Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме: «Угол. Прямой угол»
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

Буянова Надежда Николаевна

Этот урок первый по счѐту при изучении данной темы.

По типу – урок изучения нового материала.

Тема урока: «Угол. Прямой угол»

Цель: Знакомство с геометрической фигурой - угол.

Задачи: Познакомить с понятиями «угол», «прямой угол», выделять основные части угла – вершину, стороны.

Учить различать углы, находить их в различных геометрических фигурах, обозначать и читать названия углов.

 Отрабатывать навыки самостоятельного анализа и решения задач.

Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.

Развивать исследовательские навыки.

 Оборудование: угольники, линейка, учебник  В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва Математика 2 класс тетрадь в клетку, конверты с алгоритмом построения прямого угла, счётные палочки, облачко из бумаги для каждой группы, открытка прямоугольной формы размером 10 на 20см.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugly_2_kl.docx30.35 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока математики во 2 классе по теме: «Угол. Прямой угол»

Этот урок первый по счѐту при изучении данной темы.

По типу – урок изучения нового материала.

Тема урока: «Угол. Прямой угол»

Цель: Знакомство с геометрической фигурой - угол.

Задачи: Познакомить с понятиями «угол», «прямой угол», выделять основные части угла – вершину, стороны.

Учить различать углы, находить их в различных геометрических фигурах, обозначать и читать названия углов.

 Отрабатывать навыки самостоятельного анализа и решения задач.

Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, математическую речь, интерес к математике.

Развивать исследовательские навыки.

 Оборудование: угольники, линейка, учебник  В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва Математика 2 класс, тетрадь в клетку, конверты с алгоритмом построения прямого угла, счётные палочки, облачко из бумаги для каждой группы, открытка прямоугольной формы размером 10 на 20см.

ПЛАН

 

1.Организационный момент .                                                     -2 мин

2.Устный счет.                                                                             -5 мин

3. Актуализация знаний. Целеполагание. Планирование.        -5 мин

4. Открытие нового.                                                                    -6 мин

5. Физкультминутка.                                                                   -3 мин

6. Практическая работа. Конструирование угла из бумаги.     -6 мин

7. Физкультминутка для глаз.                                                     -2 мин

8. Практическая исследовательская работа.

 Построение угла на бумаге.                                                       -5 мин

9.Работа с учебником.                                                                  -3 мин

10.Решение задачи.                                                                      -5 мин

11.Самостоятельная работа – тест.                                            - 2 мин

12.Рефлексия.                                                                               -1 мин      


ХОД УРОКА:

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Организационный момент.

Зарядка для пальчиков на внимание-«Хлопну-топну».  Хлопну -круг, топну- треугольник

-Молодцы! Все слушают меня внимательно.

Потрём ладошки. Тепло, приятно. Хорошо. Поработаем сегодня в группах дружно!  (замочек)

-Нужно выбрать ответственного в группах. Как закончите, покажите готовность.(взялись за руки)

 Диана, Рита, Маша очень ответственные девочки, а сегодня особенно.

Дети выполняют зарядку для пальчиков.

Настаиваются на активную, дружную работу.

2.Устный счет.

- Какое сегодня число?

-Назовите предыдущее число, последующее.

-Дайте характеристику числу 21.

-Придумайте числовые выражения со значением 21, используя модель на доске. (СЛАЙД)

2 класс   21+

               

                21-

3 класс  21▪ (           -         )

               21: (         +         )

-Запишите эти числовые выражения и решите их.

ПРОВЕРКА. -Ответственный в роли учителя. Проверяет, как справилась его группа.

-У кого в группе не было ошибок?

-А кто нашёл и исправил?

-Из каких цифр состоит число 21?

-Составь все двузначные числа из этих цифр. Можно одну цифру использовать несколько раз.

Учитель записывает на доске, обращая внимание, как пишутся цифры.(22 12 21 11)

-Чем похожи числа?

-На какие группы можно разбить эти числа.

Назовите.

-Запишите числа в порядке убывания через клетку.

-Что это значит?

ПРОВЕРКА. Дети называют. (СЛАЙД)

-Кто нашёл и исправил ошибку?

-У кого не было ошибок?

-Каждое число соответствует букве. (СЛАЙД)

-Раскодируй слово.

20 мая

19, 21

21- двузначное, нечетное.

В нем 2 десятка и 1 единица

21+0

21-0

21▪ ( 4-3)

21: (1+0)

2 и 1

22  12  21  11

Двузначные.

Чётные, нечетные.

Дети называют.

22 21 12 11

игра

3.Актуализация знаний.

Целеполагание. Планирование.

-Игра «Ассоциация»

-Я называю слова, а вы ваши ассоциации с этими словами.

7 цветов   (СЛАЙД)

7 дней … (СЛАЙД)

8 ног…  (СЛАЙД)

12 месяцев…  (СЛАЙД)

4 колеса…  (СЛАЙД)

Рука … (СЛАЙД)

 Угол…(СЛАЙД – 1 щелчок)

-Со словом угол  много  фразеологизмов. Например. Слоняться из угла в угол.

Загнать в угол.

 А моя ассоциация: угол-геометрическая фигура  (СЛАЙД 2-ой щелчок)

-Кто догадался, какая же тема нашего урока?

Цель:  Знакомство с геометрической фигурой – угол.

Вывешиваю табличку – УГОЛ

-Какие задачи мы поставим на уроке перед собой?

-Что  вы хотите узнать про углы? Ведь углы бывают разные.

-Чему  хотите научиться на уроке?

Таблички – ВИДЫ УГЛОВ.

ПЛАН ПОСТРОЕНИЯ ПРЯМОГО УГЛА.

Радуга, краски…

Неделя…

Паук…

Год…

Машина…

5 пальцев…

Наказание…

Бездельничать, бесцельно двигаться.

Поставить в безвыходное положение.

Геометрическая фигура – угол.

Узнать какие бывают углы.

Научиться находить разные углы.

Научиться строить углы.

4.Открытие нового.

 А)- Угол важная фигура. Многим геометрическим фигурам он помог дать имя (СЛАЙД)

-Назовите фигуры. (Хором)

 - Что общего в названиях фигур?

У этих фигур есть углы.

 -Почему первая часть слов везде разная?

-А как одним словом назовём эти фигуры?

Б)- Давайте рассмотрим разные виды углов.

Прочитайте имена этих углов (СЛАЙД)

Точку В  называют вершиной угла.

Лучи  ВА и ВС – стороны угла.(Вспомнить что такое луч - ХОРОМ)

Аналогично - вершина, стороны

-Какой угол острее всех?

Он так и называется ОСТРЫЙ.

-В каких предметах можно увидеть острый угол?  (СЛАЙД)

-Каким углом «не наколешься»? Он называется ТУПОЙ.

Где можно увидеть тупой угол?  (СЛАЙД) 

-А как бы вы назвали 3 угол АМО?

ПРЯМОЙ.

-Где в классе прямые углы?

(СЛАЙД) –Какая это фигура?

-Определите на глаз, какие это углы?   Найдите острый, тупой, прямой углы.

Четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник.

Угольник, угол

Разное количество углов.

В четырёхугольнике-4…

Многоугольники

1 угол АВС

2 угол ДОК

3 угол АМО

Угол АВС

Закрытый зонтик,,,

2 угол ДОК

Веер раскрытый.

Прямой угол

Ответы детей.

Пятиугольник.

5.Физкультминутка

Проводят ответственные за спорт.

Дети повторяют движения под музыку.

6.Практическая работа. Конструирование угла из бумаги.

 - Сейчас каждый из вас сделает из листа бумаги модель прямого угла.

-Взяли облачко из бумаги. Работать будем по плану. (алгоритму)  (СЛАЙД)

1 шаг?..2 шаг?...3 шаг?

 - У вас получился прямой угол.

 - Покажите вершину угла и его стороны.

 (СЛАЙД) – Давайте проверил верно ли на глаз мы определили прямые углы?

 - С помощью вашей модели найдите прямые углы в классе.)

-Постройте прямой угол из палочек.

-Проверьте с помощью модели, прямой он?

Попробуем прямой угол «превратить» в острый.

-Из нитки постройте тупой угол.

Вешаю на доску (где план урока) 3 разных вида угла (прямой - модель, острый из палочек, тупой из нитки).

Дети работают  самостоятельно по алгоритму.

Дети находят вершину угла и стороны.

Исследовательская практическая работа.

Дети расходятся по классу, с помощью модели находят прямые углы. Показывают, комментируют.

Дети из палочек  строят прямой угол.

«Превращают» его в острый.

Строят тупой угол.

7.Физкультминутка для глаз

(СЛАЙД)-Назовите фигуры одним словом.

-А теперь каждую фигуру назовите.

Зажмурили глазки. Открыли. Поморгали. Закрыли, глазки отдыхают. Открыли. Улыбнулись друг другу. Посмотрели на доску.

-Что изменилось?

Многоугольники.

Треугольник, пятиугольник, четырехугольник, восьмиугольник.

Дети выполняют физкультминутку для глаз.

Две фигуры поменяли местами.

8.Практическая работа. Построение угла на бумаге.

-Как вы думаете, какие чертежные инструменты нам понадобятся, чтобы построить прямой угол на бумаге? 

Раздаю угольники каждому.

-Хочу подарить вам угольник, который вам поможет построить прямой угол.

-Давайте в угольнике найдем прямой угол. Моделью прямого угла проверим. Модель отложим и будем работать с угольником.

-Что еще нам нужно кроме инструментов, чтоб правильно построить прямой угол?

-Есть у меня этот план для каждой группы. (показываю КОНВЕРТЫ), но план рассыпался и его нужно собрать!

В конвертах раздаю план каждой группе. Для ПЕРВОЙ группы в графическом виде, для 2 и 3групп в письменном виде.

-Как план будет собран, группа показывает свою готовность.

ГОТОВНОСТЬ ГРУППЫ- Проверка фронтальная.

-Какой первый шаг? (у слабой)

-С чего мы начнём построение прямого угла? (вывешиваю на доску графическое изображение)

2-ой этап? (вывешиваю на доску графическое изображение)

И  заключительный этап? (вывешиваю на доску графическое изображение)

Учитель ЧЕРТИТ на доске.

-Построим прямой угол на нелинованной бумаге.

-1группа, с чего начнем построение прямого угла?

-2 группа, 2-ой этап?

-3 группа, третий шаг?

Ответственные в группе помогают товарищам.

Взаимопроверка.

-Как вы думаете, а где проще построить прямой угол в тетради или на нелинованной бумаге?

-Почему? –Понадобится угольник?

Если есть время, чертим в тетради прямой угол.

Карандаш, линейка, угольник

План, алгоритм

Дети собирают алгоритм.

1.Отмечаю точку-вершину угла.

2.По линейке провожу луч с началом в отмеченной точке. Это первая сторона.

3.Прикладываю угольник так, чтобы вершина его прямого угла совпала с началом луча, а одна из его сторон совпала с направление луча. Угол готов.

Отвечает 1 группа.

Отвечает 2 группа.

Отвечает 3 группа.

Дети по алгоритму строят прямой угол на нелинованной бумаге.

Дети комментируют по группам этапы построения.

В тетради.

Там есть клеточки.

Не понадобится.

9.Работа с учебником

С.106 №3

-Сколько прямых углов на чертеже? –Какие?

 Развиваем глазомер.

 Определите на глаз.

Проверьте свой ответ с помощью угольника.

Два.

Дети угольником проверяют.

10.Решение задачи.

Решение задачи.

Задачу читает учитель.

-Дети на уроке труда изготавливали открытку. Решили открытку со всех сторон украсить каймой. Сколько см каймы им понадобится?

-Заготовка открытки лежит у каждой группы.

-Какой формы открытка?

 Какие углы у прямоугольника?

Углы прямые, поэтому и называется прямоугольник.

Решить задачу нужно самым удобным способом.

1 минута на обсуждение в группе, как это сделать.

ГОТОВНОСТЬ ГРУППЫ.

-Я предлагаю взять тесьму, приложить, отмотать и отрезать. Этот способ будет самым точным и удобным?

-Давайте ваши предложения послушаем. –Первая группа?

-Каким способом удобнее найти периметр?

-Какая группа точно и быстро измерит стороны прямоугольника?

 Выбрав удобный способ, решаем задачу.

ГОТОВНОСТЬ ГРУППЫ.

ПРОВЕРКА. «Согласны- не согласны»

Прямоугольной.

Прямые углы.

Обсуждение в группе, как решить задачу.

Группа показывает готовность, взявшись за руки.

Не будет.

Измерить стороны.

Найти периметр прямоугольника.

Сумму длины и ширины умножить на 2.

Дети готовность показывают, взявшись вместе за руки.

11.Самостоятельная работа – тест.

-Самостоятельная работа. Тест.

Какие бывают углы?

1) прямые

2) гладкие

3) острые

Из чего состоит угол?

1) точка

2) лучи

3) треугольник

Угол №1                2

1) прямой

2) тупой

3) острый              1                   3

-Тест для ПРОВЕРКИ вложить в тетрадь.

Дети самостоятельно отвечают на вопросы теста.

12.Рефлексия.

(СЛАЙД)

1.Какая тема была урока?

2.Кому было интересно?

3.Что нового вы узнали? –Какие бывают углы?

4.А кто хотел бы продолжить дальше работу с углом?

-На следующем уроке мы продолжим знакомство с углом.

-Домашнее задание.

1) Найдите дома предметы с разными видами углов. Нарисуйте.

2) Если у крышки стола отпилить один угол, сколько углов останется?

Угол -  геометрическая фигура.

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика. 1 класс. Урок 27. Угол. Прямой угол - Презентация

Математика. 1 класс. Урок 27. Угол. Прямой угол - Презентация Урок 27. Угол. Прямой угол В презентации отображены:    дополнительное задание с анимацией,   задание №...

Методическая разработка урока математики 4 класс Тема: "Единицы длины и площади"

Задачи урока:Закрепить знания учащихся о единицах длины и площадиСовершенствовать навыки решения задач на нахождение площади и периметраСовершенствовать вычислительные навыкиСпособствовать разви...

Методическая разработка урока математики. 1 класс. Тема "Числовой отрезок"

Урок проводится в 1-м классе по Образовательной системе "Школа 2100". Учащиеся знакомятся с числовым отрезком как с моделью натурального ряда чисел....

Методическая разработка урока математики 1 класс "Планета знаний" по теме "Больше. Меньше. Столько же"

Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-3"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

Методическая разработка урока математики в 1 классе. Тема."Число и цифра-4"

Можно использовать на уроке математики в 1 классе....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока математики 4 класс на тему «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»

Методическая разработка урока математики на тему  «Связи между величинами: скоростью, временем и расстоянием»...