Современные технологии на уроках математики в начальной школе.
статья по математике

Статья познакомит с современными технологиями на уроках математики в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии на уроках математики в начальной школе.

Известный дидактик, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Галина  Ивановна считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

  • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
  • содержания учебного материала;
  • применения современных обучающих технологий.

Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

Поэтому одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

      Современные подходы к   уроку - это личностно-ориентированный подход,   деятельностный  и   компетентностный. Идея личностно–ориентированного обучения позволят сохранить и развивать индивидуальные возможности каждого, деятельностного -  делать каждый урок продуктивным

с максимальным участием детей, компетентностный - предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

 

В своей работе наша начальная школа чаще  всего использует технологии: проблемного обучения, исследовательские, игровые,  проектной деятельности,  здоровьесберегающие.

Здоровьесберегающие технологии  способствуют формированию здорового образа жизни,  применяется во время урока  в виде физ. минуток.

При подготовке и проведении урока мы учитываем: дозировку учебной нагрузки; построение урока с учетом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, хорошая освещенность, чистота); благоприятный эмоциональный настрой; профилактика стрессов (работа в парах, группах, стимулирование учащихся); оздоровительные моменты и смена видов деятельности на уроке, помогающие преодолеть усталость, неудовлетворительность; соблюдаеморганизацию учебного труда (подготовка доски, четкие записи на доске, применение ИКТ). После выполнения задания ребёнок может встать из-за парты, показывая тем самым, что задание выполнено, и опять меняет своё положение….. Разноуровневые парты, за которыми дети работают стоя, в итоге,  в течении урока они меняют своё положение, в связи с чем меньше устают.

Проектные технологии применяются нами на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Особое внимание уделяем защите проекта-презентации, помогаем ученикам произвести самооценку проекта.

формируются необходимые качества:

  • деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей,
  • умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

Дети любят защищать проекты. Темы могут быть различны.

Игровые технологии

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает работу, помогает преодолевать трудности в обучении. Мы используем  их на разных этапах урока. Так в начале урока можно включить игровой момент «Определите тему урока  разгадав небольшой ребус», при закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения,  Так же используются  викторины, часы занимательной математики. Всё это направлено не только на формирование вычислительных навыков, но и на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.  Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчает сложный процесс обучения, способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Исследовательские методы в обучении - в них могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование у учащихся познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                          На уроках математики исследовательская работа проводится при нахождении периметра многоугольника, при нахождении доли. Над задачей исследование начинается на этапе осмысления текста, продолжается и дальше, если возникает необходимость. Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

Групповые и парные  технологии  включают в себя работу в парах, тройках, пятерках сменного состава. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Я очень часто применяю эту технологию на всех предметах, например: на уроке математики при нахождении периметра многоугольника дети работают в группах, применяя при этом и исследовательский метод. Затем выслушиваются все точки зрения.

Информационно-коммуникационные технологии

На сегодняшний день информационно – коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на учащегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам разделов курса математики.

Позволяют развивать у учащихся такие навыки:

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей.

- создавать благоприятный психологический климат;

- атмосферу взаимопомощи, толерантности.

Использование ИКТ на уроках математики мне позволяет:

 сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей;

 эффективно решать проблему наглядности обучения;

 расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;

Замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже пассивные учащиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: устный счёт, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля ЗУН. Приобрела энциклопедические программы из серии: "Открытая математика”, "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” и др.,использую ЭОР и ЦОР размещённые в Интернете.

       

       На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. И на этой технологии я хотела бы остановиться более подробно, т.к.  предусматривает системно-деятельностный подход, как об этом говорится в Федеральном государственном стандарте. Урок и обучение в целом оцениваются с точки зрения деятельности каждого ученика, учитель же в этих условиях становится организатором процесса получения знаний, а не источником информации.

        Академик Александр Львович Минц говорил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».

       Психологами доказано, что значительно лучше – скорее и прочнее – учениками усваиваются  те знания, которые были добыты собственными силами. Ведь еще древние говорили: «я слышу – и забываю, я вижу – и запоминаю, я делаю – и понимаю». Мы работаем по принципу «делаю».  Поэтому каждый учитель задаётся вопросами: где, когда и при каких условиях рождается мысль? Что может заставить ученика задуматься?

 Как сделать процесс обучения интересным, значимым для ребёнка? 

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций учителем, поэтому требует адекватного конструирования, дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций. Включает в себя активную самостоятельную деятельность учащихся по разрешению проблемы, в результате чего и происходит  творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Суть проблемного урока можно выразить так: «творческое усвоение знаний». Именно поэтому технология проблемного обучения является одной из ведущих технологий обучения во многих УМК.

И за счет того, что наши дети не получают знания в готовом виде, а открывают их сами как раз и формируется познавательный интерес, развивается мотивация, углубляется понимание. Эти технологии  эффективно действуют при использовании любого учебника.

При грамотном профессиональном применении, позволяют ученику усвоить материал качественно без многочисленных повторов. Много часов на изучение - это не решение проблемы. Современные ученики гораздо активнее реагируют на новизну материала и интересные формы его подачи. В активном мышлении они всё понимают и качественно усваивают. Просто нужно грамотно  применять новые образовательные технологии и доверять детям. Очень большая ошибка думать, что они чего-то не поймут, что им это еще рано. Естественно, что любой учебный материал надо подавать дифференцировано на возраст, но не ограничивать познавательную зону.

 «Позиция учителя - РЯДОМ, НО НА ШАГ ВПЕРЕД». Петерсон.

Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает чувство удивления и затруднения, которые буквально заставляют его выполнять вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Это и есть первое звено творчества – постановка проблемы.

Нетрудно догадаться, что дальше разворачивается второе творческое звено – поиск решения. Учёный выдвигает самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение. Это – открытие нового знания.

Но как отметил академик Алексей Михайлович Матюшкин, «мысль в голове исследователя рождается голенькой и понятной ему одному». Только в «одетом» виде она может стать достоянием других людей. Поэтому третье звено творческого процесса – выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным языком, используются, ранее усвоенные математические термины.  Таким образом, творческий акт завершается реализацией продукта. В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, диалектически, творчески; добытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочны.

           Специфика начальной школы такова, что на формирование  умений и навыков уходит больше всего времени, а это репродуктивные этапы урока.

На цель  «знания» в сравнении с основной школой, затрачивается времени гораздо меньше. И если упустить возможность творческого их введения и воспроизведения, то всё обучение становится репродуктивным. Отсюда – нежелание детей ходить в школу.

Преемственность же между начальным звеном и среднем должна заключаться в методике преподавании, особенно в «стыковом» классе, т.к именно в этом возрасте происходит нарушение дисциплины и отказ от учёбы. Чтобы изменить отношение учеников к знаниям, надо изменить условия приобретения этих знаний. Значит, как начальному звену, так и среднему - проблемное обучение совершенно необходимо, поскольку доля репродуктивной  учебной деятельности  и так велика. И благодаря развивающим моделям и системам, учителя нашей  начальной  школы работают проблемно и растят учеников думающих, творческих, активных. Вырастают дети, любящие и понимающие математику, даже при условии природной гуманитарной склонности.        Взаимопонимание учителей начальных классов и уч.-ей математики среднего звена нашей школы нашло отражение в качестве знаний уч-ся. При выходе из начальной школы качественная успеваемость детей моего класса составляла 70%, такой же она осталась на  конец 5 класса.

Вывод:  системная работа по использованию современных педагогических технологий приводит к тому, что ученики успешно учатся, участвуют в олимпиадах, научно-практических конференциях по предмету, снижен процент пропусков занятий по болезни, а также у слабых учащихся снижается порог тревожности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Перечислены приёмы работы с ИКТ в начальной школе....

Мастер класс на тему: Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках математики в начальной школе.

Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном процессе повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укрепле...

Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...

Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе

В этой статьерассказывается  о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученик...

Использование современных педагогических технологий на уроках математике в начальной школе

в этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе"

В этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...