Применение игровых технологий в начальных классах с целью повышения качества обучения.
статья по математике на тему

       С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pub.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

Применение игровых технологий в начальных классах с целью повышения качества обучения.

.

В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Целью обучения в начальной школе является не только удержание интереса к учению, но и повышение мотивации детей к учебному процессу.

В педагогике в качестве основных видов деятельности выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.

Активность учащихся сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологии. Для повышения интереса к предмету и  активного участия в уроке каждого ученика, активно на уроках применяю  технологию игровых форм обучения. В игровой технологии дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, а учебный материал используется в качестве её средства. Игра не в коем случае  не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она лишь  их дополняет, позволяя более эффективно достичь поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса.

Игра повышает  интерес ребенка к обучению, предусматривают неформальное общение, которое  может помочь раскрыть лучшие стороны своего характера одному из участников процесса; она повышает самооценку участников игры, так как и у них появляется возможность от слов перейти к делу, проверить свои способности.

         С помощью игры можно снять психологическое утомление; ее можно использовать для стимулирования умственных усилий учащихся, для развития у  них организаторских способностей, принятия навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.

    Игра способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал без монотонности и скуки.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Любая игра – одно из средств воспитания умственной активности учащихся. Выбор игры определяется учебно – воспитательными целями урока. Кроме того, игра должна быть доступна для учащихся, соответствовать их потребностям и интересам. Опираясь на данные концептуальные положения, определяем цель применения технологии игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Игры и игровые формы включаются в работу не только для того, чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету.

Создание игровой атмосферы на уроке математики развивает познавательный интерес и активность учащихся, снимает усталость, позволяет удерживать внимание.

Работая в школе, приходится много думать, искать, творить. В результате родились уроки – состязания, уроки – экскурсии, урок – игра, урок – путешествие и др. На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические навыки.

ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ИГР:

  • Развитие мышления, внимания
  • Углубление теоретических знаний;
  • Общение со сверстниками;
  • Воспитание сотрудничества и коллективизма;
  • Приобретение новых знаний, умений и навыков;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Развитие волевых качеств;
  • Контроль знаний;
  • Мотивация учебной деятельности и др.

Математические игры призваны решать следующие задачи:

Образовательные:

  • Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
  • Способствовать расширению кругозора учащихся и др.

Развивающие:

  • Развивать у учащихся творческое мышление;
  • Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных мероприятиях;
  • Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
  • Воспитывать нравственные взгляды и убеждения;
  • Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

Математические игры выполняют различные функции:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считает едино.

2. Математическая игра требует от школьника знания предмета. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В игре ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

4. Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.

5. Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.

Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции – правое. Таки образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала.

Для лучшего усвоения учебного материала на уроках математики в начальной школе также применяются игровые ситуации. Игровая ситуация для ученика служит эмоциональным фоном, на котором разворачивается урок, выступает, как средство мотивации к учебной деятельности. Это своеобразный учебный прием, при котором ребенок легче, прочнее усваивает новый материал, создает бодрое рабочее настроение, снимает утомляемость, поддерживает внимание на гораздо более длительное время.

На уроках математики можно использовать широкий спектр игровых ситуаций, направленных на обучение и повышение мотивации учащихся:

  • Задачи в стихах;
  • Занимательный квадрат;
  • Задачи – шутки;
  • Математический фокус;
  • Математическая эстафета;
  • Головоломки;
  • Ребусы;
  • Задачи на смекалку и многое др.

Игровая технология привлекательна для детей и способна вызвать положительную мотивацию к познанию нового. То же время игра не является только развлекательным средством – это обычное упражнение, облаченное в занимательную форму.

При использовании игровой деятельности на уроках должны соблюдаться определенные условия:

  • Игра должна соответствовать теме и целям урока;
  • Должна быть развивающей;
  • Игра не должна быть скучной и надоедливой;
  • Не должна сильно возбуждать детей;
  • Инструкции к игре должны быть четкими;
  • В конце игры должен быть подведен итог.

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Результат использования игр в процессе обучения достаточно велик. Кроме приобретения детьми опыта адекватного эмоционального реагирования, попутно происходят позитивные изменения в развитии высших психических функций (мышления, речи, памяти, воображения, внимания), в развитии личности в целом, а также в овладении младшими школьниками интеллектуальными умениями и учебной деятельностью. С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.

На моих уроках игра как технология проведения урока заняла прочное место. Основные принципы:

1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий.

2.     При выборе правил игры, необходимо учитывать особенности детей.

3.      Обязательное условие – игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации.

4.     Необходимо обязательное подведение результатов игры, иначе теряется одно из самых привлекательных свойств – выявление  победителя.

5.      Мыслительные операции, выполняемые в игре, должны быть дозированы.

Вот некоторые  примеры использования игровых технологий на разных этапах учебного процесса.

При обобщении и повторении блока изученных тем возможно применять игру-соревнование «Самый умный» или «Брейн - ринг». Для проведения подобных игр, заранее подбираю вопросы, требующие краткого ответа. 

Например:

  • Сумма уменьшаемого, вычитаемого и разности равна 12. Чему равно уменьшаемое?
  • Год назад Ире было 5 лет. Сколько лет ей будет через 3 года?
  • Два отца и два сына съели три апельсина. По скольку съел каждый из них?

Игра «Нумерация» ( Дети слушают число, затем один хлопает в ладоши столько раз, сколько в числе десятков, другой – сколько в числе единиц).

При работе с примерами: «Круговые примеры», «Кто быстрее?», «Найди ошибку», «Недописанный пример», «Математическое домино», «Яблонька» (дети должны снять с яблоньки только те яблоки, на которых записаны примеры, например с ответом 15). В устном счете можно использовать различные шифровки, карточки с примерами, таблицы, ребусы и т.д. «Наряди елочку». Вывешиваются два плаката с изображением елочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз — рисунок с новогодней игрушкой.

«Кто больше составит примеров?» Песочные часы ставятся на видное место. Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60, и записать в тетрадь. По истечении времени (3 мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.

«Кто считает лучше?». Класс делится на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встает. Тот, кто первым дает правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков.«Узнай слово». На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определенная буква. Буквы ставятся по порядку. Мы разгадали слово.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых принимают участие любимые герои сказок или мультфильмов.

Задачи с любимыми героями:

1) Когда Карлсон украл у домомучительницы 9 плюшек, то у нее осталось еще 14 плюшек. Сколько плюшек было у домомучительницы?

2) Один гном нашел в своей подземной пещере 15 изумрудов, а другой на 4 изумруда меньше. Сколько всего изумрудов получит в подарок Белоснежка? Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме.

Особенно ребята любят, когда весь урок проходит в игровой форме. Это такие уроки, как «Урок – сказка», «Урок – путешествие», «Урок – КВН».

В любой урок можно внести элементы игры. Например, на уроке решения задач учащихся класса надо разделить на несколько команд и провести соревнование. Команда, решившая большее количество задач поощряется хорошими отметками.

 Вместо традиционного опроса можно устроить блиц-турнир, где учащиеся в быстром темпе заканчивают фразу учителя. Например: 

1). 3 кг яблок стоят a р. Сколько надо заплатить за 7 кг таких яблок?

 2). За 4 ч автомат закрывает c банок. За сколько времени он накроет d банок?

3). b л молока разлили в банки по 3 л в каждую. После этого остались незаполненными k банок. Сколько всего было банок?

4). После того как Таня прочитала x страниц книги, ей осталось прочитать на 12 страниц больше, чем она прочитала. Сколько всего страниц в этой книге?

Закрепление изученного материала можно также проводить с элементами игры. Например, можно провести аукцион знаний. На обсуждение выставляются по очереди лоты (карточки с обозначениями различных математических величин – скорость, время, расстояние; формулы нахождения периметра квадрата, прямоугольника, треугольника, площади прямоугольника, квадрата). Задача учащихся – как можно больше сообщить о данном лоте (информация, выдаваемая учащимися, должна быть дозирована и являться логически законченным высказыванием).

Игровые формы, как методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие. А при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

 В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Использование на уроках игровых методик является важным средством воспитания и обучения. Часто в результате таких занятий неуспевающие ученики начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно.

В заключении можно сделать вывод, что использование игровых технологий в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету.

Список использованной литературы

  1. Кларин М.В. Игра в учебном процессе. // Сов. Пед., 1985, № 6 — с.57-61.
  2. Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений//Педагогический университет. «Первое сентября». 2005.  №22.
  3. Аргинская И.И. Методическое пособие к урокам математики в начальной школе.  М.: Центр общего развития, 2000. 108с.
  4. Асмолов А.Г. Системно- деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. ФГОС. Публикации. 2010.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика – Пресс, 1996 . 671с.
  6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.  М.: ИНТОР, 1996. 544с
  7. Есыреева А.П. Учите играя. // Начальная школа, 1988, № 10 — с.10-12.
  8. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников//Вопросы психологии. 1994.  №2.   с.64-77.
  9. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальной школе. Пособие для учителя.  М.: Просвещение, 1985.
  10.  
  11. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
  12. ФГОС: Начальное общее образование. М.: Просвещение, 2010
  13. Бобровская Т.П. Урок математики в системе развивающего обучения. //Начальная школа. 2010. №12 С.25.
  14. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 237с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка: «Применение инновационных технологий на уроках математики для развития творческой инициативы, мотивации учащихся с целью повышения качества обучения»

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и сред...

использование игровых технологий с целью повышения качества обучения

материал может быть использован при подготовке учителя к выступлению по данной теме....

План самообразования "Применение игровых технологий в начальных классах"

План самообразования учителя начальных классов Ушаковой Алёны Павловны "Применение игровых технологий в начальных классах" расчитан на 5 лет. В плане отражены цель и задачи, предполагаемые результаты ...

ПЛАН РАБОТЫ творческой лаборатории учителей начальных классов по теме «Системная интеграция информационно – коммуникационных технологий в целях повышения качества обучения.»

Цели: Проектирование, внедрение, изучение и распространение в работе учителей инновационных методик, приобщение преподавателей к использованию ИКТ в работе.Задачи работы творческой лаборатории по теме...

Использование современных образовательных технологий в начальных классах как средство повышения качества образования

Использование современных образовательных технологий позволяет повысить эффективность учебного процесса, помогает достичь лучшего результата в обучении, повышает познавательный интерес к предметам....

"Использование ИКТ - технологий в начальной школе как средство повышения качества обучения.

Выступление "Использование ИКТ технологий в начальной школе каксредство повышения качества обучения"...

Применение педагогических технологий в начальной школе как средство повышения качества обучения

В статье дается анализ современных педагогических технологий, их использование в учебном процессе и во внеурочной деятельности, а также результаты их использования....