Рабочая программа математика 3 класс
рабочая программа по математике (3 класс) на тему

Громова Светлана Александровна

Рабочая программа  ОС "Гармония" математика 3 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Pictures\2017-09-14 мат\мат 001.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной программы в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования и авторской программы  под редакцией Н.Б.Истоминой  (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2011 год) к учебнику Н.Б.Истоминой  «Математика» 3 класс (Смоленск, Ассоциация XXI век, 2013 год) для 3 класса общеобразовательных учреждений без изменения ее содержания. Гриф рекомендовано Министерством образования и науки РФ. Авторская программа рассчитана на 136 часов в год –

4 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

В основе начального курса  математики выражается необходимость целенаправленного и систематического формирования приемов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения в процессе усвоения математического содержания.

Овладев этими приёмами, учащиеся могут не только самостоятельно ориентироваться в  различных системах знаний, но и эффективно использовать их  для решения практических и жизненных задач.

Концепция обеспечивает и учитывает психологические особенности младших школьников  и специфику учебного предмета «Математика», который является испытанным и надежным средством  интеллектуального развития учащихся, воспитания у них критического мышления и способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

 Нацеленность курса математики на формирование  приёмов умственной деятельности позволяет на методическом уровне (с учётом специфики предметного содержания и психологических особенностей младших школьников) реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация,  учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка),  и создать  дидактические условия для овладения универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными), которые необходимо рассматривать как целостную систему, так как происхождение и развитие каждого действия определяется его отношением с другими видами учебных действий, в том числе и математических, что и составляет сущность понятия «умение учиться» и учить мыслить.

В связи с этим в начальном курсе математики реализован целый ряд методических инноваций, связанных с логикой построения содержания курса, с формированием вычислительных навыков, с обучением младших школьников решению задач, с разработкой системы заданий и пр., которые создают дидактические условия для формирования предметных и метапредметных умений в их тесной взаимосвязи.

Особенностью курса является логика построения его содержания. Курс математики построен по тематическому принципу. Каждая следующая тема органически связана с предшествующими, что позволяет осуществлять повторение ранее изученных понятий и способов действия в контексте нового содержания. Это способствует формированию у учащихся представлений о взаимосвязи изучаемых вопросов, помогает им осознать какими знаниями и видами деятельности (универсальными и предметными) они уже овладели, а какими пока ещё нет, что оказывает положительное влияние на познавательную мотивацию учащихся и целенаправленно готовит их к принятию и осознанию новой учебной задачи, которую сначала ставит учитель, а в последствии и сами дети. Такая логика построения содержания курса создаёт условия для совершенствования УУД на различных этапах усвоения предметного содержания и способствует развитию у учащихся способности самостоятельно применять УУД для решения практических задач, интегрирующих знания из различных предметных областей. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Вариативность учебных заданий, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у них положительного отношения к школе (к процессу познания).

В основе составления учебных заданий лежат идеи изменения, соответствия, правила и зависимости. С точки зрения перспективы математического образования вышеуказанные идеи выступают как содержательные компоненты обучения, о которых у младших школьников формируются общие представления, которые  являются основой для дальнейшего изучения математических понятий и для осознания закономерностей и зависимостей окружающего мира.

Особенностью курса является использование калькулятора как средства обучения младших школьников математике, обладающего определёнными методическими возможностями. Калькулятор применятся для постановки учебных задач, для открытия и усвоения способов действий, для проверки предположений и числового результата, для овладения математической терминологией и символикой, для выявления закономерностей и зависимостей,  то есть использовать его для  формирования УУД.

Во втором классе формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных) осуществляется в учебнике при изучении всех разделов  начального курса математики: 1) Признаки предметов. Пространственные отношения. 2) Числа и величины. 3) Арифметические действия. 4) Текстовые задачи. 5) Геометрические фигуры. 6) Геометрические величины. 7) Работа с информацией.

 Раздел «Геометрические фигуры» представлен в учебнике 3 класса следующими темами: Угол. Многоугольник. Прямоугольник. Квадрат. Геометрические фигуры: плоские и объёмные. Поверхности: плоские и кривые. Окружность. Круг. Шар. Сфера. Параллелепипед. Куб.

Раздел «Работа с информацией» является неотъемлемой частью каждой темы начального курса математики. В соответствии с логикой построения курса учащиеся учатся понимать информацию, представленную различными способами (рисунок, текст, графические и символические модели, схема, таблица, диаграмма), использовать информацию для установления количественных и пространственных отношений, причинно - следственных связей. В процессе решения задач и выполнения различных учебных заданий ученики учатся понимать логические выражения, содержащие связки «и», «или», «если, то…», «верно /неверно, что…», «каждый», «все», «некоторые»и пр.

Другими словами, процесс усвоения математики так же, как и другие предметные курсы в начальной школе органически включает в себя информационное направление . как пропедевтику дальнейшего изучения информатики. Направленность курса на формирование приёмов умственной деятельности ( анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение) в процессе усвоения математического содержания обеспечивает развитие алгоритмического и логического мышления, формирует у младших школьников представление о моделировании, что  оказывает положительное влияние на формирование УУД.  

Особенностью курса является новый методический подход к обучению решению задач, который сориентирован на формирование обобщённых умений: читать задачу, выделять условие и вопрос, устанавливать взаимосвязь между ними и, используя математические понятия, осуществлять перевод вербальной модели (текст задачи) в символическую (выражения, равенства, уравнения). Необходимым условием данного подхода в практике обучения является организация подготовительной работы к обучению решению задач, которая включает: 1) формирование у учащихся навыков чтения, 2) усвоение детьми предметного смысла сложения и вычитания, отношений «больше на», «меньше на», разностного сравнения (для этой цели используется не решение простых типовых задач, а приём соотнесения предметных, вербальных, графических и символических моделей); 3) формирование приёмов умственной деятельности; 4) умение складывать и вычитать отрезки и использовать их для интерпретации различных ситуаций.

         Технология обучения решению текстовых задач арифметическим способом, нашедшая отражение в учебнике 3 класса, включает шесть этапов: 1)подготовительный, 2) задачи на сложение и вычитание, 3) смысл действия умножения, отношение «больше в…,4) задачи на сложение, вычитание, умножение, деление 5) смысл действия деления, отношения «меньше в…», кратного сравнения, 6) решение арифметических задач на все четыре арифметических действия. Основная цель данной технологии - формирование общего умения решать текстовые задачи. При этом существенным является не отработка умения решать определенные типы задач, ориентируясь на данные образцы, а приобретение опыта в семантическом и математическом анализе разнообразных текстовых конструкций, то есть речь идёт не только о формировании предметных математических умений, но и о формировании УУД. Для приобретения этого опыта деятельность учащихся направляется специальными вопросами и заданиями, при выполнении которых они учатся сравнивать тексты задач, составлять вопросы к данному условию, выбирать схемы, соответствующие задаче, выбирать из данных выражений те, которые являются решением задачи, выбирать условия к данному вопросу, изменять текст задачи в соответствии с данным решением, формулировать вопрос к задаче в соответствии с данной схемой. и др.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение учащимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе
  • ; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
  • готовность целенаправленно использовать  математические знания, умения и навыки  в учебной деятельности и в повседневной жизни,  способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Изучение математики способствует формированию таких личностных качеств как любознательность, трудолюбие, способность к организации своей деятельности и к преодолению трудностей, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Метаредметные результаты:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;  

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе  его оценки  и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия  в материализованной, громкоречевой и умственной форме;  

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления

Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

- обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

- устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

Перечень учебно–методического обеспечения

Для учителя:

- печатные пособия

1.Истомина Н.Б. Математика. Пояснительная записка. Программа. Планирование. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2012

2. Истомина Н.Б. Уроки математической гармонии. Методические рекомендации. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2011

3.Истомина Н.Б. Шамырева Г.Г. Обучение младших школьников решению текстовых задач. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2006

-мультимедийные пособия

1.        Диск. Истомина Н.Б.  Обучение младших школьников решению текстовых задач. (Практикум автора)

2.        Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. Решаем задачи.3 класс.

3.        Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. Совершенствуем вычислительные навыки.3 класс.

-образовательные Интернет-ресурсы

•        Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений    общего и начального профессионального образования http://www.school-collection.edu.ru

•        Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru

•        Портал «Российское образование» http://www.edu.ru

•        Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru Портал «ИКТ в образовании» http://www.ict.edu.ru

Для учащихся:

1.Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013. Учебник.

2.Истомина Н.Б. Математика. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013. Печатная тетрадь  в 2-х частях.

3. Истомина Н.Б. Математика. Контрольные работы. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013.

4. Истомина Н.Б. Математика. Тесты. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013.

5. Истомина Н.Б. Математика. Учимся решать задачи. 3 класс. Ассоциация 21 век. Смоленск. 2013.

Дата

прохождения

Скорректированные

сроки

урока

Темы курса,

тематика уроков

Проверь себя! Чему ты научился в первом и во втором классах? (10ч)

Сравнение и составление числовых выражений, Признаки сходства

многоугольников. Углы, длина сторон, периметр многоугольника. Запись

равенств. Составление плана

Запись равенств. Сочетательное и переместительное свойства сложения.

Решение задач

 Вычислительные умения и навыки.

Поиск закономерностей

Плоские и кривые поверхности. Плоские и объёмные фигуры.

Классификация объектов. Поиск закономерностей. Выявление сходства и

различия числовых выражений

Решение задач. Вычислительные навыки и умения. Моделирование.

Перевод графической модели в символическую.

Таблица умножения с числом 9. Классификация. Поиск

закономерностей. Решение задач

Вычислительные умения и навыки. Решение задач. Составление квадрата

из частей. Перевод символической модели в графическую

Линии. Четырёхугольники. Измерение прямых углов угольником.

Составление заданных фигур из частей. Соотнесение схем и числовых

выражений

Таблица умножения с числом 8. Трёхзначные числа. Построение прямого

угла

Трёхзначные числа. Сравнение величин. Поиск правила

Контрольная работа № 1

Умножение. Площадь фигуры.

Сравнение и измерение площадей (11ч)

1.Представление о площади. Пары фигур с одинаковой площадью. Равносоставленные фигуры.

2.Решение задач. Выбор вопросов, на которые можно ответить, пользуясь данным условием. Поиск закономерностей числового ряда.

3.Решение задач. Умножение с числами 8,9, 1, 0

4.Сравнение площадей фигур с помощью мерок. Таблица умножения с числом 7. Смысл умножения.

5.Таблица умножения с числом 7. Сравнение площадей с помощью мерок

6. Сравнение площадей с помощью мерок. Таблица умножения с числами 9,8,7

7.Решение задач. Вычислительные навыки и умения

8.Таблица умножения на 5. Выбор мерок измерения площади по результату. Поиск правил составления таблицы.

 9.Решение задач. Поиск закономерностей. Таблица умножения.

10. Таблица умножения с числами 4, 3, 2. Решение задач.

Сочетательное свойство умножения (3 ч)

1.Знакомство с сочетательным свойством умножения  

2.Применение сочетательного свойства при вычислениях. Умножение  любого числа на 10

3. Применение сочетательного свойства умножения при решении задач

4.Контрольная работа № 2

Деление (6 ч)

1.Предметный смысл деления. Символическая запись деления. Название компонентов и результата деления.

2.Предметная и символическая модели деления. Взаимосвязь умножения и деления.

3. Взаимосвязь компонентов и результата умножения Правило.

4.Решение задач. Смысл деления.

5.Взаимосвязь компонентов и результата деления. Решение задач.

6.Решение задач. Смысл деления

Отношения (больше в..., меньше в…,  

увеличить в ..., уменьшить в ...) (4 ч)

1.Предметный смысл отношения «меньше в…»

2.Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков.

3. Решение задач.

5.Деление любого числа на 1, само на себя. Деление нуля на число. Невозможность деления на 0

Отношения «Во сколько раз больше..?», « Во сколько раз меньше..?»  

(кратное сравнение) (6ч )

1.Предметная и символическая модели. Предметный смысл кратного  сравнения

2.Решение задач. Выбор схематической модели.

3.Решение задач. Схематическая модель. Знакомство с диаграммой

4.Взаимосвязь умножения и деления. Кратное сравнение. Диаграмма

5.Решение задач. Совершенствование вычислительных умений и навыков

6.Способ действия при делении «круглых» десятков на 10 и на «круглые» десятки. Решение задач.

7.Контрольная работа №3 «Решение задач»

Порядок выполнения действий

в выражениях (10 ч)

1.Анализ числовых выражений. Правила. Классификация числовых выражений.

 2.Преобразование числовых выражений. Применение правил порядка выполнения действий. Решение задач.

3.Применение правил. Обоснование выполненных действий. Вычислительные умения и навыки.

4.Расстановка порядка выполнения действий на схеме. Вычисление значений выражений. Решение задач.

5.Составление числовых выражений. Вычисление их значений. Решение задач.

6.Решение задач. Сравнение числовых выражений.

7.Решение задач. Вычисление значений выражений.

8.Решение задач. Вычисление значений выражений  

9.Решение задач

10.Решение задач

11.Контрольная работа №4

Единицы площади (3 ч + 3)

1.Сравнение площадей с помощью мерок. Квадратный сантиметр, квадратный миллиметр

2.Квадратный дециметр, квадратный метр

3.Соотношение единиц площади.  Действия с величинами. Сравнение величин

  1. резерв

4.Соотношение единиц площади.  Действия с величинами. Сравнение величин

  1. резерв

5.Самостоятельная работа. Вычисление значений выражений.  

  1. резерв

6.Решение задач. Вычисление значений выражений  

Площадь и периметр прямоугольника (4 ч+2)

1.Периметр прямоугольника. Способы его вычисления. Взаимосвязь между длиной, шириной и площадью прямоугольника Постановка учебной задачи.

2.Вычисление площади и периметра прямоугольника в процессе решения задач. Решение учебной задачи.

3.Умения вычислять площадь и периметр прямоугольника. Решение учебной задачи. Самоконтроль.

4.Вычисления площади  и периметра прямоугольника. Решение учебной задачи. Самоконтроль.

Распределительное свойство умножения.

Умножение двузначного числа на однозначное. Решение задач (8 ч)

1.Предметная модель  распределительного

свойства умножения. Её анализ.

2.Усвоение распределительного свойства умножения

3.Усвоение распределительного свойства умножения

4. Использование распределительного свойства умножения  для  вычислений.

5.Решение арифметических задач.  Вычислительные умения и навыки  

6.Проверка усвоения распределительного свойства умножения и приема умножения двузначного числа на однозначное – самостоятельная работа

7.Использование     свойств  умножения при решении задач.

8.Контрольная работа № 5

Деление суммы на число.

Деление двузначного числа на однозначное.

Решение задач (5 ч)

1.Постановка учебной задачи. Поиск правила записи выражений. Табличные случаи умножения.

2.Прием устного  деления двузначного числа на однозначное.

3.Решение учебной задачи деления двузначного числа на однозначное.

4.Применение свойства деления суммы на число при решении арифметических задач.

5.Решение задач

Деление двузначного числа на двузначное.

Решение задач (3 ч)

1.Поиск приема  деления двузначного числа на двузначное .

2.Усвоение приема  деления двузначного числа на двузначное.

3.Решение арифметических задач

Цена, количество, стоимость.

Решение задач (5 ч)

1.Взаимосвязь понятий «цена», «количество», «стоимость».

2.Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость.

3.Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость.

4.Решение арифметических задач с величинами - цена, количество, стоимость. Самостоятельная работа

5.Контрольная работа № 6

Четырехзначные числа. Единица длины – километр.

Единица массы – грамм (11 ч)

1.Знакомство с новой счетной единицей – тысяча.

2.Чтение и запись четырехзначных чисел.

3.Чтение и запись четырехзначных чисел.

4.Чтение и запись четырехзначных чисел.

5.Нумерация четырехзначных чисел. Разрядный состав четырехзначного числа.

6.Единица длины – километр. Чтение и построение диаграмм.

7.Поиск закономерности. Расположение величин в порядке возрастания.

8.Чтение четырехзначных чисел. Запись числовых равенств  по данному условию.

9.Чтение и запись четырехзначных чисел, классификация чисел.

10.Контрольная работа № 7

14.Деление многозначных чисел на 10 и 100.

15.Единицы массы  –  тонна и центнер. Работа с таблицами и шкалами.

  1. резерв

16.Повторение и закрепление изученного материала

  1. резерв

17. Закрепление арифметических действий с именованными числами

Многогранники. Куб. Параллелепипед (2 ч)

1.Классификация геометрических фигур. Многогранник и его элементы.

2.Прямоугольный параллелепипед.

Пятизначные и шестизначные числа.

Решение задач (7 ч)

1.Анализ структуры многозначных чисел.    Классификация многозначных чисел. Таблица разрядов и классов.

2.Разрядный и десятичный состав многозначного числа.  Умножение на 1000.

3.Использование сочетательного свойства умножения и таблицы умножения при вычислениях

4.Сравнение многозначных  чисел.

5.Нумерация многозначных чисел.   Чтение   диаграммы.

6.Нумерация многозначных чисел.  Сравнение многозначных  чисел.

7.Решение арифметических задач.      Развертка куба  

Сложение и вычитание многозначных чисел. Решение задач (8 ч)

1.Подготовительная работа к изучению алгоритма письменного сложения  

2.Использование свойств арифметических действий  для сравнения числовых выражений

3.Алгоритм письменного вычитания

4.Сложные случаи вычитания многозначных чисел

5.Сложение и вычитание многозначных чисел

6.Сложение и вычитание многозначных чисел

7.Контрольная работа № 8

8.Куб и его элементы. Развертка куба

Единицы времени. Решение задач (3 ч)

1.Соотношение единиц времени  (1 ч = 60 с). Перевод из одних единиц времени в другие. Действия с величинами.

2.Арифметические действия с единицами времени.

6.Решение задач. Диаграмма

Проверь себя! Чему ты научился в 1-3 классах?  

(8 ч)

1.Рассмотрение наиболее сложных тестовых вопросов

2.Итоговые контрольные тесты

3.Работа над ошибками

4.Рассмотрение наиболее сложных заданий в контрольной работе

5.Итоговая контрольная работа

6.Работа над ошибками

7.Повторение и закрепление изученного материала

8.Повторение и закрепление изученного материала

9. Повторение и закрепление изученного материала

10. Повторение и закрепление изученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Математика" 2 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа с УУД и КТП "Математика" для 2 класса к УМК "Перспектива", авторы: В.Г. Дорофеев, Т.Н. Миракова....

Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа  по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).

Рабочая программа  2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...

2015 год Рабочая программа 1 класс по программе ПНШ ФГОС математика

Рабочая программа предмета  «Математика» составлена на основе:В соответствии с п. 6 ст.28 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» в компетенцию образова...

Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина)

Рабочая программа, математика, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Муравина), 2016-17 уч. год...

Рабочая программа "Математика 1 класс" по программе "Школа России".

Рабочая программа "Математика 1 класс" по программе "Школа России"....