Конспект урока математики «Решение задач творческого и поискового характера»
план-конспект урока по математике (3 класс)

Миколаенко Анастасия Алексеевна

Закрепить изученные приемы письменных вычислений, умения решать и составлять задачи изученных видов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_tvorcheskogo_i_poiskovogo_haraktera.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема

«Решение задач творческого и поискового характера»

Педагогическая цель

Закрепить изученные приемы письменных вычислений, умения решать и составлять задачи изученных видов.

Тип урока

Закрепление изученного материала

Планируемые результаты (предметные)

Владеть вычислительными умениями и навыками; пользоваться для объяснения и обоснования своих действий изученной математической терминологией; выполнять устно сложение, вычитание и умножение чисел; уметь решать задачи изученных видов, решать примеры на порядок действий.

Личностные результаты

Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: Уметь ставить учебную задачу; составлять план действий для решения учебной задачи; осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий.

Познавательные: Ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; уметь выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами; уметь устанавливать причинно-следственные связи; анализировать ход и способ действий; делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные: Уметь адекватно отвечать на вопросы; выражать свои мысли; работать в паре и сотрудничать в группе, отслеживая действия партнера; уметь импровизировать, анализировать и проявлять оригинальность; высказывать свою точку зрения и уметь ее обосновать; слушать других и уметь принимать их точку зрения.

Основные понятия и термины

Порядок действий, умножение, деление, уравнение.

Методы и формы обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная; Методы: словесный, наглядный, практический.

Образовательные ресурсы

Учебник «Математика» 3 класс 1 часть М.И.Моро, М.А.Бантова, м/м презентация, наглядности, карточки для самостоятельной работы

Этап урока

Виды работ

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг. момент

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие

2.Эмоциональный настрой

3. Проверка готовности к уроку

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок математики проведу у вас я. Зовут меня Анастасия Алексеевна.

-Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно, на урок торопит нас – Математика сейчас.

-Ты готов начать урок?

Ну-ка проверяй, дружок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ли правильно глядят?

Я желаю всем удачи.

За работу! В добрый час!

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает на урок, проверяет готовность к уроку, мотивирует на выполнение действий.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на урок.

II. Целеполагание

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

1. Постановка темы и целей урока

- Сейчас мы отправимся в морское путешествие. Но море не простое, а математическое. За время путешествия мы закрепим на морской узел знания таблицы умножения, деления и всего того, чему вы успели научиться!

- Ваша тетрадь на время всего урока превращается в бортовой журнал, записи в котором должны вестись очень аккуратно.

- Итак, сделаем первую запись: число, «Классная работа». Пора отправляться в путь, но, чтобы поднять якорь, необходимо выполнить следующее задание.

Сообщает учащимся тему и цели урока, дает указание записать число в тетрадь.

Принимают учебную задачу, записывают в тетрадь число, «Классная работа»

III. Устный счет

Цель: развитие вычислительный навыков, математической культуры.

1. Решение примеров

2. Решение задач

Задание - поднять якорь.

-На сколько 35 больше 5? (На 30)

-Найди сумму чисел 36 и 19. (55)

-Число 40 увеличить на 32. (72)

-Произведение равно 32, первый множитель 4. Найди второй множитель. (8)

-По 4 взять 6 раз. (24)

-Во сколько раз 6 меньше 18? (В 3 раза)

-В вагоне 9 купе по 4 места в каждом.  Сколько всего мест в вагоне? (36)

-Мама испекла 18 блинчиков с творогом, а с мясом 9 блинчиков. Во сколько раз блинчиков с мясом мама испекла меньше, чем с творогом? (В 2 раза)

-С одной яблони собрали 40 кг яблок, а с другой только 10 кг. На сколько больше килограммов яблок собрали с первой яблони, чем со второй? (На 30)

-В трёх классах 60 человек.  В первом 23 человека, во втором 17 человек.  Сколько человек в третьем классе? (20 человек)

Ставит целевую установку – решить примеры устно, для того чтобы выполнить первое задание.

Решают устно примеры на сложение, умножение, деление, решают задачи на кратное и разностное сравнение

IV. Закрепление знаний и способов
деятельности.

Цель: совершенствовать навыки решения задач на смекалку;

развивать внимание и логическое мышление.

1. Работа с учебником

-Вы отлично справились с заданием. Наш корабль в открытом море. А здесь подстерегают нас опасности. Впереди айсберг. Перед нами стоит задача избежать столкновения с айсбергом. Чтобы это сделать, необходимо выполнить следующее задание. Откройте учебники на странице 52, задание 1. Что необходимо сделать? (Решить примеры, соблюдая порядок действий)

-А давайте вспомним порядок действий в выражениях со скобками. (Если в примере есть скобки, сначала выполняем действие в скобках, а затем выполняем действия за скобками. Если нет умножения или деления, то выполняем действия по порядку слева направо)

-А каков порядок действий в выражениях без скобок? (Сначала выполняются действия умножения и деления по порядку слева

направо, а затем сложение и вычитание по порядку слева направо)

-Верно. Записываем в тетрадь №1.

Решаем предметы по столбикам.

12+38-33= (17)      55-(20+8)= (27)         42-16-20= (6)             8*3:6= (4)               3*(8:2)= (12)              36:9*7= (28)

(48-16):8= (4)         14+35:7= (19)            6*(20-16)= (24)         3*4:6= (2)                9*2:3= (6)                  6*4:8= (3)

- Благодаря вашей смекалке мы избежали столкновения с айсбергом.

Объясняет учащимся следующее задание, повторяет с учащимися правила решения примеров на порядок действий со скобками и без скобок; путем практического решения примеров закрепляют имеющиеся знания.

Принимают учебную задачу, вспоминают правила решения примеров на порядок действий со скобками и без скобок, решают цепочкой у доски примеры на порядок действий.

2. Решение математического ребуса

-Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет…

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах….

-А мы замечаем на гребне волны математический ребус.

Перед вами три примера. Ответ на каждый пример обозначает порядковый номер буквы в алфавите. Если вы правильно решите все примеры, у вас получится слово.

1) 8*3:2= (12, буква К)

2) 58-(6*8)= (10, буква И)

3) 5*(32:8)= (20, буква Т)

-Ребята, какое слово у вас получилось? (Кит)

Читает стихотворение, сообщает новое задание; предлагает решить примеры и отгадать слово

Решают примеры, определяют зашифрованное слово, осуществляют с учителем проверку решения

3. Решение задачи

-Кит приготовил вам задачу на с. 53, задача №13.

-Прочитайте задачу про себя.

-Ученик читает задачу вслух.

-О чем говориться в задаче? (О ящиках с яблоками и виноградом)

-Что известно? (Что масса ящика с яблоками и трех ящиков с виноградом равна 45 кг; что масса ящика с яблоками равна 15 кг)

-Что нужно узнать? (Чему равна масса одного ящика с виноградом)

-Какую тройку величин можем взять для краткой записи? (Масса одного ящика, количество ящиков, общая масса)

-Запишем краткую запись.

Масса 1 ящика

Кол-во ящиков

Общая масса

Яб.

15 кг

1 шт

45 кг.

В.

?

3 шт

-Повторим задачу по краткой записи.

-Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? (Нет)

-Почему? (Потому что нам неизвестно, сколько килограммов винограда в трех ящиках)

-А можем узнать? (Да)

-Почему? (Потому что нам известна общая масса фруктов и масса ящика с яблоками)

-Каким действием? (Вычитанием)

-Почему? (Для того чтобы узнать массу ящиков с виноградом, мы должны из общей массы фруктов вычесть массу яблок)

-А теперь можем ответить на главный вопрос задачи? (Да)

-Почему? (Потому что нам известна общая масса винограда и количество ящиков)

-Каким действием? (Делением)

-Почему? (Для того чтобы узнать массу одного ящика, нам нужно общую массу винограда разделить на количество ящиков)

-Сколько действий в задаче? (В задаче 2 действия)

-Что найдем первым действием? (Мы найдем массу винограда в трех ящиках)

-Что найдем вторым действием? (Массу одного ящика с виноградом)

-Запишем решение задачи:

1) 45-15=30 (кг) – масса 3 ящиков с виноградом.

2) 30:3=10 (кг)

-Запишите ответ задачи. На что нужно обратить внимание, чтобы правильно записать ответ? (На вопрос задачи)

-Молодцы, ребята! Вы отлично справились! Попрощаемся с китенком и продолжим плавание.

Дает целевую установку – решить задачу, для того чтобы продолжить путешествие. Задает вопросы по задаче, осуществляет полный разбор задачи, записывает на доске краткую краткую запись к задаче, проверяет правильность решения задачи.

Читают задачу, выясняют, о чем в ней говорится, определяют известное и неизвестное, отвечают на вопросы учителя, записывают краткую запись в тетрадь, самостоятельно осуществляют запись решения задачи в тетрадь.

4. Решение уравнений

-Плывем дальше, приближаемся к острову. Но есть какой – то сигнал опасности.  Заложены мины. Нужно обезвредить мины. Чтобы обезвредить их, мы должны решить уравнения №11 на с.53

-Решаем только верхние уравнения.

1) х:5=10

-На какое действие это уравнение? (Действие деления)

-Назовите компоненты деления. (Делимое, делитель, частное)

-Что нам неизвестно? (Делимое)

-А как мы можем его найти? (Чтобы найти неизвестное делимое, нужно частное умножить на делитель)

х=10*5

х=50

2) 28-х=28

-На какое действие это уравнение? (Действие вычитания)

-Давайте вспомним компоненты действия вычитания. (Уменьшаемое, вычитаемое, разность)

-Что нам неизвестно? (Вычитаемое)

-А как мы можем его найти? (Чтобы найти неизвестное вычитаемое, мы должны из уменьшаемого вычесть разность)

х=28-28

х=0

3) х-15=0

-На какое действие это уравнение? (Действие вычитания)

-Что нам неизвестно? (Уменьшаемое)

-Как мы можем найти неизвестное уменьшаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, мы должны к разности прибавить вычитаемое)

х=0+15

х=15

Предлагает учащимся решить примеры устно и письменно с записью на доске, объясняя и показывая полный порядок действий

Устно под руководством учителя решают примеры, затем решают примеры у доски, описывая полный алгоритм работы с выражением с порядком действий

Физминутка.

Цель: профилактика переутомления на уроке

1. Комплекс упражнений

-Мины обезврежены. Мы можем посетить остров. Кто же там живет? Там живут мартышки. Они предлагают провести с нами физминутку.

Включает аудио, предлагает под запись выполнить физминутку

Выполняют движения под аудиозапись

5. Решение примеров

-Плывем дальше, приближаемся к острову. Но все не так просто, как кажется. Впереди пираты. Чтобы победить пиратов, мы должны решить примеры на с.52.

Первые 2 столбика решаем устно, а остальные решаем на доске.

Устно: 5*9= (45)            9*3= (27)            4*9= (36)

             36:4= (9)             28:7= (4)             21:3= (7)

У доски: 1. 8*4-18:6= (29)

1) 8*4=32     2) 18:6=3      3)32-3=29

2. 32:4+3*4=(20)

1) 32:4=8     2) 3*4=12    3) 8+12=20

3. 24:3-2*4= (0)

1) 24:3=8    2) 2*4=8   3) 8-8=0

4. 47+4*3-18= (41)

1) 4*3=12    2) 47+12= 59    3) 59-18= 41

5. 51-32+6*3= (37)

1) 6*3=18     2) 51-32=19    3) 19+18= 37

6. 27:9+29-7= (25)

1) 27:9=3     2) 3+29=32     3)32-7=25

-Молодцы, ребята!

Ставит целевую установку – обезвредить мину. Для этого нужно решить уравнения. Проводит полный разбор решения уравнений, задает вопросы

Отвечают на вопросы учителя, повторяют компоненты математических действий: деления, вычитания, решают уравнения

6. Самостоятельная работа

-Морское путешествие продолжается и нас ждёт интересная встреча с … кем же?

Очень медленны движенья,
И "походка" - как скольжение,
В дом свой прячется от страха,
Хвост поджавши, ...
 (черепаха)

-Да, это морская черепаха. Она предлагает вам выполнить самостоятельную работу. Выполните на 53 странице задание 9 в тетради. Время на выполнение 5-7 минут.

-Давайте проверим, правильно ли вы решили самостоятельную работу.

Загадывает загадку, дает целевую установку – выполнить самостоятельную работу

Учащиеся отгадывают загадку, выполняют в тетради самостоятельную работу

VII. Рефлексивно-оценочный.

Цель: обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.

1. Обобщающая беседа

-А теперь подведем итог нашего урока.

-Чем мы занимались сегодня на уроке? (Закрепляли знания о правилах решения примеров на порядок действий, решали задачу, уравнения)

Задает вопросы, анализирует ответы учащихся

Отвечают на вопросы учителя

2. Рефлексия

-Посмотрите на доску. Я предлагаю вам выбрать начало любого высказывания и закончить его теми словами, которые больше всего вам подходят.

1.сегодня я узнал…         2.было интересно…

3.было трудно…              4.я выполнял задания…

5.я понял, что…               6.теперь я могу…

7.я почувствовал, что…  8.я приобрел…

9.я научился…                 10.у меня получилось …

-Наш урок подошел к концу. Было очень приятно с вами работать. До свидания!

Предлагает учащимся провести рефлексию, дополнив высказывание  

Выбирают высказывание и дополняют его

Учитель: ______________________

Методист: _____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз".

Устный счёт. 23, 16, 27, 24, 28, 25, 40, 9; 21- Посчитаем устно.- 16 увеличить на 7;- 30 уменьшить на 14;- Найти разность чисел 40 и 13;- Найти произведение чисел 3 и 8;- Найти периметр прямоугольника...

Конспект урока математики "Решение задач" 3 класс

Урок разработан учителем начальных классов НРМОБУ "ПСОШ №2" Бышовой Р.С. и расчитан на учащихся 3 классов. Представлены разные виды работы над задачей. Деятельностная направленность урока: научить дет...

Конспект урока математики : «Решение задач на движение»

Цель : закрепить и обобщить знания по решению задач на движение           развивать умения сравнивать , преобразовывать, самостоятельно моделировать з...

Конспект урока математики "Решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доле." 3 класс, УМК "Школа 2100"

Урок обобщения и повторения изученного.Целью данного урока является: закреплять понятие "доля", рассматривать решение задач на нахождение доли от числа, на нахождение числа по его доле....

Конспект урока математики "Решение задач", 2 класс

Разработан по УМК "Перспективная начальная школа"....

Конспект урока математики -Решение задач на нахождение пропорциональной величины-

Конспект урока математики -Решение задач на нахождение пропорциональной величины-...

Конспект урока математики «Решение задач в два действия - повторение»

На данном уроке происходит закрепление знаний и умений решать задачи в два действия....