«Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе».
статья по математике

Марина Николаевна Кобец

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kobets.docx54.35 КБ

Предварительный просмотр:

Кобец Марина Николаевна, учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 695 «Радуга» Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Тема выступления

 «Использование современных педагогических технологий

на уроках математики в начальной школе».

Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь».

(Китайская пословица)

1. Введение

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, повышения заинтересованности учащихся. Если осуществляемая ребенком на уроке деятельность для него не является значимой, если он скучает и равнодушен, то и проявить свои способности не может.

В концепции ФГОС общего образования выделен системно-деятельностный подход к образованию учащихся. Поэтому наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное,

коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Выбор технологии обучения и воспитания зависит от многих факторов (возраста учащихся, их возможностей, подготовленности и готовности учителя, наличия различных условий и т.д.). Приоритет следует отдавать продуктивным, творческим, исследовательским, проектным технологиям, но и другим.

Цель современного образования – воспитание и обучение всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Достичь этой цели мне помогают современные педагогические технологии.

2. Педагогические технологии

Практика показывает, что знать педагогические технологии недостаточно, их надо внедрять в течение продолжительного времени.

Педагогическая (образовательная) технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам.

Современные педагогические технологии:

  • технология критического мышления
  • здоровьесберегающие технологии
  • Информационно-компьютерные технологии (ИКТ)
  • технология учебного взаимодействия
  • технология проектно-исследовательской деятельности
  • технология личностно-ориентированного развития

- технология уровневой дифференциации обучения

-технология сотрудничества( групповая, работа в парах, в командах

  • игровые
  • информационно- коммуникативные
  • технология проблемного обучения
  • технология развивающего обучения

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые можно использовать при работе с учащимися начальной школы.

Например: технологии личностно-ориентированного, развивающего, дифференцированного, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно- коммуникативные, технология критического мышления.

В своей работе я чаще всего использую технологии проблемного и дифференцированного обучения, личностно-ориентированную технологию, проектную деятельность, игровые, ИКТ и здоровьесберегающие.

Требования к педагогическим технологиям

Любая педагогическая технология должна отвечать ряду требований:

 цели обучения должны быть диагностично поставлены, то есть они должны формулироваться через результаты обучения, выражены в действиях учащихся;

 должно обеспечиваться полное усвоение нормативного материала через обучающие процедуры;

 технология должна предусматривать сильную обратную связь и объективную диагностику учебных достижений учащихся;

3.Применение педагогических технологий на уроках в начальной школе, как средство повышения качества обучения.

3.1. Технология личностно – ориентированного образования.

Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения в воспитании, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка.

Работая по учебно-методическому комплекту «Школа России» (В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, М.М.Моро), убеждена в том, что он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала. Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников.

1)Включаю элементы личностно-ориентированного обучения:

 Вхождение в рабочий день.

Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться. Наше правило: «Хочешь обрести друзей – улыбайся!»

Приветствуя друг друга на первом уроке, мы хором все вместе говорим такие слова, сопровождая их показом:

Всем говорю я : «Здравствуйте,

С добрым утром, друзья.

День наступил прекрасный,

Потому, что в нем вы и я!»

 Создание ситуации выбора и успеха.

Создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата на

уроках и внеклассных мероприятиях также играет важную роль.

 Использование приемов рефлексии.

-Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- Что получилось лучше всего?

- Какие задания показались наиболее интересными?

2)Технология обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа, работа в парах).

        Групповая работа, работа в парах - это уникальная форма организации обучения. У нее очень много положительных сторон:

  • способствует реализации воспитательных целей, приучая к ответственности, взаимопомощи;
  • повышает производительность труда учащихся, развивает познавательную активность, самостоятельность;
  • расширяет межличностные отношения детей.

Групповая форма работы может использоваться как при изучении нового материала, так и при закреплении, повторении, обобщении пройденного.

3) Технология разноуровневого обучения (дифференцированный подход)

Нельзя добиться успехов в обучении, если не использовать на уроке дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Возможно применение игровых приёмов, с помощью которых задаётся уровень сложности задания. Перед вами корабли, которые попали в шторм. Нужно их спасти, для этого выполнить задание, написанное рядом с кораблем. Выберите, какой корабль будете спасать. Труднее всего спасти большой корабль, полегче средний, еще проще - маленький. Но даже если будет спасать маленький корабль, всё равно будет польза. Каждый ученик выбирает один вариант. Если он ошибся с выбором, имеет право взять другой вариант. Игровая ситуация может изменяться (строим дом, спасаем бегемота и т.д.) Дифференциация на основе выбора способствует формированию прогностической самооценки. Еще до начала работы надо оценить свои возможности в его выполнении.

        3.2. Технология использования игровых методов.

В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения возможно работать творчески - уроки проводить разнообразно и увлекательно. Для формирования положительной мотивации на уроках,  необходимо применение дидактических игр.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, необходимая. Игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой. В современной педагогике игра, дидактическая игра используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия темы и даже раздела учебного предмета, а также как элемент более общей технологии.

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять.

В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

-         стимулируется познавательная деятельность

-         активизируется мыслительная деятельность

-         самопроизвольно запоминаются сведения

-         усиливается мотивация к изучению предмета

На уроках математики проводила следующие игры: «Вставь число»,«Найдите лишнее»,«Цепочка»,«Магические квадраты», уроки-путешествия, уроки с игровыми моментами, уроки- сказки и др.

3.3. Технология проектно-исследовательской деятельности

Создаю условия для организации исследовательской деятельности учащихся, обеспечения условий для раскрытия, развития и реализации способностей детей.
Исследовательская деятельность осуществляется определёнными методами и приёмами и опирается на исследовательские умения, среди которых выделяют следующие:
видеть проблему; 
вырабатывать гипотезу;
наблюдать;
проводить эксперимент;
делать умозаключения;
формулировать выводы и определять новые понятия

Метод проектов.

Проектная деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся рассматривается как составная часть современных педагогических технологий.

         Проект (от латинского - брошенный вперед) - это мысленное предвосхищение, прогнозирование того, что затем будет воплощено в виде  предмета, услуги, творческого акта или действия. Проект в начальных классах – это возможно.

В основе проектной деятельности  лежит освоение новой информации, что в определенной степени обозначает пути  продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения, от репродуктивного  к творческому.  Проектная деятельность позволяет решить  мою главную задачу как учителя –  активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности.

Участие в проекте это для ученика:

  • Принятие самостоятельных решений;
  • Умение ставить цель, задачи и задавать вопросы;
  • Умение работать в паре, команде;
  • Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;
  • Раскрытие индивидуального потенциала.

В основу проектной деятельности положена идея о направленности учебно-познавательной  активности школьника на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.  

А теперь отправляемся на урок математики. При выполнении проекта, нам необходимо поработать в группах.

Тема проекта: Задача.

Цель проекта: Создать поэтапную работу над задачей.

Задание: 1 группа - по ключевым словам составить задачу.

2 группа – сделать краткую запись к задаче.

3 группа – выполнить схематический чертёж к задаче.

4 группа – решить задачу.

Выполняя проекты, дети выполняют проблемные задания, которые требуют знания материала, где школьники приучаются творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения, стоящих перед ними задач. Объединенные в группы учащиеся, общаясь друг с другом, развивают умение слушать, думать и работать вместе, принимать решение. А значит, усваивают навыки демократического способа жизни, которые понадобятся в семье, на работе, в обществе.

3.4. Информационно- коммуникационные технологии

         Компьютерные технологии - мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность. Использование компьютерных технологий в образовательном процессе позволяет обеспечить переход от механического усвоения знаний к овладению навыками самостоятельного приобретения общеучебных знаний и ключевых компетенций, приобщает учащихся к современным приёмам работы с информацией. Компьютерные технологии могут способствовать раскрытию, сохранению и развитию индивидуальных способностей обучающихся, их личностных качеств; формированию познавательных способностей, целостной картины окружающего мира; стремлению к самосовершенствованию.

Не секрет, что уроки окружающего мира в большей степени, чем другие предметы, требуют наглядности для лучшего усвоения материала. Компьютер с его неограниченными возможностями позволяет использовать наглядность еще более качественно и эффективно: иллюстрирует авторский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательные путешествия. Творческий учитель, владеющий ИКТ, может подготовить богатейший материал к уроку.

Компьютерные технологии позволяют создать благоприятные условия на различных этапах урока. Так, наиболее гибко и эффективно при проверке домашних заданий осуществляется обратная связь. Можно быстро провести индивидуальное или коллективное тестирование.

При изучении нового материала компьютер помогает выдвигать проблему, организовывать поисково-исследовательскую деятельность. Учащиеся наблюдают, классифицируют учебный материал, сами приходят к выводам, участвуют в поисковой деятельности, находят новое в привычном. Они становятся исследователями, наблюдателями, экспертами, раскрывают тайны окружающего мира.

   Работа с компьютерными программами вызывает у детей повышенный интерес к предмету и усиливает мотивацию обучения, активизирует психические процессы, такие как восприятие, память, внимание.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного

материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации- это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

Вывод: при активном использовании ИКТ в начальной школе успешнее

достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения, повышается интерес к изучаемым предметам.

3.5. Здоровьесберегающие технологии

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:

• элементы индивидуализации обучения

• наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников

• интерес к учебе, желание идти в школу

• наличие физкультминуток

• наличие гигиенического контроля

¬ Гимнастика для глаз

¬ Пальчиковая гимнастика

¬ Физкультурные минутки

¬ Дыхательная гимнастика

¬ Точечный массаж

¬ Релаксация

Считаю, что наша задача сегодня - научить ребенка различным приёмам и

методам сохранения и укрепления своего здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель: как сохранить и укрепить здоровье. Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.

Использую проведение физкультминуток, дыхательной гимнастики, точечного массажа, пальчиковой гимнастики , эмоционального настроя и т.д.

4) На разных уроках предлагаю задачи со здоровье сберегающим содержанием:

Математика.

Решите задачу.
Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика? ( дети составляют краткую запись и записывают решение задачи).
– Можно съедать так много пирожных? Почему? 
– Какое правило надо соблюдать? (Правильно питаться)

Вывод: комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает работоспособность младших школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению их здоровья.

3.6. Технология проблемного обучения

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

Создание проблемных ситуаций на уроках, формулировка темы, цели и задач урока, - это один из способов развития творческого мышления младших школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

4) На уроках математики чаще использую проблемную ситуацию с затруднением.

Задачи с заведомо допущенными ошибками.
- Широко использую такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
- Иногда предлагаю 
“Найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю «Найти верное решение». Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.

Задачи с противоречивыми данными.

Например:

  • В комнате 4 мальчика и 3 девочки. Сколько животных в комнате?
  • В автобусе ехало 20человек. На остановке вышли 7 человек, а 12 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 3 часа?

Вывод.

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

3.7. Технологии развития критического мышления

На каждом этапе урока реализуются свои педагогические приёмы: составление Кластера, приём «Знаю-Умею-Хочу знать», пометки на полях, написание Синквейна, «Верные – Неверные утверждения» и др.

«Написание Синквейна»

Вспомните, что такое синквейн? (в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк и написанное по определенным правилам).

Какие правила существуют для его написания?

Правило построения синквейна:

1 строка– одно или два существительных, выражающих главную тему cинквейна.

2 строка– два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка– три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка– фраза, несущая определенный смысл.

5 строка– заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

При составлении синквейна, у детей развивается не только критическое мышление, но и образное. Данная форма работы направлена на развитие у учащихся творческих способностей.

Пример синквейна:

1.Контрольная работа.

2.Интересная, понятная

3. Пишем, строим, вычисляем.

4. Тетрадь для контрольных работ.

5. Математика.

4.Заключение

Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты).

Использование современных образовательных технологий на уроках окружающего мира и математики позволяет не только облегчить усвоение учебного материала, но и дает новые возможности для развития творческих способностей учащихся: повысить мотивацию учащихся к обучению; 
активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно; повысить качество наглядности в учебном процессе. 


Список использованной литературы:

  1. Ануфриев А.Ф., С.Н.Костромина        Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 1999.
  2. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/коллектив авторов; под ред. Бородовской Н.В. 2 изд., стер. – М.: КНОРУС, 2004
  3. Витковская И.М.        Как организовать групповую учебную работу младших школьников. – Начальная школа. – 1997. - №12.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М.ИНТОР.1996.
  5. Константинова Т. Г., Афонина Е. В. Использование ИКТ в преподавании различных школьных дисциплин. - М., «Просвещение», 2005. 154 с.      
  6. «Информационные технологии на уроках в начальной школе». Составитель О.В.Рыбьякова. Издательство Учитель. Волгоград 2008г.

7. Дичковская И.М. Инновационные педагогические технологии. – К., 2004.

8. Молоков Ю.Г., Молокова А.В. Актуальные вопросы информатизации образования // Образовательные технологии: Сборник научных трудов. -Новосибирск, ИПСО РАО.-1997.- 1. с.77-81. 

9.Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общ.ред. Кукушина В.С. – Ростов н/Д: издат. центр «МарТ»; Феникс, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.

Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи....

Использование современных инновационных технологий на уроках математики в начальной школе.

Применение современных инновационных технологий на уроках дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнк...

Использование современных педагогических технологий на уроке математики

Использование современных педагогических технологий возможно в широком спектре предметов. Данная статья рассматривает их использование на уроках математике в начальной школе....

Использование современных педагогических технологий на уроке математики

Данная статья посвящена использованию современных педагогических технологий на уроке математики....

Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе

В этой статьерассказывается  о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученик...

Использование современных педагогических технологий на уроках математике в начальной школе

в этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе"

В этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...