Математика 4 класс "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема".
план-конспект урока по математике (4 класс)

Суховей Жанна Владимировна

Сценарий урока математики в 4 классе "Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема" по программе "Планета знаний". Урок разработан в свете требований ФГОС НОО. Рассмотрены вопросы развития УУД на уроке математики в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika_4_klass.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Математика

Тема урока: Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема.

Класс: 4

Форма проведения урока: Урок исследования.

Методы проведения урока: Эвристический, репродуктивный, практическая работа.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цели урока:

  1. Познакомить с новой для детей величиной – объёмом.
  2. Показать единицы измерения новой величины и их соотношение.
  3. Развивать  пространственное мышление учащихся.
  4. Прививать любовь к математике, как науке, объединяющей арифметику, геометрию, алгебру.

Материалы и оборудование: комплект мерок  в 1 см, 1 см², 1см3 для каждого ученика, комплект единиц измерения объёма – 1 мм³, 1 см3, 1 дм3, 1 м3; наборы  многогранников.

 

Ход урока.

1.Оргмомент.  

- Наш урок математики сегодня будет посвящён геометрическим фигурам и телам. Мы познакомимся с новым математическим понятием. О чем пойдет речь, вы узнаете, если расшифруете это слово.

2.Устный счет

Класс работает с учителем: умножение, деление многозначных чисел оканчивающихся нулём.

88:4=22                                  22·100= 2200                      2200:11-=200      

200·7=1400                            1400:7=200                         200·600=120.000                                

120.000-70.000=50.000        50.000·5=250.000                250.000-190.000=60.000      

60.000:3=20.000                   20.000+2.000=22.000          22.000·30=660.000              

660.000:66=10.000                                          

3.Актуализация знаний.

- Распределите именованные числа в порядке возрастания (работа в тетради)

1дм, 1 мм, 1 метр,1 километр, 1 сантиметр.

1см², 1 километр², 1мм²,1 дм²,1 метр².

- Для чего нужны единицы измерения 1 группы? (измерение дины, расстояния)

- 2  группы? (единицы измерения площади)

- Где в жизни нам это может пригодиться?

- У вас у каждого на парте лежат заготовленные образцы, рассмотрите внимательно, что общего и чем они отличаются? (1 см, 1 см², 1 см³).

http://coolmath.ru/images/stories/lessons/5class/pic84.gif

4. Новая тема.

- Если вы правильно сосчитаете предложенные вам примеры, вы сможете сформулировать тему сегодняшнего урока

Дети делают вычисления, вписывают в клетки буквы, соответствующие значению ответа примера. На доске в  клеточках появляется слово.

 

                               

54 : 6 : 3=                    9 ∙ 3 ∙ 5=                  8 ∙ 3 : 6 =                  

72 : 9 ∙ 2 =                7 ∙ 2 ∙ 4 =

- Обратите внимание на то, как пишется слово ОБЪЕМ.  Какая орфограмма встречается в слове?  

- Какая тема сегодняшнего урока?

- В предложенном ранее заданий вы сделали вывод, что последняя фигура объёмная.

- Скажите,  пожалуйста, а есть ли в классе ещё объёмные фигуры?

- Как вы определяете, какие фигуры объемные, а какие нет?

- В начале нашего урока мы с вами вспомнили  величины измерения длины, площади и выяснили, что есть объемные фигуры.

- Скажите, а объём это величина?

- А можно ли измерить объём?  Если можем, то в чём мы будем измерять объем? И как нам это сделать практически.

5.Цели урока.

- Сегодня на уроке мы узнаем что такое объём и  будем учиться находить объём у прямоугольного  параллелепипеда.

Работа в группах. Каждой группе из предложенного набора  многогранников нужно отобрать:

1 группа – прямоугольные параллелепипеды

2 группа – многогранники

3 группа и 4 группа  -   строят прямоугольные параллелепипеды из предложенного материала (зубочистки,  пластилин)

- Ребята,  верно ли предположение, что куб – это разновидность прямоугольного параллелепипеда?

6. Физминутка.  

7.Изучение нового материала.

- Построите в тетради прямоугольный параллелепипед со сторонами длина 12 см,  высота 5 см, ширина 3см.

- Сколько у прямоугольного параллелепипеда вершин? Рёбер? Граней?                   

- Что можно сказать о противоположных гранях?

- Что можем вычислить, узнав количество граней и рёбер? (Площадь и сумму всех рёбер)

- Помогут ли нам эти данные для вычисления объёма прямоугольного параллелепипеда?

- Предположите, а в каких единицах измеряют объём?

(Запись формулы в тетрадь)

- Почему сантиметры называются кубическими? 

- Примечание. Важно обратить внимание детей, что кубическим сантиметром называют не куб с длиной ребра 1 см, а объём этого куба.

- Чем они отличаются от сантиметров квадратных?

8.Практическая работа с мерками. Работа в парах.

- Сейчас мы попробуем вычислить объем фигуры. У вас на партах есть кубики, это мерки объёма. Дети, предлагаю вам составить прямоугольные параллелепипеды из 3 мерок.  Работаем в парах. Один из вас берёт в работу зеленые мерки (1 дм3), другой составляет фигуру из голубых мерок (1 см3).

(Объем зеленого параллелепипеда 3 мерки, объём голубого параллелепипеда тоже 3 мерки.)

- У вас должны были получиться  фигуры одинаковые по размеру, а получились разные. Может мы ошиблись при подсчете?

Вывод: размер фигур не совпал, потому что мерки были разные. Для измерения объёма разных по величине фигур используются разные мерки.

- А какими мерками объема можно узнать объем воздуха в нашем классе?

- Что для этого нужно знать? (Длина – 8м, ширина – 5м, высота – 3м). Дети самостоятельно высчитывают объём воздуха в классе.

9.Работа по учебнику.

Важно показать детям разные способы чтения единиц объема.  Объем голубой фигуры – 5 сантиметров в кубе, объём зеленой фигуры -  8 кубических сантиметров.  

Можно попросить детей самим подсчитать соотношение между кубическим сантиметром и кубическим дециметром.

10.Итог урока. Рефлексия.

- Прямоугольный  параллелепипед,  у  которого  все  рёбра  равны,  называется:

а)  куб;   в)  прямоугольник;   с)  квадрат.

- У прямоугольного параллелепипеда есть:

 ...ребер;   ...вершин;   ...граней.

- Объем куба и вычисляется по формуле:

а) а·в;   б) с·а;   в) а·в·с

- Что вам особенно запомнилось из урока?

- Как найти объём прямоугольного параллелепипеда?

               

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: "Формула объема прямоугольного параллелепипеда"

Цели урока: углубить и расширить знания детей о применении формул в математике, познакомить с формулами объема прямоугольного параллелепипеда и куба; повторить, в чем заключается отличие плоской фигур...

Презентация к уроку: "Формула объема прямоугольного параллелепипеда"

Цели урока: углубить и расширить знания детей о применении формул в математике, познакомить с формулами объема прямоугольного параллелепипеда и куба; повторить, в чем заключается отличие плоской фигур...

"Формула объема прямоугольного параллелепипеда"

Фрагмент урока математики в 3 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ Тема: Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема

Дата:22.04.19ФИО учителя:Контробаева А.В. ________Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»...

Технологическая карта математики "Объем прямоугольного параллелепипеда" 3 класс (УМК: "Перспектива")

Тема урока «Объем прямоугольного параллелепипеда» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умений находить объем параллелепипедаЗад...