Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.
статья по математике (1 класс) на тему

Кардаполова Юлия Станиславовна

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окружающий мир, и математические представления опосредованно связаны с этим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

В системе коррекционно-педагогической помощи детям с интеллектуальной недостаточностью важная роль принадлежит формированию элементарных математических представлений. Математика изучает реальный окружающий мир, и математические представления опосредованно связаны с этим миром.

Математическая подготовка дает ребенку возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности.

Органическое поражение центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза обусловливает нарушения психического развития. Формирование познавательной деятельности у ребенка происходит замедленно, отличается своеобразием и специфическими особенностями (В. Г. Петрова, Е. А. Стребелева). Снижение общей психической активности у детей раннего возраста с интеллектуальной недостаточностью приводит к ограниченности их жизненного опыта, недостаточности эмоционально-волевой сферы и поведения. Дети с интеллектуальной недостаточностью не испытывают потребности в познании, у них отмечается отсутствие интереса, внимания к предметам ближайшего окружения: они не удерживают взгляд на объектах, не рассматривают их (Н. Г. Морозова, А. А. Катаева). Чувственный опыт оказывается бедным и недостаточным. В свою очередь, успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Чувственное познание дает первичную информацию об объектах окружающего мира в виде отдельных наглядных представлений о них и осуществляется в результате прямого контакта ребенка, его органов чувств с познаваемым объектом. Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия качеств и разных количеств предметов у детей с интеллектуальной недостаточностью. Оказываются несформированными первоначальные представления о совокупностях, состоящих из однородных и разнородных предметов.

Отклонения в развитии восприятия как сложной психической деятельности обусловливают своеобразие этого психического процесса у детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности восприятия проявляются в замедленном темпе, узости объема, не дифференцировании (К. А. Вересотская, М. М. Нудельман, В. Г. Петрова, И. М. Соловьев, Ж И. Шиф). Предметы и явления, которые окружают малыша, воспринимаются им отрывочно, не происходит накопление опыта восприятия множественности предметов и явлений. Таким образом, к дошкольному возрасту дети не различают единственное и множественное число предметов. Предлагаемый математический материал они воспринимают фрагментарно, действуют не с группой предметов, а с некоторыми из них. Это неблагоприятно отражается на формировании представлений о множестве, что затрудняет процесс формирования количественных представлений.

Для овладения математическими представлениями необходим достаточный уровень развития практических действий с предметами. У детей с интеллектуальной недостаточностью первые действия — хватание и манипуляции — появляются со значительным опозданием, носят стереотипный монотонный характер, не направлены на выявление свойств  предметов (О. П. Гаврилушкина, А. А. Катаева, Э. А. Кулеша, Н. Д. Соколова). В дальнейшем отмечается моторная неловкость, недостаточная координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое. Это препятствует нахождению способов действий с группами однородных предметов, а также развитию ручного действия, которое имеет решающее значение на начальных этапах формирования счетной деятельности. Дети затрудняются осуществлять такие предметные действия, как перекладывание предметов, раскладывание на столе, выделение из множества отдельных элементов, объединение объектов в группу и расположение их в ряд. В дальнейшем без целенаправленной помощи взрослого действия не имеют положительной динамики, отмечается их непродуктивность, отсутствие ориентировки на свойства предметов в решении практических задач. Отмечается недостаточность функционирования и слаженной работы зрительного, слухового, тактильно-двигательного анализаторов. В исследованиях (В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова) установлено, что предметная деятельность у детей с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно не возникает, сенсорный и практический опыт не накапливается.

Для формирования элементарных математических представлений и использования их в повседневной практике необходим определенный уровень самостоятельности мышления, что обеспечивает понимание внутренних связей и зависимостей предметов, явлений окружающего мира. Представления о множестве, геометрических фигурах, числе, арифметических действиях составляют основу математической подготовки детей. Они отражают связи и отношения предметов внешнего мира и являются понятиями высокой степени абстрактности и обобщенности. Развитие мышления детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью происходит при речевом недоразвитии, недостаточности чувственного познания. Это затрудняет обнаружение и обозначение сущности явлений окружающего мира и связей между ними. По данным исследований (А. А. Катаева, С. Г. Ким, М. С. Певзнер, Т. А. Стрекалова, Г. В. Цикото), у детей отмечается качественное своеобразие в развитии мышления, не сформированность и слабость процессов обобщения, трудности протекания мыслительных операций. Дети не умеют обобщать собственный опыт действий с предметами, использовать его при решении аналогичных задач. Они оказываются не способными анализировать условия практической задачи. При решении повторяют непродуктивные действия, не используя метод проб (Е. А. Стребелева). Деятельность детей характеризуется отсутствием интереса к выполнению математических заданий, не целенаправленностью, низким уровнем самостоятельности, критичности к результатам (Н. Г. Морозова). Развитие ребенка приобретает специфические особенности, что неблагоприятно сказывается на формировании математических представлений, затрудняет освоение им социального опыта и адаптацию в окружающем мире.

Особенности проявляются в отсутствии умения выделять и группировать предметы по качественному признаку. Дети не владеют счетом или наблюдается неосознанный механический счет в прямом порядке, отсутствие обратного счета, а также «безытоговый» счет. В старшем дошкольном возрасте у детей с интеллектуальной недостаточностью обнаруживается прямая зависимость счетной деятельности от ярких внешних характеристик предметов и их пространственного расположения: при количественном сравнении групп предметов решающими выступают цвет, форма, размер, расположение в пространстве. Выявляются затруднения в понимании смысла простых арифметических действий и неумении их выполнять.

Преодоление указанных особенностей необходимо не только для формирования элементарных математических представлений, но и для социального развития каждого ребенка. Исследования (Л. Б. Баряева, Н. Г. Морозова, Н. Ф. Кузьмина-Сыромятникова, Н. И. Непомнящая, М. Н. Перова) показывают, что при овладении элементарными математическими представлениями происходит корригирующее воздействие на наиболее слабые стороны психической деятельности, отмечаются качественные изменения в познавательных процессах детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация специальной коррекционно-педагогической работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений предполагает учет своеобразного развития познавательной деятельности, индивидуальных особенностей и положительных возможностей каждого ребенка. Это будет способствовать накоплению жизненного опыта, освоению количественных представлений, что важно для ориентировки в окружающей действительности.

Успешное формирование элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью возможно в условиях целенаправленного педагогического процесса, в основе которого лежат следующие принципы.

-   Принцип комплексности

Предусматривает необходимость коррекционно-педагогического воздействия на все виды психической деятельности (познавательной и эмоционально-волевой) и социального поведения.

-   Принцип межпредметной связи

Формирование элементарных математических представлений у детей рассматриваемой категории осуществляется с учетом содержания всех разделов коррекционно-образовательной программы, которые создают основу для овладения математическими представлениями: сенсорное воспитание (цвет, форма, величина); формирование пространственных представлений; ознакомление с окружающим миром и развитие речи; музыкальное воспитание; физическое воспитание; изобразительная деятельность и конструирование.

-  Принцип системности и последовательности

Предусматривается взаимосвязь формируемых у детей представлений, последовательный переход от одних знаний к другим, от познания простого к более сложному, от прочно усвоенного к новому. Обеспечивается логика формирования математических знаний, установление связи между приобретаемым жизненным опытом и математическими представлениями. Процесс обучения осуществляется в соответствии с определенным планом поэтапно, при этом устанавливается связь каждого предыдущего этапа с последующим.

-  Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А. Н. Леонтьеву)

Предполагается учет особенностей структуры деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, представленной следующими компонентами (Э. К. Гульянц, В. А. Шинкаренко): мотивационно-целевым, операциональным, оценочно-контрольным. В процессе коррекционно-развивающего обучения большое внимание следует уделять поддерживанию интереса к выполнению практических действий, организации и контролю деятельности детей со стороны взрослого, формированию целенаправленной деятельности. Это достигается путем использования наглядности, практических действий, игровых приемов, значимых для ребенка игровых ситуаций.

- Принцип взаимосвязи практической, речевой и интеллектуальной деятельности по освоению математических представлений

Коррекционно-развивающая работа строится на основе единства практической, речевой, интеллектуальной деятельности детей дошкольного возраста.

Практическая деятельность под руководством педагога создает естественные условия для мотивированного речевого общения. Общение способствует овладению языком. Своеобразие развития различных сторон и функций речи обусловливает необходимость ее включения на всех этапах формирования умственных действий при выполнении практической деятельности. Ведется работа по уточнению и закреплению связи слова и зрительно воспринимаемого образа (форма, величина, другие свойства), происходит систематизация свойств на основе речи. Адекватность словесного обозначения является основой анализа воспринимаемого, способствует обеспечению формирования математических операций. Педагог использует специальные упражнения для приобретения ребенком умения понимать, по возможности словесно оформлять действия. При отсутствии речи у детей взрослый комментирует собственные действия и действия ребенка четкими и точными речевыми конструкциями. Предметы, которыми оперируют дети в специально созданной игровой ситуации, обеспечивают устойчивую мотивацию деятельности и являются источником недостающих детям знаний об окружающем мире, о назначении предметов, действий с ними. Предметная деятельность позволяет развивать сенсомоторную основу языка и мышления, компенсировать недостаточность жизненного, практического опыта, создавать естественные условия для овладения навыками социального взаимодействия. Практические действия играют ведущую роль в ознакомлении с предметами окружающего мира, расширяют познавательные возможности детей с интеллектуальной недостаточностью, служат средством, организующим и стимулирующим их мыслительную деятельность при направленном участии взрослого.

-   Принцип учета этапов формирования умственных действий

В теории поэтапного формирования умственных действий выделены составляющие, которые обеспечивают процесс их интериоризации (П. Я. Гальперин). Эти составляющие могут быть положены в основу педагогического процесса по формированию элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью (Л. Баряева, И. В. Чумакова). На первом этапе в процессе формирования элементарных математических представлений у детей создается мотивационно-ориентировочная основа деятельности, формируются сенсомоторные действия, направленные на овладение дочисловыми количественными представлениями (способы выполнения: совместные действия и по подражанию). На втором этапе осуществляются материализованные действия, отрабатываются практические действия в развернутом виде (способы выполнения: по подражанию и образцу). Работа по формированию до числовых количественных представлений завершается на третьем этапе на основе громкой речи. У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью нецелесообразно добиваться высших уровней интериоризации умственных действий. Поэтому достаточным является формирование умственных действий на уровне громкой речи в процессе рассуждений и планирования вслух (И. В. Чумакова).

-   Принцип социальной направленности знаний

У детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как правило, формируются знания, умения и навыки, близкие их опыту и возможностям. Это необходимо для обеспечения ориентировки детей в окружающей действительности, использовании знаний в других видах деятельности, в повседневной жизни. При отборе программного материала на каждом этапе работы целесообразно делать акцент на жизненно значимые для детей знания и умения.

-  Принцип научности и доступности

В содержании обучения принцип научности и доступности представлен знаниями из области элементарной математики, которые предлагаются детям в доступной форме в соответствии с их интеллектуальными возможностями.

-   Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

Создание благоприятных условий обучения возможно при учете познавательных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это позволяет преодолевать недостатки в развитии ребенка путем избирательного использования необходимых методов и средств; включать в образовательный процесс многоуровневое содержание программного материала.

-  Принцип педагогического оптимизма

Реализация этого принципа в коррекционно-образовательном процессе обеспечивает учет достижений каждого ребенка, ориентировку на его позитивный потенциал с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. При этом под способностью к обучению понимают не столько освоение предматематических знаний, сколько способность к освоению доступных ребенку, социально и личностно-значимых навыков жизненной компетенции. Это будет способствовать его адаптации в окружающей среде и формированию самостоятельности.

В коррекционно-педагогической работе по формированию элементарных математических представлений делается акцент на решение следующих задач:

1.        Формирование интереса, потребности в математической деятельности, стимулирование познавательной активности.

2.        Обучение практико-ориентированным элементарным математическим знаниям и умениям в объеме программы

3.        Коррекция и развитие:

-  сенсомоторной сферы;

- речи (введение в пассивную и активную речь элементарных математических терминов);

- мышления, внимания, памяти

а) На занятии дети знакомятся с сенсорными эталонами, признаками, по которым происходит упорядочивание, систематизация предметов, учатся их называть, группировать предметы по заданным признакам; выполняют сенсорно-перцептивные действия, направленные на обследование предметов. Это важно для адекватного восприятия объектов, выделения необходимых признаков, их использования для решения задачи. Сенсомоторные функции являются основой формирования математических представлений. Педагог осуществляет работу по стимулированию зрительного и слухового восприятия, формированию межсенсорных координации. Используются простые упражнения и задания, конкретный наглядный материал, которые направлены на узнавание предметов и их зрительных образов, дифференциацию сходных предметов, зрительных образов, их различение по цвету, форме, величине; на развитие зрительно-моторной координации, слухового восприятия, слухомоторной координации. Проводится работа по развитию ручной и мелкой моторики.

б) Четкие представления могут возникнуть, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Важно создавать специальные условия для формирования правильного соотнесения образа восприятия со словом, способствовать активному включению собственной речи в практические действия детей. Такая работа важна для накопления запаса слов, обозначающих предметы, их качественные и количественные признаки, количественные отношения; обогащения значения слов, адекватного использования лексики при построении собственных речевых конструкций. Это поможет детям использовать элементарную математическую терминологию на занятиях, в других видах деятельности и повседневной жизни.

в) Организуется работа по формированию наглядно-действенного мышления, мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, сериации. В основе формирования наглядно-действенного мышления лежит развитие ориентировочной деятельности при решении практических задач. В процессе совместной деятельности со взрослым ребенок усваивает простейшие виды практических действий и необходимые для их осуществления ориентировочные действия. На первых этапах обучения проводится работа по формированию действий восприятия, направленных на обследование и выявление внешних свойств предметов, и интеллектуальных действий, выявляющих связи и отношения между предметами.

4.        Воспитание:

-  умения сотрудничать в процессе осуществления совместной познавательной деятельности;

-   самостоятельности;

- положительных личностных качеств: целенаправленности, умения закончить начатое дело, трудолюбия, способности к волевым усилиям и др.

Занятия по формированию элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью имеют коррекционную направленность. Это обусловлено особенностями психофизического развития детей.

В исследованиях установлено, что у детей с интеллектуальным недоразвитием обнаруживается недоразвитие наглядных форм мышления. Это ограничивает обогащение имеющегося опыта новыми знаниями, а также затрудняет освоение учебного материала.

Познание детьми качественных и количественных отношений между предметами происходит при сравнении, сопоставлении предметов и групп предметов (множеств). Выполнение сравнения требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других. Форма, величина, пространственное расположение предметов и их частей являются внешними, хорошо воспринимаемыми признаками. Количество — особый признак, который не зависит от цвета, формы, величины, его надо выделить, абстрагировать от других признаков предмета.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений детей учат сравнивать объекты по одинаковым основаниям: цвет, форма, размер. Например, задания на разделение группы предметов по какому-то признаку (большие и маленькие, красные и синие). Все игры типа «Найди такой же» направлены на формирование умения сравнивать. Детей учат выделять признаки, опознавать предметы. Умение выделять качества объекта, сравнивать предметы по одинаковым основаниям ребенок может использовать для решения жизненных ситуаций, требующих сравнения.

Педагог учит детей производить простейшие обобщения, которые являются результатом их деятельности (эмпирические обобщения). Для подведения к таким обобщениям взрослый подбирает объекты деятельности, задает вопросы в специально разработанной последовательности, помогает делать обобщение. При формулировке важно учить правильно понимать математические термины. При подборе материала следует помнить, что признаки объектов должны быть явными, четкими.

Работа по формированию мыслительных операций — анализа, синтеза, сравнения, обобщения — осуществляется в ходе выполнения специальных заданий как на занятиях по формированию элементарных математических представлений, так и в других видах деятельности детей.

В основе овладения математическими представлениями лежит выполнение ряда мыслительных операций — классификации, сериации — и понятие о сохранении количества. Поэтому в коррекционно-образовательном процессе значительное место отводится их формированию. Усвоение операций классификации, сериации и понятия о сохранении количества также важны для социальной адаптации детей, так как помогают приобрести, упорядочить, систематизировать собственный опыт.

Математические представления могут быть сформированы только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Для детей характерен низкий уровень общего речевого развития, который обнаруживается как в понимании обращенной речи, так и в активном ее использовании. Общая психическая инертность, слабое стремление к общению детей обусловливают необходимость проведения специальной работы по развитию речи в процессе формирования элементарных математических представлений. Учитель-дефектолог организует и направляет речевую деятельность детей. При выполнении действий с математическим материалом педагог комментирует их, словесно оформляет полученную информацию, стимулирует речевые высказывания каждого ребенка.

Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы можем сделать следующие выводы:

1.Принцип наглядности это один из самых известных и  понятных принципов обучения, использующийся с древних времен.  Первостепенное значение в обучении младших школьников математике имеет наглядность. Она отвечает психологическим особенностям детей, обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, создает внешнюю опору внутренних действий, совершаемых ребенком во время учения, служит основой для развития понятийного мышления. В наибольшей степени обеспечить принцип наглядности помогает дидактический материал, используемый на занятиях по математике ввиду того, что здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, чем в обучении другим предметам, а она содействует развитию абстрактного мышления.  В связи с различными дидактическими функциями и возможностями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Большую роль наглядным пособиям отводят учителя начальной школы, так как учащиеся  обладают наглядно-образным мышлением, неустойчивым, рассеянным вниманием, на уроках у них наблюдается повышенная утомляемость, в этом случае использование наглядных пособий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

2. Умственная отсталость  рассматривается как состояние общего недоразвития психики,  которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей обеспечивающих общий уровень интеллектуальности,  т. е когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Умственная отсталость рассматривается, как явление необратимое стойкое, но они поддаются обучению и в дальнейшем могут адаптироваться в социуме. При правильно организованном врачебном, психолого-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений отмечают положительную динамику в развитии детей. Система этих воздействий благоприятно влияет на адаптацию детей к процессу обучения в школах - интернатах. Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей: недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний; неустойчивость эмоций; состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами; переживания их неглубоки, поверхностны; у некоторых эмоциональные реакции неадекватны источнику;  иногда наблюдаются эмоциональные патологические состояния - эйфория, дисфория, апатия.                                                                                                                              В основу реализации принципа наглядности во вспомогательной школе положены общие правила, однако их применение отличается.  Это связано с тем, что у умственно отсталых детей резко нарушены процессы отвлечения и обобщения, им трудно оторваться от наблюдения конкретных предметов и сделать отвлеченный вывод или заключение, что необходимо для формирования того или иного понятия. Реализация принципа наглядности во вспомогательной школе осуществляется по этапам. Принцип наглядности важен и играет ведущую роль в обучении и развитии умственно отсталого ребёнка. Ведь на ранних этапах развития ребёнок мыслит образами больше, чем понятиями, поэтому она позволяет  организовать познавательную деятельность учащихся. Наглядность понятна,  доступна и облегчает процесс обучения, усвоение знаний. Важно правильно преподнести её ребёнку, научить видеть, понимать главное.  

3.Математическая подготовка дает ребенку возможность правильно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в нем, выполнять элементарные арифметические действия в игровой, трудовой, конструктивной, изобразительной, бытовой деятельности. Успешность формирования математических представлений находится в прямой зависимости от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок, насколько точны его представления об отношениях реальных предметов. Для овладения математическими представлениями необходим достаточный уровень развития практических действий с предметами. Учеными установлено, что предметная деятельность у детей с интеллектуальной недостаточностью самостоятельно не возникает, сенсорный и практический опыт не накапливается. Для формирования элементарных математических представлений и использования их в повседневной практике необходим определенный уровень самостоятельности мышления, что обеспечивает понимание внутренних связей и зависимостей предметов, явлений окружающего мира.  Организация специальной коррекционно-педагогической работы на занятиях по формированию элементарных математических представлений предполагает учет своеобразного развития познавательной деятельности, индивидуальных особенностей и положительных возможностей каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений у детей старшего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью, находящихся на индивидуально – дифференцированном обучении.

интегрированное занятие по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования для детей среднего школьного возраста с умеренной степенью умственной отсталости, находящ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей дошкольного возраста (6-7 лет). «Мы кладоискатели-морские математики».

Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, которые работают в воскресной школе (с дошколятами)...

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

Дидактические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей второй младшей группыДидактические игры, направленные на формирование элементарных математических пре...

Выступление из опыта работы «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в процессе использования игровой технологии»

Рассматриваются игровые технологии по математике, как часть педагогических технологий. Это игровая форма взаимодействия педагога и воспитанников через реализацию сюжета (игры, сказки, спектакля, делов...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Чтобы рационально построить  работу,по формированию математических представлений у обучающихся с ОВЗ, педагогу необходимо знать характер возникающих у них трудностей. Причиной затруднений мо...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной группы "Путешествие по стране Математики"

Цель: закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.Задачи:Закрепить умение выкладывать числовой ряд.Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.Упраж...