Урок математики в 1 классе по теме: "Перестановка слагаемых". (УМК «Перспективная начальная школа»)
план-конспект урока по математике (1 класс) на тему

Ляшук Елена Николаевна

Задачи урока: усвоение учащимися смысла одного из свойств действий сложения - переместительного свойства; формирование вычислительных навыков на основании переместительного свойства сложения; развитие математической речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Перестановка слагаемых63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 1 «В» классе по теме: "Перестановка слагаемых".    (УМК «Перспективная начальная школа»)

Учитель: Ляшук Елена Николаевна, МБОУ лицей №1, им. М.В. Ломоносова г. Орла

Задачи урока: 

  • Усвоение математического смысла одного из свойств действия сложения – переместительного свойства сложения;
  • Формирование вычислительных навыков на основе использования переместительного свойства сложения;
  • Развитие математической речи с использованием нового математического термина «переместительное свойство сложения;
  • Формирование УУД: формирование приемов работы с учебником (условные обозначения учебника), развитие логического мышления

Оборудование: А.А. Чекин. Математика: 1 класс. Учебник-тетрадь, ч.2., наборы цифр и счётных предметов, компьютер, экран, видеопроектор, компьютерная презентация.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Микроцель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке

- Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем.

 (Слайд 2)

Чтение стихотворения:

Мы пришли сюда учиться, л

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

2.Актуализация (повторение) знаний.

2.1. Работа с рядом натуральных чисел

Учитель: Давайте все вместе с Машей и Мишей отправимся на зимнюю прогулку.

Посмотрите, какие красивые снежинки сегодня на улице. Но на рисунке произошла ошибка. Снежинки не могут найти свое место. Расставим  их по порядку, начиная с самого маленького числа. (Дети располагают снежинки с числами в последовательности от 1 до 10) (Слайд 3)

Учитель: Назовите самое маленькое натуральное число?(1)

-Какое число на 1 больше 2-х?(3)

-Какое число на 1 меньше 6-ти?(5)

-Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Найди сумму. (7)

Продолжи закономерность: 1,3,5,…,…(7, 9)

2.2. А мы поиграем в игру «День-ночь»: (Слайд 4)

Учитель: Закройте глаза и считайте устно:

6-3+2-4+1+2=(4).

4+3-1+2-5+4=(7)

Покажите на веере ответ.

2.3. Игра «Найди пару». Работа в парах. (Слайд 5)

- Начало фразы  из 1 столбика соедините с окончанием фразы из 2 столбика.

Числа, которые складываем

значение суммы

Результат сложения

слагаемые

При сложении стоит на первом месте

сумма

Выражение со знаком плюс

второе слагаемое

В выражении на сложение второе число

первое слагаемое

                                

2.4. Игра «Собери выражения и определите, правильно ли их решил Миша»

Пойдем и посмотрим, что происходит у Маши  и Миши.

Миша решил помочь Маше найти значения сумм и разностей, но т.к. он еще маленький, то в некоторых записях допустил ошибки. Ваша задача найти нужную запись по моему заданию и проверить, верно ли найдено ее значение.

1. Найти запись, где 1-ое слагаемое равно 6.

2. Значение суммы равно 9.

3. Второе слагаемое равно 4.

4. Уменьшаемое равно 7.

5. Значение разности рано 2.

6. Вычитаемое равно 4.

3. (6 + 4 = 9    8 – 4 = 4     5 + 4 = 9      7 – 4 = 2      2 + 4 = 7      6 – 4 = 2 )      

( Дети находят выражения и исправляют ошибки). (Слайд 6, 7)

2.5. Геометрический материал

Рассмотрите внимательно картинку. Кто на ней изображен? Где живут пингвины? Из каких геометрических фигур составлена картинка?                                                                                                 

 (Слайд 8)

2.6. Задачи в стихах.

Семь малюсеньких котят,

Что дают им – все едят.

А один - сметаны просит.

Сколько же котяток? (7+1=8) (Слайд 9)

Шесть косточек из кухни

Шарик притащил.

Две самые большие другу подарил.

Сосчитайте поскорей: сколько у Шарика

Осталось косточек? (6-2=4). (Слайд 10)

Физминутка:

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

3. Создание проблемной ситуации.

Учитель: (Слайд 11)

После прогулки Маша и Миша рисовали снежинки.

Посчитайте, сколько снежинок  нарисовала Маша, а сколько Миша.

Маша нарисовала 5 снежинок, а Миша 3 снежинки. Кто нарисовал больше снежинок?

Докажите, что 3 меньше, чем 5. ( При счете 3 называем раньше 5).

Сколько всего снежинок нарисовали дети? (8)

 Постановка учебной проблемы.

Микроцель: побуждение учащихся в рефлексию пробного действия: выполнение пошаговых операций и соотнесение их с алгоритмом.

Учитель: Миша и Маша поспорили. Маша, что количество снежинок можно найти с помощью суммы – 5+3, а Миша утверждает, что верное решение 3+5 

  Кто же из них прав? Чему равно значение суммы чисел 3 и 5, а затем значение суммы 5 и 3.

- Что заметили?

- Что изменилось?

-Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами)

-А можно ли так поступать в математике? Проверим!

- Итак, Нам предстоит с вами узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Чтобы разобраться в этом, предлагаю провести исследование.

-Тогда начнём. Мы с вами в научно-исследовательской лаборатории. Мы коллеги по работе. Коллеги - это товарищи.  Как будем работать? (Дружно, в группах)

Открытие нового знания.  (Слайд 12)

- Откройте учебники на с. 26 и назовите тему сегодняшнего урока. Сегодня мы познакомимся с одним из основных законов сложения - переместительным. В конце урока вы попробуете его сформулировать.

Микроцель :открытие детьми нового знания

Работа в группах. (Одна группа работает у доски)

Каждая группа получает фигуры разных цветов:

1группа: 1красный и 4 зеленых круга;

2 группа: 5 синих и 3 красных квадрата;

3 группа: 6 желтых и 2 зеленых треугольника;

4 группа: 3 красных и 4 фиолетовых прямоугольника.

5 группа: 2 желтых и 4 красных круга

6 группа: (работает у доски) (Слайд 13)

Все группы получают план исследования:

1.Составьте две суммы, используя все данные вам фигуры.

2. Сделайте математические записи полученных сумм и сравните результат.

3.Сделайте вывод.

Договоритесь между собой, кто будет отвечать.

Отчет о работе группы.

У нас получились суммы….

Мы заметили, что………….

Наш вывод………….

Какой вывод можем сделать?

( От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)

Учитель:

И ещё эксперимент: к доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько

всего детей?(6) Поменяйтесь местами. Изменилось количество детей?

(нет)

Вывод? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменилось)

- Какие вы можете привести свои примеры из жизни?

Учитель:

Давайте посмотрим на с. 26 учебника и найдем №1.

Рассмотрим иллюстрацию.

Кто на ней изображен? Что делают Маша и Миша?

Сколько слив на столе? Сколько вишен? (3 сливы и 4 вишни)

Сколько всего плодов на столе? (7)

Какую сумму записал Миша? (3+4)   Маша? (4+3)  

Почему дети написали разные суммы?

Сравните эти суммы. (Они равны.)

Вывод: от перестановки слагаемых значение суммы не изменилось.

Физминутка для глаз.

Первичное закрепление с проговариванием.

Микроцель: автоматизация умственных действий по изученным темам.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ

действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Учитель:

Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним

задание, которое поможет его запомнить. (Слайд 14)

Выполним №2 из учебника. (Выполняем с комментированием)

4 + 5       6 + 2       9 + 1    

5 + 4       2 + 6       1 + 9    

Делаем вывод по каждому столбику числовых выражений. Что изменилось в 1 столбике? Что осталось неизменным? Вывод?

 

Практическая работа на новое знание.

Найдите задание №5 в учебнике. Что за значок стоит рядом с ним? (Задание выполнить в тетради.)

Р.Т.  . стр. 37 №2 в парах с последующей проверкой.

-Каким правилом пользовались? (От перестановки слагаемых значение суммы не изменяется)

-Какие выражения легче было решить? (те, в которых к большему числу надо прибавить меньшее)

Повторение.

Учитель: Р.Т. №6

Подготовка к выполнению задания №6. (Слайд 15)

В каждой тройке чисел одно является значением суммы двух других. Составить две суммы и две разности из этих чисел. Найти значения сумм и разностей.

Что перед нами? (Домино)

Сколько точек в верхнем окошке домино? (5)

Сколько точек в нижнем окошке? (2)

Составьте две суммы, используя правило о перестановке слагаемых. /Сверяем свои выводы с результатами на слайде/

Какие разности можно составить, используя данные суммы?/Сверяем свои выводы с результатами на слайде/

Задание №6 выполняется учащимися самостоятельно. Взаимопроверка.

Задание №3. Самостоятельная работа учащихся.

Поставить между суммами правильный знак < , > , = . Взаимопроверка. Используем шкалу результатов.

Итог. Рефлексия учебной деятельности.

Микроцель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности

Так о каком же свойстве действия сложения вы сегодня узнали? Как звучит переместительное свойство сложения?

Маша и Миша благодарят вас за помощь и обещают не ссориться.  

- Интересно вам было на уроке?

-Что понравилось вам на уроке больше всего?

-Что было трудно?

-Кто доволен своей работой? Оцените себя.

На столе у вас смайлики покажите, как вы  свою работу оцениваете.

Желтый – я – молодец, справился сам.

Зеленый – я – молодец, мне сегодня было трудно, но я справился.

Красный -  я, вообще-то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе по теме: «Перестановка чисел при сложении» УМК «Начальная школа XXI века»

Урок "открытия нового знания". Цель урока: создать условия для формирования умения находить более быстрый способ вычисления путём перестановки чисел при сложении....

Конспект урока математики "Задача. Нахождение и запись решения" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 1 класс).

Цель деятельности учителя: формирование знаний о понятии «решение» и его значении; формирование навыка записи решения задачи.Планируемые результаты:  Предметные:знать: термин «р...

Конспект урока математики (2 класс). Тема: "Сложение круглых сотен". УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: формирование представления о «круглых» сотнях; развитие умения складывать «круглые» сотни через поиск и анализ информации; совершенствовани...

Конспект урока математики (3 класс). Тема: «Вычисление площади прямоугольника». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: закрепление знаний на тему нахождения площади прямоугольника; выполнение самостоятельной работы.Планируемые результатыПредметные: знать единицы измерения площади, формулу;ум...

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Центр и радиус". УМК «Перспективная начальная школа».

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Центр и радиус". УМК «Перспективная начальная школа»....

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Нахождение неизвестного слагаемого". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание двухзначного числа". УМК "Перспективная начальная школа 21 века".

Конспект урока математики 2 класс. Тема: "Вычитание двухзначного числа". УМК "Перспективная начальная школа 21 века"....