Урок математики в 1 классе по теме "Слагаемые. Сумма"
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Представленный урок – урок открытия нового знания, на котором решается проблемная ситуация, дети ставят перед собой цель, задачи, планируют свою деятельность. Назначение урока – создание условий для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма»

Данный урок направлен на развитие личных качеств учащихся: осознанности, осмысленности процесса учения, развитие творческих, интеллектуальных способностей, умения отвечать на поставленный вопрос. Взаимодействуя в паре, друг с другом, дети высказывают свою точку зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_slagaemue_summa.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

Класс – 1 «Б»

Предмет – математика

Образовательное учреждение – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г.о. Коломна

Преподаватель – Удалова Екатерина Андреевна

Тип урока - урок открытия нового знания

Тема – Слагаемые. Сумма.

Цель: создать условия для усвоения математических понятий «слагаемые, сумма», 

Задачи:

  • организовать работу по формированию умений читать равенства, используя математическую терминологию;  
  • совершенствовать вычислительные навыки.

Планируемые результаты: обучающиеся будут учиться читать равенства, используя математическую терминологию (слагаемые, сумма); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя; работать в паре и оценивать товарища.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида.

Коммуникативные: уметь осуществлять взаимопроверку и работу в парах.

Познавательные: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Личностные: организовывают исследовательское пространство.

Оборудование: рисунки сказочных героев – Знайка и Незнайка, плакат-таблица с компонентами при сложении, опорный плакат для решения задачи, карточки для самостоятельной работы, учебник “Математика” - авторы М.И. Моро, С.И. Волкова.

Ход урока

  1. Организационный момент. (Обеспечение готовности школьников к работе на уровне внутренней мотивации, включение их в продуктивную учебную деятельность)

-Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.


- Скажите, ребята для того, чтобы наш сегодняшний урок получился интересным и полезным, что нужно делать? 
(Ответы детей)

  1. Актуализация опорных знаний учащихся. (Активное организованное общение учащихся по ранее изученному материалу).
  1.  Нас встречает Незнайка. Он просит отгадать 2 числа, сложив которые мы получим  7:

 http://festival.1september.ru/articles/532691/img1.gif + http://festival.1september.ru/articles/532691/img1.gif = 7

  1. Отгадайте и прочитайте следующие примеры:
  • 6+ http://festival.1september.ru/articles/532691/img1.gif =9
  • 5+ http://festival.1september.ru/articles/532691/img1.gif = 8
  • 7+ http://festival.1september.ru/articles/532691/img1.gif = 7
  • 6+ http://festival.1september.ru/articles/532691/img1.gif =10
  • 7+ http://festival.1september.ru/articles/532691/img1.gif = 9
  • 5+ http://festival.1september.ru/articles/532691/img1.gif = 10
  1. Арифметический диктант (с использованием маркерных досок):

- напишите число, которое следует за числом 6;
- напишите число, которое предшествует 5;
- напишите число, которое стоит между числами 7 и 9;

- напишите число, которое следует за числом 4;
- напишите число, которое предшествует 3;
- напишите число, которое стоит между числами 6 и 8.

  1. А теперь внимательно послушайте и решите весёлые задачи:

(1 ученик записывает выражения у доски, остальные – в тетрадях.)
Вышла курочка гулять,

Позвала своих цыплят.

Семь бежали впереди

Три отстали позади.

Беспокоится их мать

И не может сосчитать

Сосчитайте-ка, ребята,

Сколько было всех цыплят?       7+3=10

 

Девять совят в гнезде сидят

Прилетела мама

Сколько птиц стало?        9+1=10

На березе три синички

Продавали рукавички.

Прилетело еще пять,

Сколько будет продавать?        3+5=8

Учитель: Проверьте выражения. Прочитайте их по-разному.

- Эту запись ещё можно прочитать, используя  математические термины. Прочитайте (ответа нет).

- Почему не получается? (Не хватает знаний)

- Подумайте, какая цель нашего урока? (Познакомиться с новыми математическими  терминами, узнать, как  по-новому прочитать числовое равенство.)

- Будьте внимательными на уроке и в конце – вы сможете обязательно прочесть эти числовые равенства.

  1. Изучение нового материала.
  1. Работа по учебнику.

Стр.86  (работа с рисунком)

– Сколько красных  кубиков у девочки?(Три.)
-Сколько синих кубиков у мальчика? (Два.)
- Сколько всего? (Пять.)
-Как получили число 5? ( 3 + 2 = 5.)
- Какие 2 числа мы прибавили? (3 и 2.)
Они тоже имеют свои имена. Числа, которые складывали, называются слагаемыми. Назовите первое слагаемое.(3.)
- Назовите второе слагаемое.(2).
В результате сложения мы получили сумму. Сумма сложения равна 5. Слева тоже записана сумма. Это сумма – выражение. А справа сумма – результат. Сумма чисел 3 и 2 равна 5.

-Числа, которые складывают, называют слагаемыми, а результат сложения называют суммой.

  1. Вывешивается  плакат «Название чисел при сложении» (проговаривается хором)

Физкультминутка

Раз, два - выше голова,

Три, четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим.

Раз - согнуться – разогнуться,

Два нагнуться, подтянуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять, шесть - тихо сесть,

Семь, восемь - лень отбросим

  1. Чтение равенств с использованием новых терминов.

Стр.86, №1

Упражнения  в чтении примеров с использованием терминов «слагаемое», «сумма».

Например: первое слагаемое – 4, второе слагаемое – 2, сумма равна 6. Сумма чисел 5 и 2 равна 7.

Отработка с учащимися использования терминов «первое слагаемое», «второе слагаемое», «сумма чисел» проводится по заданию 1 (с. 86 учебника, часть 1).

IV. Формирование навыков счёта.

Ученики выполняют с комментированием задание 2 (с. 86 учебника).

 Дети  при комментировании читают  выражения по-разному. Например: «Первое слагаемое – один, второе слагаемое – один, значение суммы – два. Сумма чисел два и один равна трём. Два увеличить на два получится четыре. К трём прибавить один получится четыре». И т. д. 

- Можно ли примеры на вычитание читать, используя слова «слагаемое», «сумма»? (Нет.)

Физкультминутка (для глаз)

Вот какая стрекоза — как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо — влево.)
Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)
Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)
Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

  1. Пропедевтика темы «Задача».

- Пока наши глазки отдыхали, к нам в гости пришёл Знайка и принёс с собой плакат. Что это за обозначения на нем?Условие, вопрос, решение, ответ. Это задача.)

-  Что такое условие? Вопрос? (Ответы детей)

Учитель читает задачу 3 (с. 87 учебника).

– О чем прочитанный рассказ? Что в рассказе известно? (Известно, что у Васи было 6 книг и ему подарили ещё 2 книги.)

– Что нужно узнать? (Сколько книг стало у Васи.)

– Какое арифметическое действие следует выполнить, чтобы ответить на поставленный вопрос? (Сложение.) Почему так считаете? (Потому что книг у Васи стало больше.)

Повторное чтение задачи одним из учащихся.

Далее ученики записывают с комментированием решение задачи: 6 + 2 = 8 (кн.).

Аналогично разбирается задача 4 (с. 87 учебника).

V. Закрепление нового материала.

- Ребята,на доске прикреплены карточки с выражениями. Посмотрите на них внимательно.

- Знайке мы  отдадим выражения, у которых сумма равна 8,а Незнайке отдадим выражения, у которых слагаемое равно 2.

 VI. Самостоятельная работа.

Работа в парах.

Как называется пропущенное число: сумма или слагаемое?

7 + … = 9                                                

7 + 5 = …                                                

… + 2 = 9  

6 + 3 = …                                              

Взаимопроверка.

VII. Итог урока.

- А теперь подведём итог нашего сегодняшнего урока. 

 Незнайка предлагает нам продолжить предложение:

  • Сегодня на уроке я сомневался…

А Знайка выбрал другое:

  • Сегодня на уроке мне понравилось…

(Дети продолжают предложения записанные на доске)

Прозвенел опять звонок и закончился урок!

Вы, ребятки, отдохните, силы новой наберите.

Это нужно детворе для здоровья, при игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс Занков. Тема:"Значение суммы"

Урок математики 1 класс Занков Тема урока: "Значение суммы"...

Урок математики, 3 класс, по теме: "Деление суммы на число"

На этом уроке продолжается формирование общих учебных умений и навыков. Задача данного урока: закрепление правила деления суммы на число и умения применять его при решении примеров и задач, сове...

Разработка урока математики 2 класс "Трехзначное число как сумма разрядных слагаемых."

Изучение разрядного (позиционного) принципа нумерации трехзначных чисел;  процедура разложения числа на разрядные слагаемые (сумма разрядных слагаемых трехзначного числа); распознание разрядного ...

Урок математики "Взаимосвязь между компонентами сложения - суммой и слагаемыми".1 класс

Данный урок составлен с требованиями ФГОС, разработан для работы в 1 классе, с элементами игровой и групповой работой, с элементами рефлексии, с использованием здоровье-сберегающих технологий....

Конспект урока по математике 3 класс Тема: "Умножение суммы на число"

Урок составлен в соответствии стребованиями ФГОС в СДМ по программе "Школа 2000"...

Разработка урока математики 1 класс тема - Слагаемые.Сумма.

Этот урок позволит детям легко и доступно усвоить тему "Слагаемые.Сумма" ...