Конспект урока по математике "Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"
план-конспект урока по математике (2 класс)

Турковская (Комлева) Анастасия Александровна
Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства со способом сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд;
совершенствование вычислительных навыков;
формирование умений составлять задачу по данному решению или по данной круговой схеме.
Планируемые  результаты
Предметные: 
уметь читать и записывать все однозначные, двузначные числа;
уметь записывать число в виде суммы разрядных слагаемых;
использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
выполнять сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд.
Личностные:
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
осознавать личностный смысл учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ

Тема урока: «Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд»

Дата:8 октября  2019г.

Школа: №148

Класс: 2 «Е»

Урок: 1

Время: 13:00-13:40

Кабинет: 204

Учитель: Ляпина О.В.                                                 Студент: Комлева А., 46гр.

Методист: Серебренникова С.В.

Цели деятельности учителя:

  • создание условий для знакомства со способом сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд;
  • совершенствование вычислительных навыков;
  • формирование умений составлять задачу по данному решению или по данной круговой схеме.

Планируемые  результаты

Предметные: 

  • уметь читать и записывать все однозначные, двузначные числа;
  • уметь записывать число в виде суммы разрядных слагаемых;
  • использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
  • выполнять сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: программа: «ПНШ»; учебник: Математика. 2 класс (1часть), рабочие тетради,  раздаточный материал, презентация .

№ п/п

ЭТАПЫ УРОКА

Методы и приемы

Хронометраж

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.

Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Александровна, я проведу у вас урок математики.

-Присаживайтесь.

-Давайте, ребята, учиться считать,

Делить, умножать,

Прибавлять, вычитать.

Запомните все,

Что без точного счёта

Не сдвинется с места

Любая работа!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя: приветствуют учителя, друг друга.

Р: Выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

2.

Актуализация знаний и мотивация

4-5 мин

Организует устный счет с целью актуализации знаний.

1. Устный счет.

1. Решите задачу:

Синеглазка встречала гостей. Незнайка пришел раньше доктора Пилюлькина, а Торопыжка раньше Незнайки. Кто пришел раньше всех?

2. Вставьте в свободные клетки числа так, чтобы суммы по всем направлениям были равны.                  

2

4

2

6

1

-Торопыжка.

5

0

4

2

3

4

2

6

1

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Р: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные

ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

3.

Постановка учебной задачи

4-5 мин

– Прочитайте данные числовые выражения.

41 + 5

65 + 6

42 + 5

65 + 5

43 + 5

65 + 4

44 + 5

65 + 3

45 + 5

65 + 2

46 + 5

65 + 1

– Найдите «лишнее» выражение в каждом столбике. Почему?

-Откройте учебник  на странице 57.

-Рассмотрите страницы, определите тему нашего урока?

- Тема урока «Сложение двузначного числа  и однозначного с переходом через разряд».

-Чему будете учиться на уроке? Какие цели поставим на урок?

-Молодцы!

- 46+5 и 65+6

-Сложение с переходом через разряд.

-Тема урока «Сложение двузначного числа  и однозначного с переходом через разряд».

-Учиться складывать двузначное число и однозначное  с переходом через разряд.

П: подведение под понятие

П: построение речевого высказывания

Р: целеполагание

4.

Открытие детьми нового знания

7-8 мин

–Поработайте в парах. Внимательно рассмотрите запись, которую вам предлагает автор учебника. Объясните, как выполнено сложение.  45+7

-Подводя итог, объясняю, как складывать двузначное число и однозначное с переходом через разряд.

45+7=(40+5)+7=40+(5+7)=40+12=52

-Раскладываем двузначное число 45 на разрядные слагаемые 40 и 5, используя правило прибавления числа к сумме: (40+5)=40+(5+7),складываем числа в разряде единиц:5+7=12. Получили двузначное число. Число вышло за границы разряда единиц. Произошел «переход через разряд» (12-это 10 и 2) Устно находим значение суммы круглого десятка(40) и двузначного числа 12. Сложение в этом случае происходит в разряде десятков, получаем 52.

-Сложение  каких разрядных слагаемых выполнялось в первую очередь?

-Какое число в результате сложения получилось в разряде единиц?

-Будет ли число 12 разрядным слагаемым разряда единиц?

-Как называется такой способ сложения?

-Где мы можем проверить правильность нашего вывода?  

-Сверьтесь с учебником.

-Кто бы хотел сам попробовать складывать двузначное число и однозначное с переходом через разряд, используя данное  правило?

-Откройте рабочие тетради. Запишите дату.

-О чем нужно помнить при письме?

-Ребята, давайте выполним упражнение 2. Вычислите значения сумм, используя способ поразрядного сложения. Как будете выполнять?

-Чему учились, выполняя это задание?

Дети высказывают свое мнение

1шаг – разложение двузначного числа на сумму разрядных слагаемых;

2шаг – сложение единиц с единицами; Получили двузначное число! Число вышло за границы разряда единиц. Произошёл «переход через разряд»!

3шаг – нахождение суммы круглого десятка и двузначного числа.

-Выполнялось сложение чисел, разряда единиц: 5+7

-Получилось число 2.

-Нет.

-Способ называется поразрядным с переходом через разряд.

-В учебнике.

Учащиеся читают и сопоставляют свой вывод с правилом учебника. -Правило: при сложении в разряде единиц произошел переход через разряд. Получилось двузначное число. Такой способ сложения называется поразрядным с переходом через разряд.

Открывают тетради, записывают дату.

- О правильной посадке во время письма.

-Будем находить значения сумм, используя способ поразрядного сложения.

36+7 = (30 + 6) + 7 = 30 + (6 + 7) = 30 + 13 = 43

48+5 = (40 + 8) + 5 = 40 + (8 + 5) = 40 + 13 = 53

64+8 = (60 + 4) + 8 = 60 + (4 + 8) = 60 + 12 = 72

73+9= (70 + 3) + 9 = 70 + (3 + 9) = 70 + 12 = 82

- Учились складывать двузначное число  и однозначное с переходом через разряд, используя правило.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

К: умеют слушать друг друга, , задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; формулируют и аргументируют свою позицию относительно обсуждаемой проблемы.

Л :осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха

5.

Первичное закрепление

4-5 мин

Динамическая пауза

- Прочитайте задание 3.

- Какое задание нужно выполнить?

- Рассмотрите сложение чисел, которое предлагает автор учебника.

-Что вы заметили?

- Кто бы хотел прокомментировать новый способ сложения двузначного числа  и однозначного с переходом через разряд.

- Подводя итог,  объясняю, как складывать двузначное число и однозначное с переходом через разряд другим способом.

-В данном сложении чисел используется способ разложения слагаемых на «удобные слагаемые» или «дополнения до «круглого десятка».

36+7=36+(4+3)=(36+4)+3=40+3=43

-Раскладываем однозначное число 7 на удобные слагаемые 4 и 3,дополняя число единиц первого слагаемого 6 до «круглого» десятка числом 4.Складываем по частям, дополняя двузначное число до «круглого»36+4=40,прибавляем число 3,получаем 43.

-Какой способ сложения применили?

Повторяют движения за учителем.

-Нужно рассмотреть сложение чисел, которое предлагает автор учебника.

Рассматривают математическую запись.

- Это другой способ сложения двузначного числа  и однозначного с переходом через разряд.

1шаг – разложении однозначного числа на удобные слагаемые:7=4+3, дополняя число единиц первого слагаемого – 6 до «круглого» десятка числом 4;

2шаг – сложение по частям, дополняя двузначное до «круглого» 36+4=40 и прибавляем число 3, получаем 43.

36 + 7 = 36 + (4 + 3) = (36 + 4) + 3 = 40 + 3 = 43

48 + 5 = 48 + (2 + 3) = (48 + 2) + 3 = 50 + 3 = 53

64 + 8 = 64 + (6 + 2) = (64 + 6) + 2 = 70 + 2 = 72

73+ 9 = 73 + (7 + 2) = (73 + 7) + 2 = 80 + 2 = 82

-Способ разложения слагаемых на «удобные слагаемые» или «дополнением до «круглого» десятка.

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии

П: поиск и выделение информации

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

6.

Самостоятельная работа с самопроверкой

5-6 мин

Сейчас работаем каждый индивидуально. Вам нужно вычислить значения сумм любым удобным для тебя способом.

54+9=

9+43=

7+37=

36+9=

Решают самостоятельно задание.

54+9=(50+4)+9= 50+(4+9)=50+13= 63

9+43=9+(40+3)=40+(9+3)=40+12=52

7+37= (4+3)+37=(37+3)+4=40+4=44 или

7+37=7+(30+7)=30+(7+7)=30+14=44

36+9=36+(4+5)= (36+4)+5=40+5=45 или

36+9=(30+6)+9=30+(6+9)=30+15=45

П: анализ объектов с выделением сущ-х  признаков;

К: контроль

П: поиск и выделение необходимой информации

Р: планирование своих действий в соответствии с задачей

7.

Включение в систему знаний, повторение

6-7 мин

– Прочитайте упражнение 5. В одной коробке лежит 18 карандашей, а в другой -6. Сколько карандашей в двух коробках?

– Что известно? Что требуется узнать? Давайте составим краткую запись задачи.

-Известно, что в 1к-18, а во второй-6. Нужно найти сколько карандашей в двух коробках.

1-я коробка – 18 к.

2-я коробка – 6 к.

Всего – ? к.

Решение: 18 + 6 = 24 (к.) –

всего.

Ответ: 24 карандаша

П: анализ объектов с выделением существенных  признаков

8.

Рефлексия деятельности  

2-3 мин

-Открываем дневники, записываем домашнее задание: стр.58, № 6.

-Какая тема урока была?

-Ребята, скажите, какая была цель урока?

-Как вы думаете мы ее достигли?

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью цветных карандашей.

-Поднимите зелёный карандаш, кому всё удалось и было интересно.

-Поднимите красный карандаш, кому грустно и не всё удалось.

-Спасибо за урок! До свидания!

-Тема урока «Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд»

-Научиться   складывать двузначное число и однозначное с переходом через разряд.

- Достигли, потому что научились складывать двузначное число и однозначное с переходом через разряд разными способами.

П: построение речевого высказывания

П: осуществление синтеза

Р:осуществление итогового контроля

Ресурсный материал к уроку

4. Какая фигура «лишняя»?

Ответ: б).

5. Пирог прямоугольной формы разделите двумя разрезами на 4 части так, чтобы две из них были треугольной формы, а две – четырехугольной.

Ответ:

  1. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 12 кг. Сколько она будет весить, если встанет на 2 ноги? (12 кг)
  2. На столе 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  3. Три девочки готовили ёлочные игрушки к Новому году. Втроём они работали 3 часа. Сколько часов работала каждая из них? (3 часа)
  4. Ребята делают гирлянду к новому году. Сначала берут красное колечко, затем жёлтое, синее и зелёное. И так по порядку. Какого цвета будет десятое колечко? (жёлтое)
  5. Серёжа покрасил сторону кубика разными красками. Сколько красок для этого потребовалось ? ( 6).
  6. Придумайте и запишите два числа, при сложении которых в результате получается 1 (1 и 0).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

2 4 2 6 1

Слайд 3

5 0 4 2 3 4 2 6 1

Слайд 4

41 + 5 65 + 6 42 + 5 65 + 5 43 + 5 65 + 4 44 + 5 65 + 3 45 + 5 65 + 2 46 + 5 65 + 1

Слайд 5

41 + 5 65 + 6 42 + 5 65 + 5 43 + 5 65 + 4 44 + 5 65 + 3 45 + 5 65 + 2 46 + 5 65 + 1

Слайд 6

Тема урока: «Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд»

Слайд 7

Цель урока: учиться складывать двузначное число и однозначное с переходом через разряд.

Слайд 8

45+7=(40+5)+7= 40+(5+7)=40+12=52

Слайд 9

36+7=36+(4+3)= (36+4)+3=40+3= 43


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике «Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд».

УМК "Перспективная начальная школа 2 класс" Рассмотрены случаи сложения двузначного числа с однозначным с переходом через разряд; работа над совершенствованием вычислительных навыков,  формирован...

« Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд». 2 класс

« Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд». 2 класс...

Урок 22 " Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд."

Презентация к уроку математики во 2 классе по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока “Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через десяток” (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")2

Тема: “Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через десяток”Цели: познакомить со сложением двузначного числа и однозначного без перехода через разряд; развивать...

Конспект урока математики 2 класс "СЛОЖЕНИЕ ДВУЗНАЧНОГО ЧИСЛА И ОДНОЗНАЧНОГО С ПЕРЕХОДОМ ЧЕРЕЗ РАЗРЯД"

Цели деятельности учителяСоздать условия для знакомства со способом сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать форм...

Конспект урока математики УМК "ПНШ" тема "Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд" 2 класс.

Цели деятельности учителя: формирование умения складывать двузначное число и однозначное с переходом через разряд;Планируемые результатыПредметные:-уметь складывать двузначное число и однозначное с пе...

Поразрядное сложение двузначного числа и однозначного без перехода через разряд

Освоение способа поразрядного сложения двузначного числа и однозначного без перехода через разряд...