Путешествие в прошлое.Как появились меры длины.
занимательные факты по математике (2, 3, 4 класс) на тему

Турегалиева Гульзада Хайрсапаровна

Путешествие в прошлое. Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshstvie_v_proshloe.mery_dliny.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие в прошлое.

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси.

– Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на семь ладоней, а ладонь на четыре пальца.

(Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей получилось разное.)

– Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец. Теперь было уже неважно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т. е. условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела человека: дюйм (2,54 см) в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см 48 мм, или 12 дюймов) в переводе с английского – «нога»; ярд – это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вытянутой руки.

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тростями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выражение «не подпустить на пушечный выстрел».

– А кто знает, какие меры длины использовали издавна на Руси? (Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин.) О локте мы уже говорили. Маховая сажень (1,76 м) – расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами (с персидского – «локоть»). Он равен 71 см.

Учитель может предложить следующие вопросы-задания:

1. Измерить длину парты в локтях, ладонях.

2. Какого роста была Дюймовочка?

3. Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»?

4. 7 футов под килем – это сколько метров?

Для выполнения этого задания удобно пользоваться следующей таблицей:

Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см

Фут = 12 дюймов = 30 см 48 мм

Аршин = 71 см

Вершок = 4 см 45 мм

Дюйм = 2 см 54 мм


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Меры длины. Закрепление.

В данной перзентации собран материал по отработке знаний мер длины....

Математика 2 кл. Презентация к уроку "Меры длины" УМК "Перспектива"

Презентация знакомит со старинными мерами длины: пядь, локоть, аршин, сажень. В качестве дополнения - фразеология....

Интегрированный урок математики и окружающего мира в 4-м классе по теме: " Закрепление знаний о мерах длины "

Интегрированный урок- путешествие   математики и окружающего мира по теме "Закреплениео мерах длины" Урок повторения, закрепления иобобщения знаний о мерах длины.Цели и задачи урока: формирование...

Меры длины

Выяснить, какие единицы измерения длины использовались в старину и почему сейчас они не применяются.                         ...

"Меры". Путешествие в историю мер. Единицы мер длины, массы и стоимости

Цели:знакомство с мерами старины,формирование вычислительных навыков, умений решать задачи,обогащение словарного запаса учащихся. Оборудование:декорация и костюмы к сценкам,карта путешествия,един...

Урок-путешествие . Тема урока : Решение примеров и задач с мерами длины. 3 класс.

Урок-путешествие . Тема урока : Решение примеров и задач с мерами длины. 3 класс. Цель : закреплять навыки сложения и вычитания в решении задач и примеров с мерами длины. Задачи: образовательн...

МЕРЫ ДЛИНЫ. Миллиметр. Отношение между единицами длины. Черчение и измерение отрезка.

МЕРЫ ДЛИНЫ. Миллиметр. Отношение между единицами длины. Черчение и измерение отрезка....