Использование современных педагогических технологий на уроке математики
статья

Стрыкова Татьяна Николаевна

Данная статья посвящена использованию современных педагогических технологий на уроке математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стрыкова Т.Н., учитель

ГБОУ школа-интернат №2 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Статья

Использование современных педагогических технологий на уроке математики

В последние годы российские школы начали переходить на новые образовательные стандарты, в основе которых  лежит системно-деятельностный подход. Это значит, что упор делается не на восприятие знаний в готовом виде, так, как они преподнесены преподавателем, а в процессе собственного осмысления темы, собственной деятельности. Таким образом, ученик не только изучает материал, но и приобретает универсальные навыки, которые помогают решать задачи вне зависимости от того, с каким предметом они связаны.

Данный подход позволяет не только эффективно усваивать материал, но и использовать современные педагогические технологии, формируя УУД.

Лихачев Б.Т. описал педагогические технологии как совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Педагогическая технология является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса.

Современные педагогические технологии направлены на то, чтобы активировать учеников и вовлечь их в процесс обучения.

Современные педагогические технологии в  условиях реализации ФГОС можно классифицировать следующим образом:

  • Информационно – коммуникационная технология;
  • Технология развития критического мышления;
  • Проектная технология;
  • Технология развивающего обучения;
  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Технология проблемного обучения;
  • Игровые технологии;
  • Модульная технология;
  • Технология мастерских;
  • Кейс – технология;
  • Технология интегрированного обучения;
  • Педагогика сотрудничества;
  • Технологии уровневой дифференциации;
  • Групповые технологии.

При таком обилии современных педагогических инструментов важно выбрать именно тот, который поможет достичь лучшего результата в обучении. Для того, чтобы сделать правильный выбор, необходимо принять во внимание следующие факторы:

  • Предметное содержание;
  • Цели урока;
  • Уровень подготовки ученика;
  • Возраст ученика;
  • Возможность удовлетворения их образовательных запросов.

Использование современных педагогических технологий возможно в широком спектре предметов, но в данном материале мы бы хотели рассмотреть примеры технологий, подходящих для использования в уроках математики в начальной школе.

Для иллюстрации применения современных педагогических технологий на уроках математики были выбраны три, наиболее распространенные технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии и игровые технологии.

Современные педагогические технологии: использование технологии проблемное обучение на уроках математики

Что такое технология проблемного обучения? В.Оконь в своей книге «Основы проблемного обучения» объясняет, что чем больше ученики стремятся в ходе своей работы попасть на тот путь, по которому идет исследователь, тем выше их результаты. Психологические основы проблемного обучения были разработаны Т.В.Кудрявцевым, А.М.Матюшкиным, З.И.Калмыковой и другими.[1] 

Технология проблемного обучения заключается в следующем: перед учеником ставится проблема, исследовательская задача. Цель ученика в данной ситуации – самостоятельно или с помощью педагога провести исследование и найти пути ее решения. Поиск пути решения может включать становление гипотезы, ее проверку, аргументацию, наблюдения и доказательства. Данная педагогическая технология эффективна на уроках физики при изучении законов, на уроках русской речи при изучении правописания и, конечно, на уроках математики при самостоятельном открытии математических формул и теорем.  

На уроках математики проблемные ситуации могут использоваться на различных этапах уроков, таких как:

  • Объяснение нового материала;
  • Закрепление пройденного материала;
  • Контроль успешности освоения материала.

Использование технологии проблемного обучения в математике не только помогает ученикам успешно освоить материал, но также помогает им овладеть умением критически мыслить, развивает творческих подход к решению поставленных задач и, что очень важно, мыслительные способности. А. В. Брушлинский отмечает, что мышление берет свое начало именно в проблемной ситуации, которая в процессе мышления переходит в осознаваемую человеком задачу.[2] 

 Использование технологии проблемного мышления на уроках  математики поможет ученикам лучше запомнить  многочисленных определения. Например, если речь идет об определении геометрической фигуры «овал». Для постановки проблемы можно использовать разноцветные вырезанные овалы разных размеров. При получении фигур ученик определяет, что общего между собой имеют эти фигуры и на основе общих характеристик с помощью учителя дает определение. Таким образом, постановка проблемы и ее последующее решение путем анализа позволяет более эффективно закрепить материал. В ходе поиска решения проблемы педагог может прибегать к активизирующим действиям, таким как вопросы, подчеркивающие важность объекта познания.

Подход к обучению с использованием технологии проблемного мышления может использоваться также и в заданиях с опровержением ложного суждения. Здесь задача для учеников становится еще более непростой, ведь для нее понадобится высокая наблюдательность и развитое умение анализировать. Примером такого задания может быть предложением ученикам теорем, некоторые из которых содержат ложные выводы.

Современные педагогические технологии: использование информационно-коммуникационных технологий на уроках математики

Использование информационных технологий или технических средств обучения (ТСО) во время уроков является одним из наиболее эффективных способов обучения – новые технологии позволяют облегчить усвоение материала, вовлечь учеников в процесс обучения и поднять обучение на качественно новый уровень. Уроки математики, предмета, оперирующего множеством абстрактных понятий, при правильном использовании ИКТ можно сделать более эффективными и запоминающимися, а объяснения материала – более ясным, четким и интерактивным.

Выбор ИКТ для использования на уроках математики огромен, он включает в себя такие направления как подготовка дополнительных дидактических материалов для распечаток с помощью программ пакета Microsoft Office, презентации, онлайн задания по математики со специализированных обучающих сайтов, использования пособий на CD и DVD дисках и многое другое.

Кроме того, введение ИКТ технологий в использование на уроках математики позволяет применить еще одну современную педагогическую технологию – игровую, о которой пойдет речь ниже.  

Современные педагогические технологии: использование игровых технологий на уроках математики

Использование игровых технологий на уроках помогает вовлечь ученика в обучение не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне, сделать урок запоминающимся и обеспечить хорошее настроении ученикам.

Один из самых простых примеров игры на уроке математики – игры в мяч. Мяч передается ученику, а одновременно с ним – задача на решение простого решения на сложение или вычитание. Мяч можно передать следующего игроку только после того, как был дан правильный ответ на математический пример.

Игровые технологии  могут сочетаться с другими видами технологий, например, ИКТ или проблемного обучения. Примером сочетания игровой технологии с технологией проблемного обучение может послужить заданий «Найди ошибку в утверждении», упомянутое раньше, в котором ученики ищут ошибку к теореме или формуле.

Информационно-коммуникационные технологии дают доступ к большому количеству игрового материала, такого как онлайн викторины и решение математических примеров в игровой форме.  

Использование игровых технологий на уроках математики, особенно в начальной школе, – важный компонент успешного проведения урока и усвоения материала, и, что немаловажно, залог того, что у учеников останутся положительные впечатления от урока.


[2] Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных педагогических технологий. Фрагмент урока математики.

Технология развития критического мышления. Постановка учебной задачи....

Использование современных педагогических технологий на уроке математики

Использование современных педагогических технологий возможно в широком спектре предметов. Данная статья рассматривает их использование на уроках математике в начальной школе....

Использование современных педагогических технологий на уроках математики . Многозначные числа. Разряды и классы.

Практическое использование современных технологий на уроке математике при изучении темы "Многозначные числа. разряды и классы" в 4 классе....

Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе

В этой статьерассказывается  о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученик...

Использование современных педагогических технологий на уроках математике в начальной школе

в этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...

Статья "Использование современных педагогических технологий на уроках математики в начальной школе"

В этой статье автор пишет о применении на уроках математики в начальной школе современных педагогических технологий, которые привлекают новыми возможностями построения любого урока, где ученики не ост...