КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема
план-конспект урока по математике (4 класс)

Печеркина Алена Игоревна

Дата:22.04.19

ФИО учителя:Контробаева А.В. ________

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»

                                ФИ студента:Печеркина А.И.

Класс:4 «В»

ФИО методиста:Шакирова О.Г _________

Кабинет: 2

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.

 

 

Цели деятельности учителя: формирование представления о новой величине-объем; формирование представления о прямоугольном параллелепипеде.

Планируемые результаты:

Предметные:

·        знать понятие прямоугольный параллелепипед; величину – объем.

·        уметь измерять новые величины и их соотношение.

Личностные:

·        принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

·        проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

·        осознавать личностный смысл учения.

Тип урока:«открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», 4кл. презентация, раздаточный материал, комплект мерок  в 1 см, 1 см², 1см3 для каждого ученика, комплект единиц измерения объёма – 1 мм³, 1 см3, 1 дм3, 1 м3; наборы  многогранников.

, чертёжные инструменты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:22.04.19

ФИО учителя:Контробаева А.В. ________

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»

                                ФИ студента:Печеркина А.И.

Класс:4 «В»

ФИО методиста:Шакирова О.Г _________

Кабинет: 2

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ

Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.

Цели деятельности учителя: формирование представления о новой величине-объем; формирование представления о прямоугольном параллелепипеде.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать понятие прямоугольный параллелепипед; величину – объем.
  • уметь измерять новые величины и их соотношение.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока:«открытие» нового знания

Оборудование: УМК «Школа России», 4кл. презентация, раздаточный материал, комплект мерок  в 1 см, 1 см², 1см3 для каждого ученика, комплект единиц измерения объёма – 1 мм³, 1 см3, 1 дм3, 1 м3; наборы  многогранников.

, чертёжные инструменты.

Челябинск, 2020 г.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.Самоопределение к деятельности

Словесный – Беседа

1 минута

– Здравствуйте, ребята. Наш урок математики сегодня будет посвящён геометрическим фигурам и телам. Мы познакомимся с новым математическим понятием. О чем пойдет речь, вы узнаете, если расшифруете это слово.

(приветствуют учителя)

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

II.Актуализация знаний и мотивация

5 минут

Разомнемся перед новой темой.

Сейчас у себя в тетрадях записывайте сегодняшнее число и классная работа.

Решаете у себя в тетрадях.

88:4=22                                  22·100= 2200                      2200:11-=200      

200·7=1400                            1400:7=200                         200·600=120.000                                

120.000-70.000=50.000        50.000·5=250.000                250.000-190.000=60.000      

60.000:3=20.000                   20.000+2.000=22.000          22.000·30=660.000              

660.000:66=10.000                                          

- Распределите именованные числа в порядке возрастания

1дм, 1 мм, 1 метр,1 километр, 1 сантиметр.

1см², 1 километр², 1мм²,1 дм²,1 метр².

- Для чего нужны единицы измерения 1 группы?

- 2  группы?

- Где в жизни нам это может пригодиться?

- У вас у каждого на парте лежат заготовленные образцы, рассмотрите внимательно, что общего и чем они отличаются?

http://coolmath.ru/images/stories/lessons/5class/pic84.gif

Записывают число.

Решают примеры.

(работа в тетради)

(измерение дины, расстояния)

(единицы измерения площади)

 (1 см, 1 см², 1 см³).

П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

III.Постановка учебной задачи

Словесный – Формулировка темы и цели урока

3-4 минуты

- Если вы правильно сосчитаете предложенные вам примеры, вы сможете сформулировать тему сегодняшнего урока

.

                               

54 : 6 : 3=                    9 ∙ 3 ∙ 5=                  8 ∙ 3 : 6 =                  

72 : 9 ∙ 2 =                7 ∙ 2 ∙ 4 =

- Обратите внимание на то, как пишется слово ОБЪЕМ.  Какая орфограмма встречается в слове?  

- Какая тема сегодняшнего урока?

- В предложенном ранее заданий вы сделали вывод, что последняя фигура объёмная.

- Скажите,  пожалуйста, а есть ли в классе ещё объёмные фигуры?

- Как вы определяете, какие фигуры объемные, а какие нет?

- В начале нашего урока мы с вами вспомнили  величины измерения длины, площади и выяснили, что есть объемные фигуры.

- Скажите, а объём это величина?

- А можно ли измерить объём?  Если можем, то в чём мы будем измерять объем? И как нам это сделать практически.

- Сегодня на уроке мы узнаем что такое объём и  будем учиться находить объём у прямоугольного  параллелепипеда.

Работа в группах. Каждой группе из предложенного набора  многогранников нужно отобрать:

1 группа – прямоугольные параллелепипеды

2 группа – многогранники

3 группа и 4 группа  -   строят прямоугольные параллелепипеды из предложенного материала (зубочистки,  пластилин)

- Ребята,  верно ли предположение, что куб – это разновидность прямоугольного параллелепипеда?

Дети делают вычисления, вписывают в клетки буквы, соответствующие значению ответа примера. На доске в  клеточках появляется слово

Разделительный твёрдый знак

 Объем прямоугольного параллелепипеда

Да

У них есть грань, ребро, вершина.

Да

Мы можем измерить объём, так как для этого нужно просто перемножить длину, ширину и высоту

Да

Л:анализ;

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: владение диалогической формой речи;

Л.: самоопределение. Р.: целеполагание.

IV.Открытие нового знания

Практический –фронтальная работа

Словесный – инструктаж

10-12 минут

- Построите в тетради прямоугольный параллелепипед со сторонами длина 12 см,  высота 5 см, ширина 3см.

- Сколько у прямоугольного параллелепипеда вершин? Рёбер? Граней?                   

- Что можно сказать о противоположных гранях?

- Что можем вычислить, узнав количество граней и рёбер?

- Помогут ли нам эти данные для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда?

- Предположите, а в каких единицах измеряют объём?

- Почему сантиметры называются кубическими? 

- Примечание. Важно обратить внимание детей, что кубическим сантиметром называют не куб с длиной ребра 1 см, а объём этого куба.

8 вершин, 12 рёбер, 6 граней.

Они одинаковые.

Площадь и сумму всех рёбер

Да

Запись формулы в тетрадь

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Динамическая пауза

1 мин

Если я скажу см вы приседаете 1 раз если дм то хлопаете над головой .

Разминаются.

Р: саморегуляция

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практический –фронтальная работа

5-6 минут

Объем голубой фигуры – 5 сантиметров в кубе, объём зеленой фигуры -  8 кубических сантиметров.  

Подсчитайте  соотношение между кубическим сантиметром и кубическим дециметром.?

Во сколько раз нужно увеличить 1 см, чтобы получить 1 дм.?

- Во сколько раз нужно увеличить 1 кв.см, чтобы получить 1 кв.дм?

- Во сколько раз нужно увеличить 1 куб см, чтобы получить 1 куб.дм?

в 10 раз

в 100 раз

в 1000 раз

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа

Практический – Самостоятельная работа

5-6 минут

Сейчас мы попробуем вычислить объем фигуры. У вас на партах есть кубики, это мерки объёма. Дети, предлагаю вам составить прямоугольные параллелепипеды из 3 мерок.  Работаем в парах. Один из вас берёт в работу зеленые мерки (1 дм3), другой составляет фигуру из голубых мерок (1 см3).

(Объем зеленого параллелепипеда 3 мерки, объём голубого параллелепипеда тоже 3 мерки.)

- У вас должны были получиться  фигуры одинаковые по размеру, а получились разные. Может мы ошиблись при подсчете?

Вывод: размер фигур не совпал, потому что мерки были разные. Для измерения объёма разных по величине фигур используются разные мерки.

- А какими мерками объема можно узнать объем воздуха в нашем классе?

- Что для этого нужно знать?

Длина – 8м, ширина – 5м, высота – 3м

Дети самостоятельно высчитывают объём воздуха в классе.

Нужно знать формулу нахождения объёма

П:структурирование знаний;

П: рефлексия способов и условий действия;

Р: оценка.

VII. Включение в систему знаний

Практический – Самостоятельная работа

5 минут

- Прямоугольный  параллелепипед,  у  которого  все  рёбра  равны,  называется:

а)  куб;   в)  прямоугольник;   с)  квадрат.

- У прямоугольного параллелепипеда есть:

 ...ребер;   ...вершин;   ...граней.

- Объем куба и вычисляется по формуле:

а) а·в;   б) с·а;   в) а·в·с

а) куб

8вершин, 12 рёбер, 6 граний.

в) а·в·с

П: рефлексия способов и условий действия;

К: управление поведением партнера – коррекция.

VIII. Рефлексия деятельности

Практический – Подведение итогов

2 минуты

Ребята, вспомните, какая была тема сегодняшнего урока?

Какую цель на урок мы ставили? Достигли ли цели?

Спасибо вам за урок, до свидания.

Объем прямоугольного параллелепипеда

П: рефлексия способов и условий действия;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку математики 4 класс на тему "Объем прямоугольного параллелепипеда"

Презентация составлена по новой теме " Объем прямоугольного параллелепипеда" с использованием формул и обобщением материла...

Конспект урока по математике 2 класс Перспектива "Параллелепипед"

Конспект урока по математике 2 класс Перспектива "Параллелепипед"...

Математика 4 класс "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема".

Сценарий урока математики в 4 классе "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема" по программе "Планета знаний". Урок разработан в свете требований ФГОС НОО. Рассмотрены ...

Конспект урока по математике. Тема: "Масса. Единицы массы: центнер, тонна" (УМК "Школа России", 4 класс).

Цели деятельности учителя: закрепление понятий «центнер», «тонна»; закрепление умения преобразовывать величины.Планируемые результатыПредметные:- знать величины «цен...

Конспект урока по математике. Тема: "Определение общего числа единиц (десятков, сотен) в числе". (УМК "Школа России,3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения определять общее число единиц, десятков, сотен в числе; закрепление умения сравнивать трёхзначные числа.Планируемые результатыПредметные: уметь определят...

Конспект урока по математике. Тема: "виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный" (УМК "Школа России", 3 класс).

Цели деятельности учителя: формирование навыка различать треугольники по видам углов; закрепление вычислительных навыков. Планируемые результаты Предметные: -знать треугольники по видам их углов...