Урок математики 2кл "Площадь фигур. Единицы измерения площади"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Обучающийся освоит новое понятие «площадь фигуры»,

 опробует различные способы сравнения площади фигуры «на глаз», «наложением одной фигуры на другую», с использованием одинаковых мерок.

Ребята выведут правило вычисления площади, закрепият его в виде формулы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ploshchad_figury.docx228.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики. 2 класс

Тема: Площадь фигур. Единицы измерения площади.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: ученик научится вычислять площадь квадрата, прямоугольника;

                     ученик получит возможность научиться вычислять площадь фигуры, составленной из прямоугольников.

Задачи:

1. Освоить новое понятие «площадь фигуры».

2. Опробовать различные способы сравнения площади фигуры «на глаз», «наложением одной фигуры на другую», с использованием одинаковых мерок.

3. Вывести правило вычисления площади, закрепить его в виде формулы.

Планируемые результаты:

Предметные:

Ученик получит возможность  использовать разные по размеру, но одинаковые по форме мерки для измерения площади фигур.

Метапредметные:

Познавательные: подведение под понятие через доказательство кодирование информации (работа с формулой), проведение аналитической работы при сравнении площади фигур.

Личностные: уметь делать выбор в ситуации неопределенности.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Мотивация к учебной деятельности

Положительный настрой на урок

Актуализация знаний и пробного учебного действия

- У вас на партах  конверты с геометрическими фигурами (три квадрата разных размеров, треугольник).  

- Назовите эти фигуры?

- Что можете о них сказать?

- Какая фигура лишняя? Почему?

- Найдите прямой угол в треугольнике.

- Какую работу можно выполнить с этими фигурами?

- Вычислите периметр этих фигур (парная работа)

(Самопроверка)

- Как находили периметр квадрата?

- Кто вычислял иначе? Как?

- Кто использовал оба способа для нахождения периметра квадрата?

- Как вычислили периметр треугольника?

- Что заметили?

- Какое правило помогло правильно найти значение числового равенства?

- Назовите единицы измерения периметра?

- Расположите эти единицы в порядке убывания.

- Какую длину измеряют в мм? см? дм? м? км?

Работа в парах (достают конверты с фигурами, отвечают на вопросы)

- Эти фигуры называются квадраты и треугольник.

- Квадраты имеют четыре стороны, четыре угла, четыре вершины. Все углы прямые. Квадрат можно назвать прямоугольником. У треугольника три угла, три вершины, три стороны.

Обучающиеся показывают прямой угол треугольника.

- Можно измерить стороны, вычислить периметр фигур.

Если ученики выполнили задание, предлагают помощь другим (после самопроверки).

10см + 10см + 10см + 10см = 40(см)

5см + 5см + 5см + 5см = 20(см)

1 см + 1 см + 1 см + 1см = 4(см)

10см х 4 = 40(см)

5см х 4 = 20(см)

1см х 4 = 4(см)

Ответы детей.

10см + 7см + 7см = 24(см)

- Слагаемое 7 повторяется два раза, поэтому сложение одинаковых чисел можно заменить умножением.

10см + 7см х 2 = 24(см)

- В равенствах без скобок первым выполняем действие умножение.

- Сантиметр, километр, миллиметр, дециметр, метр.

- Км, м, дм, см, мм.

- В мм можно измерить толщину учебника, длину ручки. В см измеряют ширину и длину тетради, учебника. Дм измерю длину и ширину парты. Км и м нужны для того, чтобы измерять растояние.

- Вычислите площади квадратов и треугольника. (Проблема урока)

Затруднение…

Выявление места и причины затруднения

- Почему не можете вычислить площади этих фигур?

- Какое возникло затруднение?

- Над какой темой будем работать на уроке?

- Какова цель урока?

-Мы не знаем что такое «площадь».

Составление таблицы "Знаю-Не знаю"

Знаю

Не знаю

1. Как найти периметр фигуры

2. В каких единицах измеряется периметр

 1. Как найти площадь фигуры

2. В каких единицах измеряется площадь

-Площадь фигуры.

-Узнать, что такое площадь фигуры, научиться ее измерять, познакомиться с единицами измерения площади.

Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы понимаете что такое «площадь»? Где вы встречались с этим словом?

- Из каких источников информации можем узнать значение этого слова?

Поиск информации учащимися самостоятельно.

Самопроверка (определение на доске)

На доске представлены три картинки.

D:\Скачка\gorod_amursk_2.jpg

                       Комсомольская площадь

D:\Скачка\комната.jpg

                            Жилая площадь

D:\Скачка\кв.gif

                          Площадь фигуры

- Какая картинка подходит к определению из словаря?

 

Ответы детей

- С помощью словаря, учителя, учебника, интернета (выявляют значение понятия «площадь»)

- Это величина, показывающая сколько места занимает фигура.

- К значению слова "площадь" подходит третья картинка - площадь фигуры.

- Площадь фигуры

- Площадь самого маленького квадрата.

- Наложили одну фигуру на другую

Реализация построенного проекта

- Закрасьте средний и маленький квадраты.

- Какую часть фигуры закрасили?

- Как называется величина, показывающая сколько места занимает фигура?

- Площадь какой фигуры меньше?

- Как узнали?

- Измерьте площадь большого квадрата, пользуясь меркой.

- Какие результаты получились?

- Что заметили?

- Почему так получилось?

- Как вы измеряли площадь квадрата?

- Как рационально посчитать количество маленьких мерок в большом квадрате?

- Как можно найти площадь фигуры?

- Кто может записать формулу нахождения квадрата?

- Внутреннюю часть.

- Эта величина называется площадь.

- Площадь маленькой фигуры меньше?

- Наложили одну фигуру на другую.

- Измерили "на глаз".

Самостоятельная работа

У одних ребят площадь большого квадрата равна ста маленьким, у других - четырем средним.

- Квадрат один и тот же, а измерения разные.

- Пользовались разными мерками.

- Посчитали количество мерок в каждом ряду. Видим, что ряды повторяются 10 раз. Можем 10 х 10 = 100 (мерок)

- Для того, чтобы найти площадь фигуры, нужно длину умножить на ширину.

S = а х b

Физминутка

Под веселую музыку пятиклассник показывает ребятам ритмичные движения, они повторяют.

Первичное закрепление

- Начертите квадрат со стороной 7 см. Вычислите площадь.

- Какой формулой воспользуемся?

- Чему равно а? Чему равна b?

- Как найти площадь квадрата?

- В каких единицах измеряется площадь?

- Как узнаем?

- Какие единицы измерения нужно сложить для того, чтобы узнать периметр?

- Что заметили?

- При нахождении площади фигуры сантиметры умножаем на сантиметры и получаем новую единицу измерения - квадратный сантиметр. Записывается она так: см2 .

- Какие еще единицы измерения площади известны в математике?

Возвращаемся к записи единиц измерения длины в порядке убывания

- Закончите запись:

км  м   дм   см   мм

                      см2  

- Допишите решение задачи.

S = а х b

(Проговариваем вместе и записываем в тетрадь) 

S = 7см х 7см

S = 49 ?

Затруднение

- Эту информацию узнаем у учителя.

- Если сложить см, получаем см. Если прибавляем дм, то получаем дм.

- Заметили, что единицы измерения одинаковые.

Затруднение

км  м   дм   см   мм

км2  м2  дм2   см2   мм2

S = 7см х 7см

S = 49 см2

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Найдите площадь прямоугольника, длина которого 3 см 2 мм, а ширина 2 см.

- Что заметили?

- Какую работу выполним?

- Запишите решение задачи.

(Самопроверка)

- Как 52 умножить на 20?

- Разные единицы измерения сторон.

- Приведем к единим измерениям длины.

3см2мм = 52мм

2см = 20мм

32мм х 20мм =

- 32 умножить сначала на 2, затем на 10. 32 возьмем два раза получится 64, умножим на 10 получим 640

32мм х 20мм =640(мм2 ).

Включение в систему знаний и повторения

- Вычислите площадь фигуры

- Как вычислить площадь этой фигуры?

Предлагаю желающим выполнить задание двумя способами.

Самопроверка

Самостоятельная работа

Разделить на прямоугольники, вычислить площадь каждой фигуры и сложить полученные величины.

У ребят получилось два варианта решения. Сравнить их.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что нового узнали на уроке?

- С каким новым понятием познакомились?

- На каком этапе урока почувствовали затруднение?

- Какие задания понравились?

- О чем бы еще хотелось узнать?

- Кого из ребят хотите поблагодарить за урок?

- Кто из ребят оказывал вам помощь на уроке?

- Предлагаю вернуться к таблице "Знаю-Не знаю".

- Выберите домашнее задание:

1. Найти площадь прямоугольника, ширина которого 4 см, а длина в 2 раза больше.

2. Найти площадь прямоугольника, ширина которого 4 см, а длина в 2 раза больше. Выразить единицы измерения площади в мм2 (мостик к последующим урокам).

3. Начертить прямоугольник  площадью 12 см2  . (Таких прямоугольников может быть несколько)

Ответы детей

Знаю

Знаю

1. Как найти периметр фигуры

2. В каких единицах измеряется периметр

 1. Как найти площадь фигуры

2. В каких единицах измеряется площадь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики по теме "Площадь. Единицы измерения площади", 3 класс. Презентация к уроку

Урок выстроен в рамках системно-деятельностного подхода, включает в себя практические работы по сопоставлению,  измерению площади фигур. В процессе работы возникают проблемные ситуации, требующие...

Урок математики 3 класс Тема: Площадь. Единицы измерения площади

Цели: 1. Сформировать представление о величине “площадь” и единицах измерения площади, способность к сравнению площади фигур “на глаз”, путем наложения, с использованием различ...

Урок 4 "Площадь. Единицы измерения площади"

Предмет: математикаУровень образования: основное общее образованиеТема: «Площадь. Единицы измерения площади».Тип урока: урок открытия нового знания.Форма проведения урока: фронтальная, инд...