Конспект урока математики "Умножение на 0 и 1", 2 класс
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему

elviradambaeva

Конспект урока математики "Умножение на 0 и 1" во 2 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_matematiki_vo_2_klasse_umnozhenie_na_0_i_1.docx19.52 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по математике во 2 классе по теме «Прием умножения 0 и 1»

                       Цель и задачи урока:

  1. Сформировать у учащихся понятие «умножение», умножение 0 и 1, замена одинаковых слагаемых умножением.
  2. Повторить в игровой форме понятия: «сложение», «вычитание», их компоненты, провести работу опережающего характера (знакомство с Пифагором, понятие «деление»);
  3. Развивать у учащихся математическую речь, память, мышление, внимание, расширять их кругозор, показать межпредметные связи, связь с жизнью;
  4. Воспитывать любовь к математике, умение самостоятельно работать, взаимопомощь, чувство дружбы.

Наглядность: портрет Пифагора, термометр, таблички: «сложение», «вычитание», «деление», «0», «1», индивидуальные пособия, карточки.

                                           Ход урока:

  1. Организационный момент.-

  Мы начинаем урок математики. Математику называют недаром  «царицей наук». Без знаний математического счета невозможно представить нашу жизнь. В переводе с древнегреческого языка слово математика означает «учится». Она нужна всем.

Читают ученики:

  1. «Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа».

                     2) «Без счета не будет на улице света,

  Без счета не может подняться ракета».

                     3)«Без счета письмо не найдет адресата,

    И в прятки сыграть не сумеют ребята».

        2) Поэтому на уроке сегодня вы должны быть очень внимательными, сосредоточенными, развивать свою математическую речь, память. Тему нашего урока вы назовете мне сами.

       3) каллиграфия цифр.

Как и любой урок математики мы начинаем с каллиграфии цифр. Пишите аккуратно, чисто и красиво.

                 «Цифра- это дверной замочек.

                    Сверху крюк, внизу кружочек».

А) Это цифра 6 (образец на доске).

   - Дайте характеристику числа 6.

Немного истории.

«древнегреческий математик Пифагор (показать его портрет и прочитать фамилию), который сделал очень много ценных для науки открытий и с которым вы более подробно познакомитесь в старших классах, считал число 6 удивительным числом, так как оно обладает замечательным свойством: получается в результате сложения или перемножения трёх чисел:

1+2+3=6       1*2*3=6

Таким свойством не обладает ни одно другое число».

   Б) добавим к числу 6 один десяток.

 - Какое число получили? 16

 - Что общего между числами 6 и 16?

 - Чем они отличаются друг от друга?

Прописываем: 6 6 6 6 6…… и 16 16 16 16……

4) Проверка Д.З.

«Математика- царица всех наук». У нее должны быть помощники. Очень важные, нужные, умелые.

- Какие это самые главные помощники?

- Четыре математические действия. И они сегодня у нас в гостях на уроке. Послушаем их. Самое первое действие – это сложение.

Это знак «Плюс»

                                          Ученица:

  1. «Чтобы правильно сложить,

   Надо правильно дружить.

   Если ссора сраженье,

   Не получится сложенья.

   Сложим стих, прибавим смех.

   Выйдет песенка для всех!

   За тобою и за мной,

   Запоет весь шар земной!»

Воспитательный момент:

  - Чему учит нас сложение?

(правильной доброй дружбе, помогать друг другу – тогда будет и общая песенка и общее дело).

  - Назовите ответы при сложении в домашней работе.

14+8=22 – ответ на доске.

36+8=44 – назовите компоненты при сложении.

58+8=66

90+8=98 – как найти одно из слагаемых?

  1. Вместе со сложением «рука об руку ходит» вычитание. Его знак: «Минус». С этими двумя действиями ребята знакомятся уже в первом классе.

                                      Ученица:

«Проходила наша Таня

 С малышами вычитанье.

 Вычитанье как понять?

 Надо что – нибудь отнять.

У Аришки – орешки,

У Маришки – матрешки,

У Андрюшки новый мяч.

Во дворе – и вой, и плачь.

Получился ответ:

Игрушки есть – подружек нет».

Воспитательный момент:

 - Чему мы не будем учиться у вычитания? Мы будем вычитать только числа на уроках математики.

 -Назовите компоненты при вычислении.

 -Как найти уменьшаемое? Как найти вычитаемое?

 -Назовите ответы при вычитании в домашней работе:

14-8=6 – ответ на доске.

36-8=28 – историческая справка!

58-8=50 – знаки «+» и «-» встречаются уже в рукописях 15 века.»

90-8=82.

  5) Математические диктант:

 - Запишите только ответы:

а) первое слагаемое 8, второе слагаемое 7, найдите сумму;

б) второе слагаемое 9, первое 5,найдите сумму;

в) сумма 13, первое слагаемое 6, найдите второе слагаемое;

г) уменьшаемое 15, вычитаемое 9, найдите разность;

д) разность 8, вычитаемое 4, найдите уменьшаемое;

е) уменьшаемое 11, разность 11, найдите вычитаемое.

- На доске ответы:

15, 14, 7, 6, 0, 12 – проверка.

   6) Физкультура (упражнения на дыхание и расслабление).

   7) Новый материал.

а) – назовите последнее число в математическом диктанте.(0)

назовите ему последующее число.(1)

- объясните запись на доске: а+0=а

                                                        а – 0 = а

- если мы к любому числу прибавим 0, то получится…(продолжи ответ).

- если мы от любого числа отнимем 0, то получится….

  б) – сегодня у нас на уроке присутствуют еще два героя, без которых нам не обойтись. Это ноль (нуль) и единица. Дадим им слово.

                                            2 ученика:

         «Вот это ноль – иль ничего.

         Послушай, сказку про него.

        Сказал весёлый круглый ноль,

        Соседке – единице:

      - С тобою рядышком позволь,

        Стоять мне на странице!

        Она окинула его,

        Сердитым гордым взглядом:

      - Ты ноль, не стоишь ничего.

        Не стой со мною рядом!

 Ответил ноль: - Я признаю,

        Что ничего не стою.

        Но можешь стать ты десятью,

        Коль  буду я с тобою.

        Так одиноко ты сейчас,

         Мала и худощава,

         Но будешь больше в 10 раз,

         Когда я стану справа.

         Напрасно думают, что ноль,

 - Мы считаем, что любое число будет больше чем ноль. Но это не так.

 - Где мы встречаем числа меньше нуля? (термометр).

 - Дадим слово единице:

                                    Ученица:

  «Начнем считать:

     Один, одна –

     Моя страна.

     Здесь наш родной,

     Любимый дом.

     Отчизна, Родина –

      У каждого из нас одна».

Воспитательный момент:

 - Как называется наша страна?

 - Как называется наша малая Родина?

 - Мы должны любить свою Родину, свой край.

  в) На доске запись:

1+1+1+1=4 (т.)   1*4=4 (т)

Послушайте задачу:

 «Учительница выдала 4 ученикам по 1 тетради. Сколько тетрадей она выдала?» (показать).

 - Как можно заменить сложение одинаковых слагаемых?

 - Что такое умножение? (правило).

0+0+0+0=0 (т.)                         0*4=0 (т.)

Послушайте задачу:

  «После урока математики 4 ученика сдали свои тетради на проверку. На партах не было ни одной тетради. Сколько тетрадей всего на этих партах?»

Тема урока: «Приёмы умножения 1 и 0»

 г) – Дадим слово «умножению». Это для арифметического действия. Мы только начинаем с ним знакомство. Его знак: «Умножение».

                                           Ученик:

«Гриб помножим на сосну,

Лист помножим на весну,

Теплый ветер – на зерно,

Землянику – на звено.

Множим солнце на лучи,

Всех мальчишек – на мячи,

Всех девчонок – на хи-хи,

Всех поэтов на стихи.

Выйдут тысячи чудес.

Выйдет лес до небес.

Город, поля, моря –

Выйдет целая земля!»

 д) – есть еще одно математическое действие, которое «дружит» с умножением. Мы с ним не знакомы, но оно тоже  очень важное и нужное. Это деление. Его знак: «Разделить». Дадим ему слово:

                                              Ученик:

      «Делим солнце!

        Чур, на всех!

         Делим дождик!

         Чур, на всех!

          Зиму белую на всех!

         Всё - на всех!

         Всё - на всех!

         Всё – на всех!

         Каждому достанется,

         И на потом достанется».

Воспитательный момент:

 - Чему учит нас деление? (делить на всех: и дома, и в классе).

 - Спасибо вам математические действия, что пришли к нам на урок.

7) Работа с учебником.

 - Мы продолжаем свою работу.

  а) – Открыли учебники на странице 45.

 - Прочитали первую задачу. Объяснили запись:

1+1+1+1+1=5                         1*5=5

  б) Прочитали вторую задачу. Объяснили запись:

0+0+0+0+0=0                                    0*5=0

  в) Какой сделаем вывод? (ответы учеников).

  г) стр.45 №1.

 - Прочитайте задание.

 - Что такое умножение? (правило).

 - Выполним с объяснением на доске:

1*3=3                0*5=0                    1*4=4                   0*6=0

1+1+1=3            0+0+0+0+0=?      1+1+1+1=4           0+0+0+0+0+0=?

 д) стр.45 №2.

 - Закончи выводы и приведи свои примеры.

9) Физкультминутка. (упражнение для глаз).

10) Повторение изученного.

     1) Устный счет.

       - работа с абаками:

  а) число, в котором 2 дес.5 ед., 7 дес.8 ед., 9 дес.6 ед., 8 дес.3 ед.

  б) предыдущее число: 87, 93, 50, 18.

  в) последующее числу: 56, 48, 36, 20.

   г) число, которое находится между числами: 75 и 77, 80 и 82, 35 и 37.

 - Работа над задачами. (показать знак действия и ответ).

  а) «В пассажирском поезде 10 вагонов, а в товарном составе на 7 вагонов больше. Сколько вагонов в товарном составе?»  17

  б) «У Саши было 17 марок, он подарил другу. Сколько марок осталось у Саши?»    10

  в) «На столе лежало 8 книг. Витя положил еще 5 книг. Сколько книг стало на столе?»   13

   г) «У Лены 6 тетрадей в клетку и сколько же тетрадей в линейку. Сколько всего тетрадей у Лены?»   12

          2) Опрос у доски и в классе:

     а) 1 ученик решает уравнение:

 х+8=20

 х=20-8

 х=12

 Проверка:

12+8=20

20=20

       б) 2 ученик решает примеры с проверкой:

  82-46=36    36+46=82     37+58=95      95-37=58

 - Все здания проверяются учениками класса.

2 ученика работают на карточках. (счет в пределах 20).

Остальные ученики в классе:

 - Самостоятельно записывают и решают 8 примеров со счетом в пределах 10. Используют карточки №1.

    в) Решение задачи с подробным разбором. Стр. 45 № 5 .

4+4+4=12 (р.)         4*3=12 (р.)

11) Заключительный этап урока.

 а) – Что нового вы узнали на уроке?

- Какие помощники к нам приходили?

 - Что получится при умножении 1 на любое число? А нуля?

 б) Д/з стр. 45 № 3 (объяснение учителя).

 В) – Спасибо за урок. Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...

Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...