Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальной направленности "Математическая школа Олимпийского резерва" (3-4 класс)
рабочая программа по математике (3, 4 класс) на тему

Федюнина Юлия Павловна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности предназначена для учителей НОО. Программа структурирована и содержит пояснительную записку, планируемые результаты, тематическое планирование и основные требования, предъявляемые к обучающимся 3-4 классов по данной направленности. Содержание курса соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет возможность обучающимся работать на уровне повышенных требований. Мною обобщен и представлен опыт по развитию интеллекутальных и творческих способностей обучающихся по предмету "Математика" в рамках внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_shkola_olimpiyskogo_rezerva.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Математическая школа Олимпийского резерва»

3-4 класс

                                   

                     

                 Составитель:

Федюнина Юлия Павловна,

 учитель начальных классов

Высшей  квалификационной категории

                                                         

                                                             

Рабочая программа курса внеурочной деятельности

 «Математическая школа Олимпийского резерва»

3-4 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Описание ценностных ориентиров курса математики

во внеурочной деятельности

Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует её постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение учащихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает её роль  в развитии  личности младшего школьника.

Содержание внеурочной деятельности в курсе математики направлено, прежде всего, на интеллектуальное развитие младших школьников: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Цели обучения:

- овладение математическим языком, знаково-символическими средствами,

- установление отношений между математическими объектами и объектами окружающего мира, процессами и явлениями, происходящих в повседневной практике;

- овладение важнейшими элементами учебной деятельности в процессе реализации содержания курса на уроках математики обеспечивает формирование у учащихся «умения учиться», что оказывает заметное влияние на развитие их познавательных способностей;

- решение математических задач оказывает положительное влияние на эмоционально-волевое сферу личности учащихся, развивает умение преодолевать трудности, настойчивость, волю, умение испытывать удовлетворение от выполненной работы.

Задачи:

1. Стимулировать  обучающихся  к участию в разнообразных способах учебной деятельности;

2. Выстроить  целостную  систему  работы с одаренными детьми в ОО.

3. Удовлетворять  потребность  в новой информации  (коммуникативная адаптация);

4. расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

5. содействовать умелому использованию символики;

6. учить правильно применять математическую терминологию;

7. уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Актуальность проблемы обучения одаренных детей для современной системы образования отражает осознание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. В ситуации снижения образовательного уровня населения страны, утечки интеллектуальных ресурсов, снижения заинтересованности и реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей приоритетной задачей в ОО становится выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей.  Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Для многих ребят конкурсы становятся  стартовой площадкой для выбора дальнейшего жизненного пути.

Мною накоплен определенный опыт по развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся по предмету «Математика». В ОО     имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО.

Курс «Математическая школа Олимпийского резерва» относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в условиях реализации  ФГОС. Данная программа рассчитана на обучающихся , имеющих повышенный интерес к математике, любознательных, желающих расширить свой кругозор.

Внеурочная деятельность по предмету является хорошим мотиватором к стремлению детей развиваться, узнавать что-то новое и интересное.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс рассчитан на 2 года и рассчитан на обучающихся 3,4 – ых  классов.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.  

Содержание курса  соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет возможность обучающимся работать на уровне повышенных требований.

Кроме того, важной ценностью содержания обучения является работа с информацией, представленной таблицами, графиками, диаграммами, схемами, базами данных; формирование соответствующих умений на уроках математики оказывает существенную помощь при изучении других школьных предметов.

При отборе содержания и структурирования курса  использованы общедидактические  

Принципы программы:

Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров)  к общим (решение математических задач).

Практическая направленность

Содержание занятий курса  направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

Обеспечение мотивации

  1.  развитие интереса к математике как науке физико-математического направления;
  2. успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

Ориентация на расширение жизненного опыта

Курс позволяет осуществить  учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес обучающихся  к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.

Методическое обеспечение курса

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Занятие состоит из теоретической части и практической.

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности обучающихся путём создания проблемных ситуаций, индивидуальных и групповых способов обучения. К таким технологиям я бы отнесла:

  • технологию обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативную технологию.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, поисково-творческие работы.

Значимыми формами образовательной деятельности являются:

  • практико-ориентированные учебные занятия;
  • творческие мастерские;
  • тематические праздники, конкурсы, выставки;

Реализация данного курса  способствует формированию не только предметных математических компетентностей обучающихся, но и формированию метапредметных универсальных компетентностей и социального опыта по применению в практической жизни полученных знаний.

Для проверки уровня усвоения знаний обучающимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • математические конкурсы
  • викторины
  • КВН
  • турниры
  • олимпиады
  • выпуск стенгазет

Формы подведения итогов реализации курса:

  • тестирования
  • школьные олимпиады
  • проектная деятельность (конкурс проектов)
  • участие в международной игре «Кенгуру»
  • творческие работы (составление собственного сборника)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Личностными результатами обучения учащихся являются:

- самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;

- готовность и способность к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению;

- способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;

- заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;

- готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;

- способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;

- способность к самоорганизации;

- высказывать собственные суждения и давать им обоснование;

- владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).

Метапредметными результатами обучения являются:

- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);

- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;

- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;

- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);

- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;

- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;

-  адекватное оценивание результатов своей деятельности;

- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;

- готовность слушать собеседника, вести диалог;

- умение работать в информационной среде.

Предметными результатами учащихся:

- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи;

- умение применять полученные математические знания для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также использовать эти знания для описания и объяснения различных процессов и явлений окружающего мира, оценки их количественных и пространственных отношений;

- умение работать в информационном поле (таблицы, схемы, диаграммы, графики, последовательности, цепочки, совокупности); представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Основные требования к уровню математической подготовки учащихся

Обучающиеся должны знать:

Основной программный материал курса математики в начальных классах, применять на практике полученные знания.

Обчающиеся должны уметь:

Творчески применять имеющиеся знания, умения, навыки в реальных жизненных ситуациях, наряду со знаниевым компонентом (функциональной грамотностью младшего школьника) - деятельностный компонент, позволяющий соблюдать баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения, т.е. обладать не только предметными, но и универсальными (метапредметными) компетентностями, определенным социальным опытом самоорганизации для решения учебных и практических задач.

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

Решение практико-ориентированных компетентностных задач

1.

Решение бытовых задач с опорой на собственный опыт.

1

решение задач

2.

Площадь и объем.

1

решение задач

3.

Занимательные задачи на движение.

2

решение задач

4.

Цена, количество, стоимость.

1

решение задач

5.

Занимательные задачи.

1

Самостоятельное составление задач с опорой на исходные данные

6.

Время и его измерение.

1

Работаем с информацией

7.

Решение логических задач на установление родственных отношений.

1

Работа в малых группах

8.

О чем рассказали таблицы.

1

Работа с информацией

9.

Экономические задачи.

1

Решение задач и матем. ребусов

10.

Викторина: «Юные знатоки математики»

1

Решение нестандартных заданий

11.

Решение логических задач.

2

Решение задач и матем. ребусов

Решение стохастических  задач

12.

Таблицы и графы.

3

схематическое изображение задач

13.

Перестановки с повторениями и без повторений

1

Работа в группах

14.

Сочетания без повторений и с повторениями

1

работа с графической и текстовой информацией

15.

Статистические задачи. Таблицы.

2

решение задач

16.

Диаграммы.

3

работа с информацией, представленной диаграммами разного вида

17.

Среднее значение

1

решение задач и ребусов

18.

Арифметические игры

1

решение нестандартных заданий

19.

Решение задач изученных видов

2

работа с информацией

20.

Математический КВН

2

21.

Выпуск газеты с составленными самостоятельно задачами

1

работа в группах

22.

Олимпиада по математике

2

решение заданий повышенной трудности

23.

Турнир знатоков математики

1

решение заданий повышенной трудности

24.

Круглый стол «Подведём итоги».

1

Коллективная  работа  по составлению отчета

Всего:

34

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Количество

часов

Виды деятельности

Решение практико-ориентированных компетентностных задач

1.

Решение бытовых задач с опорой на собственный опыт.

2

решение задач

2.

Решение задач на расчет площади  и объема.

2

решение задач

3.

Занимательные задачи на движение.

2

решение задач

4.

Цена, количество, стоимость.

2

решение задач

5.

Время и его измерение.

1

Работаем с информацией

6.

Работаем с таблицами.

2

Работа с информацией

7.

Каверзные вопросы и задания.

1

Решение задач и матем. ребусов

8.

Викторина: «Юные знатоки математики»

1

Решение нестандартных заданий

9.

Решение логических задач.

2

Решение задач и матем. ребусов

Решение стохастических  задач

10.

Таблицы и графы.

2

схематическое изображение задач

11.

Перестановки с повторениями и без повторений

1

Работа в группах

12.

Сочетания без повторений и с повторениями

1

работа с графической и текстовой информацией

13.

События и их вероятности.

1

Исследовательская работа «Почему так?...»

14.

Статистические задачи. Таблицы.

2

решение задач

15.

Диаграммы.

2

работа с информацией, представленной диаграммами разного вида

16.

Задачи с многовариантными решениями.

1

работа с  текстовой информацией

17.

Среднее значение

1

решение задач и ребусов

18.

Арифметические игры

1

решение нестандартных заданий

19.

Математический КВН

1

решение нестандартных заданий

20.

Компьютерные математические игры.

1

Работа с ПК (в парах и индивидуально)

21.

Выпуск газеты с составленными самостоятельно задачами

1

работа в группах

22.

Олимпиада по математике

2

решение заданий повышенной трудности

23.

Турнир знатоков математики

1

решение заданий повышенной трудности

24.

Круглый стол «Подведём итоги».

1

Коллективная  работа  по составлению отчета

Всего:

34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Для учителя:

  1. О.Холодова, Юным умникам и умницам, методическое пособие для 4 класса, Москва, РОСТ книга, 2017
  2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017
  3. Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2016.
  4. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2015
  5. Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995, 2014
  6. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2015
  7. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2016
  8. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал, выпуски 2015-2018 гг
  9. Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 3 класса М.: Баласс; Издательство «Школьный дом», 2013
  10. Козлова С.А., Гераськин В.Н., Волкова Л.А. Дидактический материал к учебнику «Математика» для 4 класса М.: Баласс; Издательство «Школьный дом», 2013
  11. Тонких А.П. Сборник задач по математике для начальной школы. Пособие для учителей начальных классов.- М.: Баласс, 2013
  12.  https://infourok.ru/nestandartnie-zadachi-po-matematike-klass-804162.html
  13. http://ped-kopilka.ru/blogs/krjazhevskih-elena/reshenie-nestandartnyz-zadach-po-matematike-v-nachalnoi-shkole.html
  14. http://mat-zadachi.ru/4-class/nestandartniye-zadachi.php
  15. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/sbornik-niestandartnyie-zadachi-po-matiematikie-dlia-1-4-klassov 

Для учащихся:

1.  О.Холодова, Юным умникам и умницам, рабочая тетрадь для детей

9-10 лет, Москва, РОСТ книга, 2017

2. Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,2014

3.  Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Занимательная математика» для 1-2 классов по ФГОС

Программа«Занимательная математика» направлена на формирование у школьников мыслительной деятельности, культу...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению: «Школа докторов природы» в 3 классе

Пояснительная запискаОбучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства- актуальная задача современного образования.Предлагаемый курс занятий «Школа докторов природы»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Буду настоящим читателем»...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» (начальная школа)

Данная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Социальное проектирование» обеспечивает реализацию   социального направления развития личности обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ра...

"Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы

quot;Мир деятельности" Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся начальной школы  Возраст обучающихся: 7-10 лет Срок реализации: 4 года...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Арт – студии «Цветик – семицветик» для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных школ.

          В настоящее время возникает необходимость в поиске новых способов защиты личности школьника от негативного воздействия окружающей действительности. Различные ...