Урок математики "Составные задачи"
план-конспект урока по математике (1 класс)

Кузнецова Галина Александровна

План-конспект урока по теме "Составные задачи". Урок ОНЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_matematika_1_klass_2_3.doc192 КБ

Предварительный просмотр:

Составные задачи.

Основные цели:

1) формировать представление о составной задаче, способе решения составной задачи;

2) актуализировать способы решения простых задач «на целое и части», разностное сравнение.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

Ход урока:

I. Оргмомент.

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

-Мы друг друга понимаем? (да)

-Хорошо считаем? (да)

-Все заданья выполняем? (да)

- На уроке засыпаем? (нет)

-Хорошо нам поработать на уроке. Пожелайте друг другу удачи.

II. Актуализация знаний.

- Началом хороших дел будет для вас математическая разминка.

1.Математический диктант

-Возьмите свои пульты, включите, приготовьтесь работать.

(Дети выполняют математический диктант с использованием смартсистемы, проверка по окончании работы).

- Молодцы.

2.Работа в группах (отгадывание ребусов)

-Ребята, сейчас я предлагаю отгадать математические ребусы.

-У каждой группы есть задания. Возьмите жёлтую карточку и отгадайте, какие числа спрятались в словах.(стриж – 1 группа, пятница – 2 группа, витрина -3 группа,4 группа

    ,пятка -5 группа). Один ученик подходит к каждой группе и записывает какие числа получились у каждой группы, прикрепляет эти числа на доску (3,5,8)

- Ребята, составьте 4 равенства, используя только эти числа.

-Вспомним, как узнать целое, части? (дети подчеркивают целое и части).

(На доске дети по очереди записывают равенства)

-Как вы думаете, где пригодятся нам эти знания? (при решении задач)

III. Мотивация к учебной деятельности:

Цель:

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2) определить содержательные рамки урока: решение задач.

Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске вывешены схемы к изученным видам простых задач (Д-1).

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Схемы к задачам.)

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Решению задач.)

- Верно. Все ли схемы на доске вам знакомы, нет ли среди них новой? (Все схемы нам знакомы.)

Открываю тему урока «Решение задач».

- С чего вы начнете работать? (С повторения необходимых знаний.)


IV. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

  1. Актуализация умения решения простых задач на «целое и части» и на разностное сравнение.

-Ребята, вспомним, что же такое задача. (Наглядная школа, выбор задач)

Делаем вывод: в задаче должно быть условие, в котором 2 числа и должен быть вопрос, связанный с условием.

У каждого учащегося карточки со схемами к изученным видам задач (Р-1).

- Итак, с чего вы начнете повторение? (Мы повторим знакомые нам виды задач.)

- Верно. У вас на партах лежат листочки со схемами. Нам надо решить задачу.

- Что значит решить задачу? (Наглядная школа, соответствие с этапами оформления задачи)

-Необходимо к каждому условию подобрать нужную схему, «одеть» ее, записать решение.

Задача 1. Рита вчера съела 3 яблока, а сегодня – на 2 яблока больше. Сколько яблок Рита съела сегодня?

Проводится поэтапная проверка правильности выполнения задания. Учащиеся показывают выбранную «одетую» схему. Проводиться анализ:

- Какую вы выбрали схему? Почему? (Эта задача на «разностное сравнение», так как в условии говориться на 2 больше.)

- Проверьте, как вы «одели» схему. Кто из вас допустил ошибку? В чем она? Вы ее исправили?

- Кто выполнил верно?  (проверка по презентации)

Учащиеся называют решение этой задачи.

- Каким правилом вы воспользовались? (В данной задаче нужно найти большое число.Чтобы его узнать нужно к меньшему прибавить разность.)

На доске открывается эталон Д-2.

- Назовите ответ. (Сегодня Рита съела 5 яблок.)

- Кто допустил ошибку. В чем ее причина? Исправьте ее.

Физкультминутка для глаз «Точка». На окно прикрепляется зелёная точка. Учитель предлагает детям посмотреть то на неё, то вдаль. Затем просит глазами дорисовать лепестки, чтобы точка превратилась в цветок.

2) Пробное действие.

Возьмите карточку синего цвета

Задача 2. Рита съела 3 яблока, а сегодня – на 2 яблока больше. Сколько яблок Рита съела за 2 дня?

- Прочитайте задачу.

Учащиеся читают задачу про себя, один ученик вслух.

- Что нового в этой задаче?

- Попробуйте заполнить схему и решить эту задачу.

Учащиеся выполняют пробное действие.

- Итак, у кого нет ответа?

3. Выявление места и  причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Что же нужно делать? (Нужно подумать.)

- Чем эта задача отличалась от известных вам видов? (Эта задача объединяет в себе сразу две задачи – задачу на «целое и части» и на разностное сравнение.)

- В чем возникло затруднение? (В выборе схемы, в ходе решения не получается одно действие.)

- Почему же возникло затруднение? (У нас нет способа решения таких задач.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 4:

- Какова цель вашей дальнейшей деятельности? (Открыть способ решения таких задач.)

- Вы, верно, отметили, что эта задача состоит из двух задач. Подумайте, как вы можете назвать такие задачи?

-Такие задачи называются составными задачами.

- Как же вы будете действовать? С чего начинается решение задачи? (С заполнения схемы.)

- У вас есть схема, которую надо заполнить? (Нет, такой схемы нет, её надо составить новую схему.)

- Какую схему возьмете за основу? (Схему к задаче на разностное сравнение.)

- Что после этого? (Дополним эту схему новыми значками и постараемся определить ход решения.) Презентация (решение составных задач)

5. Реализация построенного проекта.

Организация учебного процесса на этапе 5:

- Какой первый шаг? (Построить новую схему, используя схему к задаче на разностное сравнение.)

- Я предлагаю поработать вам в группах. Вспомним правила работы в группах.

Каждая группа получает карточку (Р-3), на которой изображена схема. Учащиеся заполняют схему данными из задачи и вносят на схему новые обозначения.

Группы представляют свои проекты. На них должна быть готовая заполненная схема.

В случае затруднения у групп, организую подводящий диалог:

- Что вы можете уже отметить на схеме? (Количество яблок, которые съела Рита вчера, и разницу, насколько больше съела сегодня.)

- Запишите эти данные.

- Все ли вам известно? Что надо поставить на схеме? (Мы должны поставить знак вопроса над количеством съеденных яблок сегодня, так как мы это количество не знаем.)

- Что еще необходимо занести на схему? (Вопрос «Сколько всего съела Рита яблок за два дня?)

- В математике уже принят знак, который показывает объединение. Это «фигурная скобка».

- Нарисуйте его на своих схемах.

- Все ли данные вы нанесли на схему? (Да.)

- Сколько вы видите знаков вопроса? (Два.)

- Какой же главный? (Вопрос из задачи.)

- Обозначьте его, обведите зелёной ручкой.

- Какой следующий шаг? (Мы должны определить ход решения.)

- Можем ли вы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет, мы не знаем, сколько яблок съела Рита сегодня.)

- Можем ли вы это узнать? (Да, по правилу нахождения большего числа.)

- Итак, что вы должны узнать в первом действии? (Мы узнаем количество яблок, съеденных Ритой сегодня.)

- Что узнаете во втором действии? (Все количество яблок за два дня.)

- Запишите решение.

Один из учащихся у доски записывает решение задачи по действиям с наименованием и пояснением.

- Сколько у вас знаков вопроса в схеме? (Два.)

- Сколько действий? (Два.)

- Итак, удалось ли вам справиться с затруднением? (Да.)

- Такие задачи в математики называют «составными», как вы думаете, почему? (В этих задачах два действия.)

- Сформулируйте план решения такой задачи. Что необходимо сначала узнать? (Сначала нужно узнать неизвестную часть.)

- А потом? (Найти целое, ответить на вопрос задачи.)

-Откройте учебник на стр.20, прочитайте ещё раз информацию о задачах и алгоритм решения составной задачи.

Фиксирую поэтапно план решения составной задачи на доске (Д-5).

Физкультминутка.(Звучит музыка, дети ходят по классу. Музыка останавливается и учитель задаёт вопросы: 1.На столе лежат 2 яблока. Его разделили на 4 части. Сколько яблок на столе? (2)

2.У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)

3.На горке катались 6 ребят. Двое ушли обедать, но после обеда вернулись на горку. Сколько ребят стало на горке?

4.На подоконнике лежало 8 зелёных помидоров. Через 3 дня они позеленели. Сколько зелёных помидоров осталось?

5.По двору ходят куры. У всех кур Петя насчитал 6 лап. Сколько кур?

6. Первичное закрепление во внешней речи.

Организация учебного процесса на этапе 6:

- Что теперь вам надо сделать? (Потренироваться в решении данного вида задач.)

- Откройте в учебнике  2 на стр. 20. Прочитайте задачу.

На доске открываю заранее заготовленную схему к задаче (Д-6).Один ученик решает задачу с комментированием у доски. Остальные дети записывают в тетрадь.

В итоге у детей в тетрадях образец оформления составной задачи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Организация учебного процесса на этапе 7:

- Теперь проверьте себя, как вы научились решать составные задачи.

- Откройте рабочую тетрадь на стр.12 и выполните №3

- Решите задачу, заполнив схему.

Учащиеся самостоятельно решают задачу в р/т.

Проверка проводиться по эталону для самопроверки (презентация)

- Проверьте свои работы по эталону для самопроверки зеленой ручкой. Поставьте «?», если есть ошибки, и «+», если ошибок нет.

- У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

- Вы молодцы, что нашли у себя ошибки и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще решать составные задачи, тренировать вычислительный навык.)

- У кого нет ошибок, сделайте вывод. (Мы умеем решать составные задачи.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

Организация учебного процесса на этапе 8:

- Какие ошибки вы можете допускать при решении задач? (Вычислительные.)

- Верно. Чтобы исключать эти ошибки, нужно тренироваться в решении примеров.

 5, стр. 21.

Работа по документкамере.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организация учебного процесса на этапе 9(составление кластера):

- Какова была цель сегодняшнего урока? (Построить способ решения составной задачи.)

- Достигли ли цели? Докажите.

- Удалось ли вам участвовать в «открытии» нового способа. В какой степени и почему?

-О каких видах задач мы сегодня говорили? Составим кластер.

(таблички: задача, простая, составная, 1 действие, 2 действия и более)

- Над чем еще надо поработать?

- Где вы можете поработать над трудностями? (При выполнении домашнего задания.)

-Ребята, у вас на партах лежат розовые листочки, на которых записаны высказывания великих математиков. Выберите то, которое больше всего подходит к нашему уроку.

  • Величие человека - в его способностях мыслить.
  • Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому.

-Теперь оцените работу в группе. У каждой группы лежат смайлики, оцените работу каждого члена группы. Выберите, тот смайлик, который, как вы думаете, соответствует работе вашего партнера по правому плечу и наклейте ему на ладошку.

-В конце урока, я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе силы работать ещё лучше - поаплодируйте себе.

-Спасибо за урок. Вы молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

открытый урок по математике 3 класс Тема урока: «Решение задач и примеров на закрепление»

Класс: 3Учитель: Узденова М.М.Тема урока: «Решение задач и примеров на  закрепление»Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийПедагогические технологии:игровыеинформационныездоровьес...

Конспект урока по математике для 4 класса по программе "Школа России". Тема урока "Решение задач на движение. Повторение."

Данный урок является обучающим, развивающим, воспитывающим. Структура урока, содержание, применение различных методов и приёмов, форм работы смена одного вида деятельности другим отвечают поставленной...

Презентация урока математики 2 класс. УМК "Гармония".Тема урока: "Решение задач.Сложение двузначных чисел".

Презентация урока по ФГОС с использованием здоровьесберегающих технологий....

Урок математики во 2 классе. Тема урока: «Решение задач и упражнений различного типа на сложение и вычитание в пределах 100»

Урок-путешествие.Тип урока: интегрированныйФорма работы: коллективная, индивидуальная.Оборудование: схемы, наглядные пособия, карточки для индивидуальной работы, карточки для самостоятельной работы, и...

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)

Конспект урока математики "Задача. Структура задачи" (1 класс)...

Урок математике в 1-2 класс-комплекте (малокомплектной школы).тема урока: Решение задач. Урок рефлексии

Конспект урока в 1-2 класс -комплекте . Урок рефлексии по математике. Тема: "Решение задач". Презентация к уроку....