Математика (сложение и вычитание чисел до 20 без перехода через 10)
план-конспект урока по математике (1 класс)

Аникина Дарья Сергеевна

Математика (сложение и вычитание чисел до 20 без перехода через 10)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Луховицкая средняя общеобразовательная школа №1»

Математика

Тема урока: ЗАКРЕПЛЕНИЕ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЕЛ В ПРЕДЕЛАХ 20 БЕЗ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ 10.

Учитель начальных классов: Аникина Д.С.

Педагогическая цель

Создать условия для повторения таблицы сложения и вычитания с числами от 11 до 20; развития навыков счета; формирования умения сравнивать числа, устанавливать зависимость между величинами (и именованными величинами) , объяснить выбор действий.

Тип урока

Урок закрепления полученных знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Выполняют сложение и вычитание с числами от 11 до 20 без перехода через десяток; находят в тексте задачи условие и вопрос, решают составные  задачи, объясняют выбор действий.

Личностные
результаты

Умеют задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл и имеет для меня учение? – и отвечать на него.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные умеют осуществлять самопроверку.

Познавательные: стремятся к расширению своей познавательной сферы, стараться производить свои мыслительные, логические операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.

Коммуникативные: уметь доносить свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; демонстрировать свое понимание высказывания партнера по общению.

Ход урока

Этапы
урока

Формы,
методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма
контроля

осуществляемые
действия

формируемые
умения

I. Адаптационный этап

Фронтальная

индивидуальная

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

(наличие на столе учебной тетради ручка)

Начать урок я бы хотела с одной интересной мысли «Решить задачу – это значит пережить приключение», которая принадлежит математику Вячеславу Викторовичу Произволову.

– Как вы понимаете данное высказывание?

- Верно, ребята! Мы с вами сегодня тоже будем переживать приключение, помогать одному сказочному персонажу.

А о ком пойдет речь, вы узнаете по первым строкам.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку.

– Это значит прожить какую-то историю с героями задачи и достичь поставленных целей.

Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок.

Индивидуальный. Проверка готовности к уроку.

II. Основной этап.

Фронтальная.

Словесный. Вступительное слово учителя.

Встал солдатик на постой

Он с тоской глядит на стол.

А старушка перед ним,

Взгляд её совсем не люб,

Бровки хмурит и сопит,

Жадность в бабушке не спит

( слайд 1).

 Кто узнал героев с которыми мы осуществим наше путешествие?

– Героям какой сказки мы сегодня посвятим наш урок математики?

– Но сегодня мы с вами будем не только помогать сказочным персонажам, но еще и сможем у них многому научиться:

13 – 10 – 7 + 3 = ? (слайд 2)

 Легко ли нам сразу решить этот пример?

– Почему?

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. ( слайд 3 )

– Верно! Ну, что ж приступим.

Нашему солдату нету,

До её проблем и бед

- Я бабуля есть хочу!

- Тут в углах не пискнет мышь!

Коль решишь заданья знай,

Пущу тебя на уражай!

Наш солдат не знал каприз,

Пред старушкой не раскис.

1.Запишите число, в котором 1 десяток и 3 единицы.

2. Число, в котором десятков и единиц поровну.

3. Число, которое стоит перед числом 17.

4.Число, которое следует за числом 18.

5. Число, в котором 1 десяток, а единиц на 3 больше.

6. Уменьшаемое 19, вычитаемое 10, запишите разность.

Поменяйтесь тетрадочками для проверки. Над каждым правильным ответом ставьте «+», над неправильным «-». (слайд4 проверка)

– Какое число здесь лишнее?

– Почему?

– Какие же задачи сегодня стоят перед нами на уроке? (слайд 5)

Используйте для ответа написанные на доске начала фраз:

Закреплять умение отнимать и прибавлять числа …

Решать примеры и неравенства с числами…( слайд 5)

– Ребята, перед вам пословица.

 (слайд 6)

«Догадка не хуже разума.»

– Как вы думаете, почему так говорят.

– Про кого из героев нашей сказки можно так сказать?

– А как эта пословица относится к математике?

Эта пословица и будет девизом нашего сегодняшнего урока.

Слушают

стихотворение.

 Солдат и бабушка.

Отвечают на вопросы учителя.

Каша из топора.

– Нет!

– Почему?

Потому что мы сначала должны порешать примеры на сложение и вычитание до 20.

Закрепление. Сложение и вычитание в пределах 20.

Записывают ответы:13,11,16,19,14,9.

9 лишнее.

Оно однозначное, а остальные двузначные.

от 11 до 20.

Про солдата.

Высказывают свое мнение. Совместно с учителем формулируют тему, цель урока и учебную задачу.

Фронтальный.

Самопроверка. Обмен тетрадями с соседом по парте.

III. Творческий этап.

1. Физкультурная минутка

Фронтальная

индивидуальная. Практический, словесный. Упражнение для развития мелкой

моторики

– Правильно! Поспешим на помощь солдату, но прежде разомнемся.

– Подготовим руку к письму. Выполним физкультурную минутку «Лесоруб»:

Лесоруб рубил дрова:

 Раз-два,раз-два
Прямо постоял немножко,

Поскакал на правой ножке.

И на левой поскакал.

Снова прямо постоял,

И опять рубить дрова:

Раз-два, раз-два.

Выполняют физкультурную минутку

по тексту.

Внимательно слушают, выполняют упражнение
в соответствии

с показом

учителя.

Индивидуальный.

Правильное

Выполнение

упражнения для мелкой

моторики пальцев рук.

2. Работа

в тетради и у доски.

Разминка для глаз.

Индивидуальная

Практический.

– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой.

Демонстрируют посадку за столом при письме, как правильно держать ручку.

Правильно держат осанку при письме, верно обращаются
с ручкой.

Индивидуальный.

Проверка

правильной посадки при письме, верного обращения
с ручкой.

Фронтальная.

Словесный, наглядно-демонстрационныйпрактический.

Помогли мы солдату с заданием и пустила его старушка в дом:

В дом проходит наш солдат.

Видит бабка не бедна.

Жадность здесь всему вина.

Глядь в углу стоит топор

И солдат на дело скор

Просит чугунок на стол

Но старушка перед ним не парит, а задачку решить велит. (слайд 7)

– Котел вмещает в себя 3 литра воды, а ведро на 7 литров больше. Сколько всего литров воды понадобится, чтобы наполнить и котел, и ведро.                      

– Молодцы! Идём дальше!

Слушают объяснение учителя, записывают примеры и решают их.

Читают условие. Составляют краткую запись. Решают задачу.

– Ответ: 13 литров.

Комментируя записывают примеры по цепочке.

Фронтальный.

Наблюдение
учителя.

Фронтальная

индивидуальная.

Так и быть справился солдат и с этим заданием:

В миг залил котёл водой

И на печь, в огонь живой.

Вот идёт который час,

У солдата вспыхнул глаз.

Взял солдат на пробу вар:

– Ох, какой у нас навар!

Всыпать бы крупы чуток.

А старушка тут как тут «Нету, милый, в доме круп»

– А хотя, держи заданье:

 (слайд 8)

6+4+7=17

3+7+4=14

11-1-9 = 1

18-8-1 = 9

12-2-4 = 6

9+1+2=12

Бабка ходом и в сундук,

Не в первой трудить ей рук;

Принесла крупы той в край,

Только делом управляй.

Похвалил её солдат.

Пол часа прошли как миг,

У солдата глаз горит:

Давайте и мы с вами дадим нашим глазкам отдохнуть.               (слайд 9)

– Что за прелесть наша кашка.

А чтоб вышло каши впрок,

Нам бы маслица шматок.

На старушку бросив взгляд ждал задания солдат. ( слайд 10)

  1. 1

1

13     10

13 – 3     7

9  10 +    1

10 + 4     4 + 10

11 – 1    2 + 8

  1. 11

13     10

13 – 3     7

9  10 +    1

10 + 4     4 + 10

11 – 1    2 + 8

– Решают примеры комментируя «к сумме чисел 6 и 4 прибавили 7…»

– Решают разно уровневые неравенства с именованными единицами. Кто выбрал 1 столбик – прочтите! И т.д.

Анализируют условие задачи.

Фронтальный,
индивидуальный. Устные ответы детей.

3. Рефлексия.

Практический, словесный.

Сей вопрос в момент решён, ставят котелок на стол.

– Нам бы ложки, хлеб и соль.

Наша бабушка в надзор, да и думка та при ней, не задать б задание.(слайд 11)

1дм 2 см = … см        1дм10см=…дм

20 см = ….дм              17 см =..дм…см

Выражают в других единицах

Записывают: 12см,2дм,2дм,1дм7см.

В соответствии

с объяснением выполняют чертеж отрезка.

Письмо.

 Самоконтроль.

Фронтальная

индивидуальная. Словесный.

Старушка к полке и назад.

Ложку в руку взял солдат,

Посмотрел на соль и хлеб,

Духом вмиг солдат окреп:

Утром ранним встал солдат

На старушку бросил взгляд:

«Врать мне, бабка, не с руки,

Будут дни твои легки!

Коль решишь мою задачку».

(слайд 12)

Начертите ломаную линию 1 звено: 3 см, 2 звено: 3 см, а третье звено столько см, сколько первое и второе вместе.  

Старушке он поклон отдал

Путь с улыбкой верстал.

 

2см+3см=5см

– Ответ:  

Анализируют условие задачи.

Фронтальный, индивидуальный.

Устные ответы детей.

Фронтальная Словесный. Беседа

– Ребята, какое доброе дело мы с вами сегодня сделали.

– С какими числами мы сегодня работали?

– А героям, какой сказки мы сегодня помогали?

– А теперь вернемся к примеру, с которого мы начали наш урок, сможем ли мы теперь его решить?

(слайд 13 когда проверим)

– Какой ответ у вас получился?

И напоследок вам еще одна задачка от меня, перед вами фразеологизмы

(устойчивые выражения).

– Выберите такие выражения, которые могут описать вашу работу на уроке.

Каша в голове.

Считать ворон.

Ни в зуб ногой.

Светлая голова.

–  Помогли солдату справиться со всеми заданиями.

– От 11 до 20.

– «Каша из топора».

– Светлая голова.

Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения.

Фронтальный. Устные ответы.
Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по математике «Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд».

УМК "Перспективная начальная школа 2 класс" Рассмотрены случаи сложения двузначного числа с однозначным с переходом через разряд; работа над совершенствованием вычислительных навыков,  формирован...

конспект урока по математике "Сложение двузначного и однозначного числа с переходом через разряд"

авторская разработка конспекта урока по математике 2 класс с элементами психологического тренинга...

Сложение и вычитание в столбик с переходом через разряд.

Карточки по математике для учащихся 2 класса...

Урок математики «Сложение и вычитание чисел в пределах 10. Прибавление и вычитание числа 4».

Пров            Урок математики в 1 А классе относится к разделу «Числа от 1 до 10.  Сложение и вычитание в пределах 10. Тема урока: «Прибавить и вычесть...

Конспект урока по математике "Сложение двузначного числа и однозначного с переходом через разряд", 2 класс, УМК "Перспективная начальная школа"

Цели деятельности учителя: создание условий для знакомства со способом сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд;совершенствование вычислительных навыков;формирование умений с...

Мультимедийное интерактивное упражнение по математике " Сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через десяток"

Данный материал создан в сервисе LearningApps для учащихся 2 класса для проверки знаний....

Самостоятельная работа по математике "Сложение и вычитание чисел с переходом"

При закреплении темы "Сложение и вычитание чисел с переходом через десяток" можно воспользоваться данной работой....