ошибки.

Задание № 119 (Т-1, с. 62)

Прочитайте задание и рассмотреть первую таблицу, в которой

представлены скорость ракеты и время пути.

Устно сформулируйте задачу.

Ракета движется со средней скоростью 825 м/с. На каком расстоянии от Земли будет ракета через 95 с после запуска?

• Выясняем: чтобы найти пройденный путь, нужно скорость ракеты умножить на время. Далее учащиеся самостоятельно выполняют вычисления.

Кто выйдет к доске и заполнить таблицу?  825 м/с · 95 с = 78375 м.

Следовательно, расстояние, пройденное ракетой за 95 с, — 78375 м.

Посмотрите на вторую таблицу, в которой представлены время и

пройденный путь крота.

Устно сформулируйте задачу.

За 7 ч крот прорыл ход длиной 84 см. С какой средней

скоростью роет крот свои ходы?

Чтобы найти скорость, с которой крот роет свои ходы, нужно пройденный путь разделить на время, тогда мы найдем расстояние, пройденное кротом за единицу времени.

84 см : 7 ч = 12 см/ч.

Ответ: скорость, с которой крот роет свои ходы, — 12 сантиметров в час.

Посмотрите на третью таблицу, в которой представлены скорость

движения и пройденный путь собаки.

Устно сформулируйте задачу.

Собака бежит со скоростью 12 м/с. За сколько секунд

она пробежит 72 м?

Чтобы найти время, за которое собака пробежит 72 м, нужно пройденный путь разделить на скорость.

72 м : 12 м/с = 6 с

Ответ: за 6 с собака пробежит 72 м.

Задание № 277

Рассмотрите таблицу, в которой представлена возможная скорость некоторых объектов и явлений природы.

Кто выскажет свое предположение, какой из представленных объектов имеет самую маленькую скорость, а какой — самую большую.

Вспоминаем, что при выполнении предыдущего задания мы установили, что

10 м/с = 36 км/ч, – остается перевести 100 м/мин в км/ч.

Рассуждаем так: 1 м/мин = 60 м/ч. Записываем на доске:

100 м/мин = 1 м/ мин · 100 = 60 м/ч · 100 = 6000 м/ч = 6 км/ч

Делаем вывод, что самая маленькая скорость из предложенных — у пловца

(6 км/ч), а самая большая — у самолета (900 км/ч).

Далее самостоятельно записываем  данные скорости в порядке возрастания. Проверяем устно: 100 м/мин, 10 м/с, 90 км/ч, 900 км/ч.

• Прочитаем вторую часть задания. Попробуйте сформулировать задачу на кратное сравнение, используя данные таблицы.

самолет летит со средней скоростью 900 км/ч, а автомобиль движется со средней скоростью 90 км/ч. На сколько скорость самолета больше скорости автомобиля?

Записываем решение, не вычисляя ответа:

900 км/ ч — 90 км/ч

Усваивать физические упражнения.

Слушать учителя.

Работать с учебником.

Отвечать на вопросы.

Работать в парах.

Дополняют и расширяют знания;(Познавательные УУД).

Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им

(Коммуникативные УУД

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. (Личностные УУД).

Осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

(Регулятивные УУД).

6) Итог урока. Рефлексия.

≈ 4

Задание на дом: № 120 (Т-1, с. 63–64).

Какие цели мы ставили в начале урока?

Достигли мы ее?

- Какая тема урока была сегодня? (……)

- Какая цель стояла перед нами? (…..)

- Добились ли мы цели? (…..)

- Что такое скорость? (…..)

- какие задания вам понравились больше всего? (…..)

- Кто считает, что всё понял сегодня? (……)

- На столах у вас листы самооценки. Оцените свои знания по этой теме и свою работу на уроке. (…..)

За работу на уроке оценки получают …….

Спасибо за работу.

Выполнять задание

Отвечать на вопросы учителя.

Делать самооценку.

Уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника  (Коммуникативные УУД)

Умение выслушать мнение своего товарища, работать в паре, проводить аналогии, анализировать.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 ч=…мин 10 м=…см 3 мин=…сек. 100 дм =…см 5 ч=…мин 1км/мин.=…км/ч ДЛИНА ВРЕМЯ ВРЕМЯ ДЛИНА ВРЕМЯ СКОРОСТЬ

Слайд 2

ДЛИНА ПУТИ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ, ИЛИ СКОРОСТЬ

Слайд 3

Цели: познакомится с понятием «скорость» и единицами измерения скорости; научиться переводить одни единицы скорости в другие.

Слайд 4

СКОРОСТЬ - это длина пути, пройденного в единицу времени.

Слайд 5

V= S:t S – расстояние t – время V - скорость

Слайд 6

сек. мин ч суток мм см м км

Слайд 7

120 м/мин = 60 __ · 2 = 1 м/с · __ = __

Слайд 8

Задание на дом: стр. 63 № 120


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак в глаголах после шипящих", 34 класс программа "Начальная школа 21в."

В материале представлен  конспект урока русского языка по программе "Начальная школа 21в." С.В. Иванов. Соответствует требованиям ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное. Значение и употребление в речи" 3 класс, Перспективная начальная школа (ПНШ)

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя прилагательное" 3 класс, Перспективная Начальная Школа (ПНШ)...

Конспект урока по математике по теме "Длина"

Конспект урока по математике по теме "Длина". Программа "Школа 2000". 1 класс...

Конспект урока окружающего мира "Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоёмов" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема урока: «Дары рек и озёр. Безопасное поведение у водоёмов» Цели деятельности учителя:...

Конспект урока литературного чтения "Н.Некрасов "На Волге" (1 часть, Детство Валежникова)" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова) 1 часть»Цели деятельности учителя: формирование читател...

Конспект урока по литературному чтению "А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане..."" (3 класс, Перспективная начальная школа)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  Тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о Царе Салтане…..»Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изу...