Проект на тему: «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»»
проект по математике (4 класс) на тему

Захарова Александра Сергеевна

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?

От англ. Modern - обновленный, современный, быстрый рост научных знаний; Обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. 

В свете недавнего заявления Дмитрия Медведева, министра Российской Федерации, о содействии Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (Послание Федеральному Собранию от 5 ноября 2008г.) вопрос разработки решений для дистанционного обучения стал особенно актуален. Инициатива направлена на модернизацию и развитие системы общего образования. 

Повышение качества образования является одной из основных задач нашего государства. Современный рынок информационных технологий каждый год предлагает инновационные решения для достижения поставленной цели и одним из них является использование интерактивной доски. Инновационное устройство функционирует на основе 4 компонентов: компьютера, мультимедийного проектора, соответствующего программного обеспечения и непосредственно интерактивной доски. 

В настоящий  момент  школе  приходится  конкурировать с  развлекательным  телевидением, не  всегда  познавательным  Интернетом за  внимание учащихся. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx81.98 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

 «Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board»

Разработал учитель начальных классов
Кукулевская Александра Сергеевна
ГБОУ Гимназия № 586
Василеостровского района

Санкт – Петербург

2017


Введение

За последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном процессе?

От англ. Modern - обновленный, современный, быстрый рост научных знаний; Обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. 

В свете недавнего заявления Дмитрия Медведева, министра Российской Федерации, о содействии Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (Послание Федеральному Собранию от 5 ноября 2008г.) вопрос разработки решений для дистанционного обучения стал особенно актуален. Инициатива направлена на модернизацию и развитие системы общего образования. 

Повышение качества образования является одной из основных задач нашего государства. Современный рынок информационных технологий каждый год предлагает инновационные решения для достижения поставленной цели и одним из них является использование интерактивной доски. Инновационное устройство функционирует на основе 4 компонентов: компьютера, мультимедийного проектора, соответствующего программного обеспечения и непосредственно интерактивной доски. 

В настоящий  момент  школе  приходится  конкурировать с  развлекательным  телевидением, не  всегда  познавательным  Интернетом за  внимание учащихся. 

Для  внедрения современных  педагогических  технологий служит  информатизация  учебного  процесса потому, так как мы  живем  в  век  высоких  компьютерных  технологий. Современный  ребенок  существует в  мире  электронной  культуры,  которая  накладывает  отпечаток  на  развитие его личности. Учителям  необходимо  направить внимание учащихся в полезное  русло – подготовить  детей  к  жизни  в  быстро  изменяющемся  обществе. Следовательно,  современны средства  обучения - информационно-коммуникационные технологии (далее – ИКТ)должны активно применяться учителями уже в начальной школе. В Профессиональном стандарте педагога, который вступает в силу с 1 января 2017 года, к современному учителю обозначены требования по владению ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности). В Стандарте обозначены необходимые умения: применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; трудовые действия: формирование навыков, связанных с ИКТ и формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики.

Среди технических новинок особое место занимает интерактивная доска – комплекс оборудования, позволяющий существенно разнообразить урок, сделать его информативно насыщенным, интересным для ребят, а процесс обучения – ярким, наглядным, динамичным. Спектр ее применения на уроках математики достаточно широк. Прежде всего, это великолепное дополнение к технологиям, которые уже применяются в образовательном процессе. Учитель может варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые шаблоны, а также более эффективно осуществлять обратную связь с учеником.

Поэтому ученикам необходимо знать, что это и уметь обращаться с ней на должном уровне. Учитель, применяющий на своих уроках современные технические средства обучения, пользуется уважением и популярностью у учащихся. Интерактивные доски SMART Board  предоставляют учителю и учащимся уникальную возможность сочетания компьютерных и традиционных методов организации учебной деятельности: с их помощью вы можете работать практически с любым имеющимся программным обеспечением и одновременно реализовать различные приемы индивидуальной и коллективной, публичной ("ответ у доски") работы учащихся. Таким образом, указанные проблемы определили область исследования и позволили сформулировать тему: Развитие наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики с использованием Smart Board.

Объект исследования: наглядно – образное мышление.

Предмет исследования: интерактивная доска SMART Board на уроках математики как средство развития наглядно – образного мышления.

Целью данного исследования является изучение особенностей работы с интерактивной доской, разработка фрагмент уроков по математике для учащихся 4 класса с использованием интерактивной доски и создание рекомендаций для учителя по работе с интерактивной доской.

В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:

1)​ Изучить понятие «наглядно – образное мышление»;

2)​ Изучить особенности развития наглядно – образного мышления у младшего школьника;

3)​ Изучить особенности работы с интерактивной доской;

4)​ Разработать фрагменты уроков по математике с использованием интерактивной доски для 4 класса по темам: «Решение задач на движение», «Решение уравнений», «Угол и его обозначение»;

5)​ Создать рекомендации для учителя по работе с интерактивной доской.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование интерактивной доскиSMART Board на уроках математики будет способствовать развитию наглядно – образного движения.

Методы исследования:

- теоретические (анализ литературы, архивных материалов, документации и продуктов деятельности)

- эмпирические (изучение и обобщение массового и индивидуального педагогического опыта)

- практические (беседа с учителем о владении интерактивной доской и качеством её использования на уроках математики)

Практическая значимость работы:

Данная работа будет актуальна для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, студентов педагогического колледжа и родителей.

Помимо теоретического материала в данной работе большая часть отведена практическим разработкам, которые апробированы на преддипломной практике в гимназии № 24 им. Крылова Василеостровского района.

Кроме разработок фрагментов урока, имеют место быть и четкие рекомендации, которые помогут учителю самостоятельно пользоваться всеми функциями интерактивной доски и воплощать все на уроках, а впоследствии и организовать работу в классе.

Вывод: ребенку необходима наглядная опора для того, чтобы решать не только математические задачи, но и для других школьных предметов, таких как окружающий мир ( при прохождении темы, к примеру, зерновые), литература (предположим иллюстрирование темы).

В школьном возрасте дети значительно легче воспринимают статичное изображение, чем динамическое. Понимание содержание требует развития абстрактного мышления и наличия определенных навыков восприятия. Следуя санитарным нормам использования интерактивных досок, лучше всего использовать 10-15 минут на уроке.

Фрагментарное построение обеспечивает подачу экранной информации порциями, соответствующими теме и задачам учебного процесса.

Изображение на экране видит одновременно весь класс. Каждый ученик может решить электронную задачу или задание на SMART Board по математике и это не предоставит много времени для учителя. Ведь стоит нажать на кнопку и все встанет на свои места. Что экономит время на уроке.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Интерактивную доску можно рассматривать как интегрирующий элемент аппаратно-программного комплекса, который позволяет быстро и эффективно визуализировать различные образы, схемы, графики, чертежи, существенно усилить деятельностную составляющую урока. Кроме того, комплекс позволяет протоколировать все действия, производимые учителем и учеником. И что немаловажно, после проведения занятия всегда можно просмотреть ход работы вплоть до каждого шага и распечатать нужные материалы, а если это необходимо, то и сохранить их для дальнейшей доработки и использования на других уроках.

Цель: разработка фрагментов урока по математике для учащихся 4 класса, способствующих развитию наглядно – образного мышления.

Задачи:

1.​ Провести диагностику на предмет владения интерактивными досками и умением пользоваться компьютером.

2.​ Подобрать задания по проходимым темам с использованием SmartBoard для проведения уроков;

3.​ Разработать серию фрагментов уроков по математике для формирования наглядно – образного мышления у учащихся начальной школы.

4.​ Провести разработанные фрагменты уроков математики во 4 классе.

5.​ Создать рекомендации для учителя по использованию интерактивной доски на уроках математики.

Практическая часть дипломного исследования была апробирована в 4 классе СОШ№24 им. Крылова города Санкт-Петербурга. До проведения серии уроков была организована диагностика на предмет владения интерактивными досками SmartBoard и умением пользоваться компьютером. 

 Диагностика на предмет владения интерактивными досками SmartBoard и умением пользоваться компьютером

Среди педагогов начальной и средней школы гимназии №24 имени Крылова было проведено анкетирование на предмет владения интерактивными досками SmartBoard и умением пользоваться компьютером. Так как в стандарте обозначены необходимые умения: применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы; трудовые действия: формирование навыков, связанных с ИКТ и формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики. Я решила узнать, а как же учителя владеют этими навыками и пользуются ли вообще.

Среди опрошенных учителей было выявлено, что все педагоги умеют пользоваться компьютером, а так же интерактивной доской. Но проходя по коридорам и наблюдая за тем, как проходят уроки, учителя в основном использовали как проектор интерактивные доски. Я думаю, что это уже устарело.

После прохождения моей практики пару учителей начальных классов подходили ко мне на консультацию по поводу того, как использовать функции этой доски. И я надеюсь, что переданные мною знания преподаватели будут передавать друг, другу обмениваясь свои опытом.

Фрагмент урока математики с использованием интерактивной доски.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Эскиз.

Открытие нового

На партах вы видите раздаточный материал, возьмите листок с задачей №1 и прочитайте условие задачи.

Из двух пунктов навстречу друг другу одновременно выехали два автобуса.  Скорость  одного  автобуса  45 км /ч,  а скорость другого автобуса 72 км /ч. Первый автобус до встречи проехал 135км.
Найдите расстояние между пунктами.

Что известно из условия задачи про автобусы?

Что можно сказать про первый автобус?

А известно ли нам, какое  расстояние до встречи проехал второй автобус?

Как вы думаете, во сколько действий будет решаться эта задача?

Что будем находить первым действием?

Что найдем вторым действием?

Ну и третьим действием ответим на главный вопрос задачи.

Приступаем к решению.

Решение

Первый способ решения
1) 135 : 45 = 3 (часа) – ехали автобусы до встречи.
2) 72 * 3 = 216 (км) – проехал второй автобус до встречи.
3) 135 + 216 = 351 (км) – расстояние между пунктами.
Ответ: 351 км.

Берут листы.

Читают условие задачи.

-Два автобуса двигались на встречу друг другу, одновременно выехав.( один из учеников у доски нажимает на фото автобусов на интерактивной доске.)

-то, что его скорость была 45 км/ч и до встречи проехал 135 км.( подписывает маркером)

-нет, известна только его скорость 72км/ч.(подписывает маркером)

-в три.

- время, которое ехали автобусы до встречи

-сколько километров проехал второй автобус до встречи

автобусы

Заключение.

Учеников привлекает новизна проведения подобных уроков. В классе во время уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Учащиеся самостоятельно работают с учебной, справочной и другой литературой по предмету, у них появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания, повышается самооценка.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять информационно-коммуникационные технологии с традиционными средствами обучения позволяет учителю создавать ту палитру красок, с помощью которой создается современный урок.

В заключении статьи хочется отметить, что обучение с помощью интерактивной доски мало чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Однако, прежде всего, любой урок с применением интерактивной доски должен иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех ваших проблем моментально. Использование интерактивной доски на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации.

Я непременно буду продолжать изучение новых возможностей доски , так как пройденная практика показала, насколько это интересно и эффективно для учеников начальной школы.

Список используемой литературы.

1)​  Сергеева В.П. Психолого-педагогические теории и технологии начального образования. [На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов и др.) установлено, что наиболее лучшим в отношении развития наглядно-образного мышления является младший школьный возраст, когда формируются основы личности ребенка.]Москва, 2002. c 125

2)​  Развитие мышления у детей. [.http://net22.ru/razvitie-myshleniya-u-detej-osobennosti]

3)​  Фот А.А. Особенности наглядно – образного мышления у учеников младшего школьного возраста [http://psychology-msk.ru]

4)​  Большая психологическая энциклопедия [http://psychology.academic.ru/)]

5)​  Как развить образное мышление у ребенка[http://www.kakprosto.ru/kak-895862-kak-razvit-obraznoe-myshlenie-u-rebenka#ixzz41fiksQPJ]

6)​  А.А.Люблинская «Учителю о психологии младшего школьника»[Мышление выступает, как стремление человека узнать то, что неизвестно, понять, осмыслить более глубоко то, что возможно, даже и известно, но знания о чем носят лишь поверхностный и неполный характер…]с182

7)​  Мышление и развитие логики у детей [http://refoteka.ru/r-208244.html]

8)​  В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко « Мозг, обучение, здоровье» [У учеников с таким складом мышления возникают трудности, так как в школе, в основном, им приходится работать без наглядной опоры…] c 200

9)​  Особенности развития мышления у школьников

[http://www.pomochnikvsem.ru/board/ehkspress_konkursy/vserossijskij_mezhdunarodnyj_konkurs_quot_pedagogicheskie_innovacii_quot/osobennosti_razvitija_myshlenija_u_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta_s_narusheniem_slukha/146-1-0-2011]

10)​  Развитие наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики [http://stud24.ru/pedagogy/opytnojeksperimentalnaya-rabota-po-razvitiju-naglyadnoobraznogo/276173-823484-page4.html]

11)​  Тихомиров О.К. « Психология мышления» [В исследованиях Н.Н.Поддьякова и его сотрудников ребенку предъявляли плоскую фигуру определенной формы, например вырезанного из фанеры гуся.]с 9

12)​ Наглядно – образное мышление[ http://womanadvice.ru/naglyadno-obraznoe-myshlenie#ixzz41aDmbe00]

13)​ Развитие наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики.(http://stud24.ru/pedagogy/opytnojeksperimentalnaya-rabota-po-razvitiju-naglyadnoobraznogo/276173-823484-page4.html)

14)​  Мухина В.С. Возрастная психология.[Учителя знают, что мышление у детей одного и того же возраста достаточно разное.] М.: Издательский центр  «Академия», 1998.)

15)​ Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

http://www.eti-deti.ru/shkolnik/100.html]

16)​ Развитие наглядно-образного мышления младших школьников на уроках математики.

[http://stud24.ru/psychology/issledovanie-naglyadnoobraznogo-myshleniya-u-detej/498379-1930369-page3.html]

17)​ Лось Т.Н. Интерактивная доска на уроках русского языка // Творческая педагогика. – 2011. - №3. – С. 85-3-93.

18)​  Упражнения для развития наглядно – образного мышления [http://pandia.ru/text/78/196/9565.php]

19)​ Соловьева А.Р. Интерактивность в условиях системного подхода к обучению как дидактическое средство достижения его целей / Автореф. дис. … канд. пед. наук. – Астана, 2008. – 26 с.

20)​  Словарь [https://ru.wikipedia.org]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения»

Данная работа раскрывает содержание деятельности педагога по формированию УУД посредством технологии «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературн...

Технология «Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения» (из опыта работы)

В данной презентации представлен опыт работы на методической конференции по  теме:«Развития критического мышления у детей младшего школьного возраста через уроки письма и литературного чтения».(с...

Развитие логического мышления у учащихся младшего школьного возраста.

В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Именно младший школьный возраст является продуктивным в развитии логического мышления....

наглядно-образного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

ВведениеЗа последние пять лет, мы часто слышим и произносим «модернизация образования». А что такое модернизация? Как она влияет на школьников? Для чего все это нужно в образовательном про...

Использование кругов Эйлера при формировании понятийного мышления у учащихся младшего школьного возраста на уроках русского языка и математики

Большая часть детей дошкольного и младшего школьного  возраста нуждаются в средствах облегчающих и направляющих процесс развития мышления. Этим средством является наглядность, при которой происхо...