Тема урока: « Деление на 1000, 10000…» Э
план-конспект урока по математике (4 класс)

Гaзизова Оксана Шамильевна

Тема урока: « Деление на 1000, 10000…»  Этот урок проходит в игровой форме. Экскурсия в банк. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Конспект урока по математике в 4 классе

 по теме «Деление на 1000, 10000, … »

(УМК «Начальная школа XXI  века»)

Подготовила:

                                                                                     учитель начальных классов: Газизова Оксана Шамильевна

                                                                                     

МОУ-СОШ с. Ямское

2020

 Ключевые слова: 4 класс, деловая игра, банк, деление, 1000, 10 000

Тема урока: « Деление на 1000, 10000…» 
 Цель урока: сформулировать правила деления на 1000, 10 000, 100 000 по аналогии с правилами деления на 10, 100; познакомиться с миллиграммами; совершенствовать устный счет

Тип урока: открытие нового знания 
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме 

Задачи урока: 
-создать условия для формирования правил деления на 1 000, 10 000, 100 000 по аналогии с правилами деления на 10, 100;

Планируемые УДД :

 Предметные: Знать таблицу умножения, правило умножения на 10,100,1000…; знать правило деления на 10, 100, 1000…; уметь решать задачи; верно определять условия задачи и что нужно найти; уметь переводить килограммы в граммы, миллиграммы в граммы и прочее.  
Личностные: 
проявлять интерес к изучению темы;

- осознание собственных достижений при выполнении ситуативного задания;
положительное отношение к учению, уважение к собеседнику, понимать необходимость товарищеского сотрудничества, готовности к взаимодействию и взаимопониманию. 

Познавательные:

-определять способ деления многозначного числа, оканчивающегося нулями на числа, оканчивающиеся нулями;

-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. 
Регулятивные: 

-выполнять учебное задание, используя известные способы, алгоритм;

-соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. 

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

-комментировать выполнение учебного задания;

-способность договариваться, согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

-адекватно использовать речевые средства для предоставления результата. 

Метод: частично-поисковый. 
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, учебник В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва «Математика» 4 класс, 2 часть, М.:Вентана – Граф, 2015г.,  информационные таблички на столах, бейджи, конверты  с заданиями по количеству учащихся, реквизит (галстуки),опора для рефлексии

( смайлики) 

Ход урока

I. Организационный момент. Слайд 1

- Доброе утро, ребята! Меня зовут Оксана Шамильевна! Приехала  я к вам из села Ямское И сегодняшний урок математики проведу у вас я. Я безумно рада нашей встрече. На улице весна! Я желаю всем вам  весеннего настроения на уроке! ( Слайд2-3) 

- Ребята, а какие знаки приветствия без слов вы знаете? ( Кивок  головы, взмах рукой).

- Давайте поприветствуем друг друга, меня, гостей.

- А теперь присядут все, кто любит играть в куклы.

- Сядьте те, кто любит в компьютерные игры.

-Сядьте те, кто хочет учиться на пятёрки.

- Наш урок предлагаю начать словами римского философа Сенека.

«УЧИМСЯ НЕ ДЛЯ ШКОЛЫ, А ДЛЯ ЖИЗНИ» ( Слайд4)

Как вы понимаете эти слова? ( обсуждение) ( знания, полученные в школе, применять в жизни)

II. Самоопределение к деятельности.  ( показ ролика «Банк») ( Слайд5)

- Вы любите экскурсии?

- И сейчас я предлагаю отправиться на экскурсию.

- Где мы побывали? (  в банке) 

            - Кто был в настоящем банке?

- Так что же такое банк? ( ответы детей)

- Более точное определение, информацию где мы можем получить? ( в толковом словаре) Карточки с определением.

 - Прочитайте  определение слова банк, взятое из словаря Сергея Ивановича Ожегова. (слайд 6)

1.Финансовое предприятие, производящее операции с вкладами, кредитами, и платежами.

2.Место, центр, где сосредоточены какие-нибудь предметы, объекты, сведенья.  Например: банк данных.

- Какое из двух определений, подойдет нам? (1)

-   Сегодня  урок математики пройдет в виде деловой игры, которая называется БАНК. Вы со мной согласны?  (слайд 7)( вывешиваем плакат с изображением банка).

- Вот в этом банке мы  с вами будем работать.

-А теперь мы превратимся в сотрудников банка. Я раздам вам вот такие аксессуары (ленточки), повяжите их. Теперь всем видно, что мы сотрудники банка.

- Так как я все это организовала, руководителем себя назначаю.

- И так, настроимся на деловой лад. Вытащим из тайников памяти все ценные знания.

Сегодня на уроке мы с вами станем сотрудниками банка, который подал заявку в Международный валютный фонд для получения кредита на развитие.

Мы должны показать свою надёжность и компетентность, т.е. наличие знаний, необходимых для эффективной работы нашего банка.

К нам прибыли потенциальные представители этого фонда с целью выяснить, стоит ли давать банку кредит.

- Давайте повернемся к ним и улыбнемся, чтобы заранее расположить их к себе.

- Какая наша общая задача? (приложить максимум усилий для получения кредита...(Слайд8).

- Вы уже заранее разделились на отделы по номерам.  Давайте с вами договоримся, настоящие работники работают для того, чтобы заработать деньги.  Но так как, мы с вами  играем  - мы будем зарабатывать баллы, чтобы в конце урока получить оценку. Баллы будете ставить в оценочном листе. Сейчас вы команды, каждый работает слаженно для достижения общей цели.

Повторим правила работы в команде. (Слайд 9) 
- Дайте пять!!

III.Актуализация знаний. Задание 1.

-Какими качествами должен обладать сотрудник банка? (ответы детей).

Главное это внимательность, потому что   работники банка работают с дЕньгами.                                          

-Итак, первое задание на внимательность. По выполнению этого задания мы определим в каждой группе лидера, который будет начальником своего отдела и моим помощником. Это будет тот, кто первый выполнит это задание.  Достаём из папочки розовый листочек. Это финансовый отчёт. В нём много чисел. Но есть лишние числа. Это числа, в которых присутствует класс миллионов. Ваша задача зачеркнуть эти числа и сосчитать, сколько чисел вы зачеркнули.  Кто первый справится, поднимает руку.                                                                                                                                        -Выходи к доске и запиши сколько чисел ты вычеркнул(а).(20)( начальники отделов)

-У кого получилось 20 – ставит себе 5 баллов  

- Молодцы, вы все очень внимательные сотрудники. 

    УСТНЫЙ СЧЕТ                            

- Ребята, каждый сотрудник банка должен отлично считать. Поэтому, вам будет предложено устно выполнить вычисления. 

- Но прежде я хочу спросить, в преддверии какого праздника проходит наш урок? ( 8 марта)

- Какой самый лучший подарок для наших женщин? (цветы)

- Я пользуюсь случаем поздравить всю присутствующую  прекрасную половину  человечества с наступающим женским днем 8 марта!

И предлагаю устно решить задачу: ( Слайд10)

На одной из теплиц еще в декабре начали подготовку к 8 марта. Они посадили луковицы тюльпанов и вырастили к празднику 5000 штук тюльпанов. Все эти цветы отправили в один из цветочных магазинов. В магазине эти цветы упаковали в букеты. Сколько букетов получилось, если  один букет состоял из 5 тюльпанов. (1000) ( Слайд11)

- 1000 женщин одарили счастьем и порадовали( Слайд12)

Назови только ответы: Слайд 13

400: 10= (40)                    45000:1000= (45)                         2300 : 100=(23)

200 :10= (20)                  5000:100= (50)                             900 000 : 10 000=(90)

600 : 10=(300)                71000:1000=  (71) 

  - Оцените себя на этом этапе урока по 5 бальной системе

  IV. ЧИСТОПИСАНИЕ  

- С начала рабочего дня предлагаю пройти регистрацию. Откроем тетради и запишем число и классная работа.

 3. Запишем числа:   ( запись на доске)

10,  100,  1000, ..., … (10000,  100000)

        - Прочитайте числа. Установите закономерность! Продолжите ряд чисел.                                                                                    Красиво пропишите эти числа у себя в тетради.

- Кто прочитает, что у нас получилось? ( Один читает, все проверяют)

  V. Формулирование темы и целей урока.

-  С какими числами вы работали? (с круглыми)

-  Какое математическое действие вы производили с числами? (деление)

-  На какие вы числа делили? ( на 10, 100, 1 000, 10 000, 100 000, …)

- Ребята, а существует правило деления на 10, 100?

(Чтобы число разделить на 10, достаточно убрать один нуль и получаем частное. Чтобы число разделить на 100, достаточно убрать два нуля и получаем частное). (Слайд14)

- Вы молодцы, в этой теме вы квалифицированы. Каждый работник банка постоянно проходит повышение квалификации, то есть обучается чему - то новому. И мы тоже должны сегодня получить какие - то новые знания. Или по - другому - изучить новую …? (тему)

- Посмотрите на последние примеры в столбиках устного счёта. На какие числа мы делили? (1 000, 10 000, 100 000). А умеем ли мы решать такие выражения?

-    Кто догадался, какова тема нашего урока?

-  Сформулируйте тему урока.    Слайд 15 

  « Деление на 1000, 10000…» 

-   Какую учебную задачу поставим на урок?

( научиться делить числа оканчивающиеся нулями на 1000, 10 000, 100 000… )

(слайд 16)

  1. Усвоение знаний и способов действий.

Задание 2. (групповое по отделам  )Сейчас я вам предлагаю поработать в группах . 

- Одно из качеств – коммуникативность. Ведь вы работаете не один, а в группе сотрудников отдела. Вы должны сообща решать все поставленные задачи, помогать друг другу

Рассуждая так же, как при делении на 10, 100, попробуйте сформулировать правило и решите коллективно предлагаемые выражения деления на 1000, 10000, 100000…. А от каждой группы мы  командируем к доске одного работника, чтобы он выполнил задание на доске с которым потом сверим ответы.

1отдел : деление на 1 000

206 000:1000= 206

120 000: 1000=120

1 000 000: 1000=1000

13 000:1000=13

1 770 000: 1000=1770

        2 отдел : деление на 10 000

10 000 : 10 000=1

1 000 000 : 10 000=100

2 450 000: 10 000=245

10 020 000:10 000=1002

3 080 000:10 000=308

3 отдел : деление на  100 000

1 000 000:100 000=10

100 000:100 000=10

30 500 000:100 000=305

1 200 000:100 000=12

38 000 000:100 000=380

        4 отдел : деление на  1 000 000

70 000 000 : 7 000 000=70

9 000 000 : 9 000 000=1

405 000 000:1 000 000=405

345 000 000:1 000 000=345

83 000 000:1 000 000=83

5 отдел : деление на 10000000

960 000 000:10 000 000=96

170 000 000 : 10 000 000=17

60 000 000: 10 000 000=6

190 000 000 : 10 000 000=19

160 000 000 : 10 000 000=16

        

-   Проверим, как справились с заданием.  Сверимся с нашими командирующими.

( Слайд17) Вывод правила:

При делении чисел, оканчивающихся нулями, на 1000, 10000, …в делимом сокращаем столько нулей, сколько их в делителе и получаем частное.

- Или же, кто по другому сформулировал вывод?

При делении на 1000, в делимом убираем три 0 и получаем частное.

При делении на 10000, в делимом убираем четыре 0 и получаем частное.

При делении на 100000, в делимом убираем пять 0 и получаем частное.

- Молодцы, оцените свою работу по выведению правила.( 3 пукт)

  VI. Физкультминутка для глаз (круги Базарного)  Слайд 18

- Прежде чем приступить к следующему этапу, давайте  немного отдохнем и сделаем зарядку для глаз. Я как руководитель банка забочусь о здоровье своих сотрудников.

Чтобы нам не уставать,

Нужно малость пробежать.

По прямым дорожкам длинным

Влево – вправо, влево – вправо.

Ох, забот у нас немало,

Пройдем по красному овалу.

Получается на славу!

Зоркость, чтоб развить немножко,

Пойдём по синей мы дорожке,

А потом кругом, кругом,

Всё бегом, бегом.

-  Ой, а что это за пакет рядом  у окна?...( черный пакет, о терроризме)

VII. Закрепление знаний и способов действий. Работа с учебником (документацией) 

- Чему мы учимся на уроке? (делить числа, оканчивающиеся нулями)

- Давайте откроем учебники и поработаем с документацией на странице 57 .

По одному выступлению от каждого отдела.

(Выполняется №3,№4, 5(устно.) СЛАЙДЫ 20,21,22,23

- Ребята, а вы знаете единицу измерения меньше грамма?

После выполнения № 5 учащиеся узнают, что 1г = 1000мг. (в тетрадях записывается, что в 1г=1000мг).

 - В миллиграммах обычно выражают дозы лекарств. Например, масса аспирина в одной таблетке равна 20 мг (показ упаковки   аспирина)

После выполняется №6,7(устно) ( Слайд 24,25)

  1. - Сотрудники банка должны показать, что умеют грамотно оформлять

Включение в систему знаний и повторений.

1. Выполнение заданий по карточкам разных уровней:

- Перед вами лежат карточки трех цветов: красного, желтого, синего.

Внимательно рассмотрите.

- Эти карточки трех уровней сложности. Красная более сложная – 5баллов, желтая менее 4 балла, синяя – самая простая 3 балла. Выберите для себя одну карточку и выполните задание. ( 3 ученика работают у доски для проверки)

Красная карточка:

Решите задачу:

Из двух городов навстречу друг другу выехали две машины. Скорость первой 80 000 м/ч, скорость второй – 60000 м/ч. Через какое время они встретятся, если  расстояние между городами 520 км.?

Жёлтая карточка:

Задача: В одном из тиражей лотереи было 100 выигрышей по 2000р., 1000 выигрышей по 500р., и 10 000 выигрышей по 30 р. Сколько всего было выигрышей и на какую сумму?

100 в. по 2000р

1000в. по 500р

10000в. по 30р

Сколько всего было выигрышей и на какую сумму?

1) 100*2000=200 000(р.)

2)1000*500=500 000(р.)

3)10 000*30=300 000(р.)

4)100+1000+10 000=11100(выиг.) всего

5)200 000+300 000+500 000=1 000 000 (р.)всего

Ответ: 1 000 000

Синяя карточка:

Запишите примеры в столбик и решите:

1. Реши примеры.

6000000 + 9000 + 1

500400 – 500000 + 90

200730 – 200000 + 90

8700004 – 700000

249000 – 9000

200000 + 5000 + 700

 Сверимся с  командирующимися) Оцените себя.

Физминутка (Слайд 26)

  1. Повторение пройденного. Самостоятельная работа.  На жёлтых листах вы должны решить примеры  соответствующим буквам и расположить их в порядке возрастания или убывания. У вас должны получиться слова, называющие действия, проводимые в банке.( кредит, вклад, карта, плата, обмен) ( Слайд27)
  2. Итог урока.

- Наш рабочий день  подходит к концу.

 VI.         К завтрашнему дню , я попрошу подготовить отчет. Домашнее задание: стр. 52 №188 (1й или 2й столбик) Слайд 28 

- Нам надо подвести итоги.

Тема нашего урока …..

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Где мы можем применить новые знания?

Применение изученной темы в жизни:

( при покупке в магазине, на производстве, где нужно делить на числа оканчивающиеся нулями, в сельском хозяйстве, при решении задач, при преобразовании величин)

- Ребята, оцените свою работу на уроке.

- Поставьте себе отметки, покажите карточку с оценкой.

Уважаемые представители фонда, вы одобряете нам кредит на развитие?

- Вы хорошо работали! Решено нашему банку дать кредит для дальнейшего развития.
- За хорошую дружную работу в деловой игре Банк, фонд решил выдать вам сертификаты.

X I Рефлексия 

-Уважаемые ребята, довольны ли вы своей работой на уроке?

- Определите свою деятельность на уроке (банк знаний)

Зел.кружком- вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Жёл. кружок- вы считаете, что можете решать примеры нового вида, но вам ещё нужна помощь.

Кр.круг вы считаете, что было трудно на уроке.

Анализ: Какой замечательный у нас банк получился, потому что в нем работают самые квалифицированные работники!

Спасибо за работу! До свидание! Слайд 29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 3 классе. Тема урока: «Деление 0 на число. Невозможность деления на 0».

В основе урока лежали самостоятельные действия учащихся на каждом этапе, полное погружение в учебную задачу. Этому способствовали такие приёмы, как работа в группах, само- и взаимопроверка, созд...

Урок математики "Деление на 1000, 10000..."

Урок  может быть использован на уроках математики в 4 классе....

Конспект урока математики 4 класс. Тема урока: "Деление с остатком на 10,100 и 1000"

Данный конспект может быть использован в работе на уроке математики, а также на  внеурочной деятельности.  Урок содержит  материал по истории Санкт-Петербурга....

Урок математики в 4 классе, тема урока: Деление с остатком на 10,100, 1000

Здесь вы найдёте мои конспекты открытых  уроков в начальных классах...

презентация к уроку деление на 1000 на 10000

Презентация к уроку математики в 4 классе, "Школа 21 века"...

Конспект урока " Деление на 1000 на 10000"

Программа "Школа 21 века" 4 класс...

Тема урока: Деление на 1000, 10000, …

Цель: создать условия для повторения правил деления на 1 000, 10 000, …Задачи:Предметные: содействовать закреплению правил деления на 1000, 10000, …; способствовать совершенств...