Конспект урока математики по теме "Задачи на движение".
план-конспект урока по математике (4 класс) на тему

Вилюкова Татьяна Васильевна

Данная разработка содержит технологическу карту  урока математики в 4 классе по теме "Задачи на движение", УМК "Школа 2100".  Цель урока: научить анализировать задачи на движение и находить скорость удаления и скорость сближения.  Тип: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_zadachi_na_dvizhenie_4_klass.docx82.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока математики.
Класс: 4 Г.
Учитель: Вилюкова Татьяна Васильевна.
Программа: УМК «Школа 2100».
Тема урока:
 «Задачи на движение». 
Цели: Научить анализировать задачи на движение и находить скорость удаления и скорость сближения.
Задачи:  

  1. Закрепить умения учащихся решать задачи на движение, находить скорость удаления и скорость сближения, формировать умение решения уравнений содержащих смешанные числа, совершенствовать вычислительные навыки.
  2. Развивать мыслительные операции, память, речь, логическое мышление, познавательные     интересы, творческие способности, навыки письменных и устных вычислений.
  3. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, культуру поведения на уроке, интерес к изучению математики.

 Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.  

Оборудование: учебник «Математика» 4 класс Л.Г.Петерсон в 3-х частях, «Ювента», 2009 г., презентация к уроку, карточки с
заданиями, карточки «Светофор» с обозначением величин «Скорость», «Время», «Расстояние».

 Формируемые УУД:

Регулятивные УУД: определять самостоятельно цель учебной деятельности, искать средства её осуществления;

понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации; работать по предложенному плану, инструкции;  осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: помочь осознать необходимость умения строить формулы, использовать их в практической деятельности для рационального решения задач; содействовать развитию умения выдвигать гипотезы, анализировать свои действия и формулировать выводы; формировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, критично относиться к собственному мнению, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; предвидеть последствия коллективной работы.

Личностные УУД:

способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов; учить оценивать поступки, в том числе неоднозначные, как «хорошие» и «плохие», разрешая моральные противоречия.

Предполагаемые результаты деятельности:

умение самостоятельно решать задачи на движение;

умение строить формулы и использовать их для рационального решения задач;

умение ставить перед собой цель, принимать решение;

понимание необходимости использования эталонов для самопроверки, умение пользоваться алгоритмом самооценки;

умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

приобретают способность адекватно оценивать свои действия, выявлять и корректировать возникшие затруднения;

осознают необходимость умения согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться;

отрабатывают вычислительные навыки.

Этап учебного занятия

Время

Цель

Компетенции

Методы

Формы

Используемые цифровые

образовательные ресурсы

Знания

Умения

1.Организационный этап.

 

2 мин.

Настроить учащихся на работу.

Знать для чего звенит звонок.

Уметь самостоятельно готовиться к уроку.

Контроль.

Фронтальная.

                                       Деятельность учителя.  

Давайте, ребята, задачи решать,

Делить, умножать, прибавлять, вычитать

Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа!

Девиз нашего урока: Делайте себя сами сегодня и каждый день.

 ( Какие черты характера мы будем воспитывать в себе на нашем уроке?)

 Деятельность ученика.   

 

Для этого нужно много трудиться, учиться.

Трудолюбие, внимание, аккуратность

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

 

 

 

 

 

5 мин.

Обобщить полученные знания о правильных и неправильных дробях и

смешанных числах.                      

Закрепить знания о правильных и неправильных дробях и смешанных числах.              

Развивать  внимание, мышление, память.

 

Объяснительно-иллюстративный. Метод иллюстрации.

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.  

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

Учитель предлагает детям выполнить вычисления и обосновать свой ответ.

         - Два ученика у доски решают уравнения:          

         

          -  ( х +         ) =                                   (+х) –   =                 

 

 

Ученики находят ответ и дают обоснование своего решения.  

 

2 ученика решают у доски уравнения.

 

 


Весь класс выполняет вычисления.

+ +  ==1                              -  += =1 

 

+  + = =2                      +  - = 

 

 -  - =                           -  - = 

 

- Назовите результаты вычислений.

На какие группы можно разбить их?

Назовите мне правильные дроби из примеров, неправильные, смешанные числа.  

Какие числа не назвали?

Какие дроби называются правильными?

 Какие дроби называются неправильными?

Что такое смешанное число?

Какие числа называются натуральными?

Что обозначают натуральные числа?

Что обозначают дробные числа?

Чем отличаются натуральные числа от дробных чисел?

                 

Проверка решения уравнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильные, неправильные, смешанные, целые числа.

 

Дети называют дроби.

 

Дети дают определения.

 

   

Натуральные числа обозначают целые единицы, а дробные  числа - часть единицы.  

        Задачи-шутки          

  1. Какое колесо у машины не вращается при её спуске с горы?

 

  1. Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село?
  2. Автобус едет от города до аула 2 часа, а обратно 120 минут. Как объяснить такую разницу?

          Как вы считаете, что общего в этих шуточных задачах? Так кто догадался, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?

- Сегодня мы будем совершенствовать навыки свои умения решать задачи на все виды одновременного движения, составлять обратные задачи, развивать вычислительные навыки.

3. Этап воспроизведения учащимися знаний, умений и навыков, являющихся опорой для проведения и выполнения проверочных  упражнений.

9 мин.

Повторить  пройденное: формулы движения точек, построение чертежей.

Знать формулы

движения точек, нахождение скорости удаления и скорости  сближения.

Развивать умение анализировать формулы движения, читать схемы, чертежи.    

Частичнопоисковый, исследовательский.

 

Фронтальная работа, групповая работа.

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика  

-На столах у вас цветные кружочки, что они вам напоминают?  Этот светофор поможет нам вспомнить связи между величинами в задачах на движение.

График какого движения изображен на доске? Что можно узнать по графику? Что известно? Что нужно найти?

           

Групповая работа. - А сейчас я предлагаю вам разделиться на группы. Но, прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы в группе:  

 Умей слушать других.

 Если не согласен с мнением товарища - не кричи, не перебивай.

 Высказывая свою точку зрения, объясни, почему ты так считаешь.

  Будь доброжелателен к товарищам – вы делаете общее дело!  

Дети получают карточки с заданиями: составить чертеж движения точек по формуле. После выполнения задания, ведущие ученики, объясняют решение своей задачи в других группах.

 Х = 4 + 3 * t;    Х = 19 – 2 * t  

 

Х = 21 – 7 * t;    Х = 13 – 5 * t

 

Х = 6 +3 * t;      Х = 1 + 4 * t  

 

Х = 8 + 6 * t;   Х = 10 – 4 * t  

 

Какие числа использовали для записи формул? Что ы можем сказать об этих формулах?

 

Произойдет ли встреча?

 

После проведения консультации, работы учащихся выставляются на доску.

 

Дети самостоятельно решают задачи со слайдов  

 

Анализируют её, объясняют способ решения.

Светофор.  

Каждый ученик берет по три кружка и показывает кружок с символом другому ученику, тот рассказывает, как найти данную величину. Первый ученик проверяет по обратной стороне кружка, где записан правильный ответ. Затем учащиеся меняются ролями.  

 

  1. В этой задаче нужно найти расстояние между объектами за 3 часа, если они движутся со скоростью 4км/ч и 5км/ч. Для этого находим скорость сближения.
  2. Необходимо найти скорость объекта, для этого мы находим скорость сближения и из неё вычитаем известную скорость.

   

  1. Необходимо найти скорость объекта, для этого мы находим скорость сближения и из неё вычитаем известную скорость.

В этой задаче необходимо найти время встречи. Мы должны расстояние разделить на скорость сближения.

Натуральные числа, переменные х, t.  

1) Точки движутся навстречу друг другу и встречаются через 4 минуты в координате 10.

2) Точки вышли и движутся в противоположных направлениях, удаляясь друг от друга. Встречи не будет, они удаляются со скоростью 15ед/мин.

3) Точки движутся друг за другом  вдогонку, но встретиться не могут, так как вторая точка движется с меньшей скоростью.

4) Точки движутся в одном направлении, так как у 2 точки скорость больше, то через 4 минуты она догонит точку 1.

Что такое скорость сближения?

Что такое скорость удаления?

В каких случаях мы находим скорость сближения и скорость удаления?

Как мы находим скорость сближения?

Скорость удаления?

Дети в группах выполняют задания и поднимают руки, когда группа будет готова.

 

 

Группа выбирает ученика для проведения консультации.

 

Ведущий ученик проводит консультацию и вывешивает свою работу на доску.

4.Физминутка.

2 мин.

Научить выполнять  упражнения на релаксацию.            

Закрепить знания текста и порядка выполнения упражнений.

Развивать память, воображение.

 

 

Объяснительно-иллюстративный.

 

Фронтальная работа.  

 

.

 

Деятельность учителя  

Деятельность ученика  

        Быстро все ребята встали,          

Руки быстро все подняли,

Быстро хлопнули 5 раз,

А теперь морганье глаз.

Быстро-быстро поморгали

И ногами постучали,

 Быстро влево наклонились

И сейчас же распрямились!

Вправо-влево 10 раз –

Отдохнул уставший класс.

 

Учащиеся проговаривают слова хором и и выполняют соответствующие движения

 

 

 

 

 

 

5. Этап выполнения учащимися различных заданий, задач, упражнений, проверка выполненных работ и обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.  

15 мин

Проверить понимание нового материала

пп

Закрепить умение находить скорость сближения и скорость удаления. Развивать навыки решения задач, уравнений

ппаапапааапп

Репродуктивный

Самостоятельная

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Из двух городов, расстояние между которыми равно 65 км, выехали одновременно в противоположных направлениях два автомобиля. Один из них шел со скоростью 80 км/ч, а другой – 120 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут автомобили через 3 часа после выезда?

Как движутся объекты?

Произойдет ли встреча?

Какую скорость будем находить?

Как её можно найти?

Что такое скорость сближения?  Что такое скорость удаления?

 

Проверка по карточкам по вариантам (взаимопроверка)

 В карточках соедините стрелочкой схему с подходящим выражением, которое будет решением данной задачи.

Кто безошибочно справился с этим заданием? Кто допустил ошибки? Индивидуальная карточка с задачей на движение.

Доп.задание

Дети самостоятельно выполняют блиц турнир и производят взаимопроверку. Дети подсчитывают количество правильных и неправильных ответов и выставляют себе отметку.

Встали те, кто работу выполнил на 5- вы сегодня сдали экзамен.  Так держать!

Кто получил 4 .Молодцы! Вы на правильном пути!

У кого 3? Вам нужно подтянуться и приложить усилия.

Есть такие у кого 2? Вам нужна моя помощь !

Дети решают уравнение.

Дети читают вывод и хором повторяют, что называется скоростью сближения и скоростью удаления.

Дети выполняют блиц турнир и производят взаимопроверку

 

Дети самостоятельно решают уравнения,

а 2 ученика у доски и проверяют правильность решения.

6. Этап подведения итога урока и домашнего задания. 

5мин.

Научить детей анализировать свою деятельность и определять

место знаниям в учебном процессе.

Учить детей мыслить и анализировать свою деятельность.

Закрепить умение записывать домашнее задание и

определять своё место в учебном процессе.              

Частично-поисковый.

 

Фронтальная.  

Слайд №19,20,21.

 

Деятельность учителя

Деятельность ученика.  

Домашнее задание: с.128, № 12, 15, №16.

Что же за урок у нас с вами был?

Чему мы учились?

К чему мы стремились?

Какие черты характера воспитывали в себе?

Что же каждый из вас унесёт с сегодняшнего урока?

 

Оценивание детей. Выставление отметок.

 

Урок окончен!

Спасибо за урок!

Дети отвечают на поставленные вопросы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики "Формула одновременного движения" 4 класс по программе " Школа 2000"

Урок математики по учебнику Л.Г.Петерсон  был дан в 4 классе и посвящен решению задач по формулам одновременного движения....

Конспект урока математики в 4 классе по теме: "Формула одновременного движения"

Конспект урока математики в 4 классе по учебнику Л.Г.Петерсон. Тема: "Формула одновременного движения"...

Конспект урока математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс

Урок математики по теме "Решение задач на движение", 4 класс по УМК ""Начальная школа XXI века"....

Конспект урока математики. Тема :" Решение задач на движение"

Урок - закрепление с использованием ИКТ...

План-конспект урока. Математика 4 класс. Встречное движение.

Познакомить учащихся с задачами на движение....

Конспект урока математики : «Решение задач на движение»

Цель : закрепить и обобщить знания по решению задач на движение           развивать умения сравнивать , преобразовывать, самостоятельно моделировать з...

Конспект урока математики.Тема. Решение задач на движение. Урок-закрепление.

Цели и задачи урока: 1. образовательные1.1.Закрепить и систематизировать знания  учащихся  о  скорости, времени, расстоянии; формировать  вычислительные  навыки, навыки...