Методическая разработка по математике "Число 0. Цифра 0".
методическая разработка по математике (1 класс)

Птицына Валентина Ивановна

Материал урока актуализирует личностный смысл учащихся к изучению темы. Содействует формированию представлений о числе ноль, как отсутствие объектов  пересчёта, знакомит с соответствующей цифрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._matematika.docx71.84 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое УЗ по математике в 1 классе

Учитель: Птицына В.И.

Тема урока: Число 0. Цифра 0.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.

Задачи: образовательные: создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и способствовать формированию  умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;

развивающие: содействовать развитию  наблюдательности, внимания, зрительной  и слуховой  памяти, математической  речи, мыслительных операций у учащихся;

 воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.

метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;

предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.

Коммуникативные УУД: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа в паре); задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;

Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).

Познавательные УУД: строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.

Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.

Межпредметные связи: окружающий мир.

Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.

Оборудование:  проектор, экран, ноутбук, счётный материал.

Ход урока

I.Организационный момент.  

  Итак, друзья! Внимание! Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее – начнём скорей урок.

– Посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Они хотят посмотреть, чему вы научились за 1 четверть. Так давайте покажем, что мы уже умеем.

II. Устный счёт. (5 мин.)

1. Работа с числовым рядом 

Карточки развешены по классу

- Сколько солнышек на небе? (1)

- Сколько глаз у совы? (2)

- Сколько огней у светофора? (3)

- Сколько времен года? (4)

- Сколько пальцев у перчатки? (5)

- Сколько лапок у насекомых? (6)

- Сколько цветов у радуги? (7)

- Какого числа отмечают международный женский день? (8)

- Эта цифра непростая: не то головастик, не то запятая (9)

- Что это? (натуральный ряд чисел) В каком порядке стоят числа? (в прямом). Назовите их.

- Назовите эти числа в обратном порядке.

- Посмотрите внимательно на парту. Где вы ещё видите натуральный ряд чисел? (на линейке)

2. Индивидуальная работа у доски (2 человека).  Составить записи к рисункам.

- Проверим ребят, работавших у доски.

3. Работа с составом чисел (работа в парах).

- Чтобы работать было веселее и интереснее, нужно работать вместе. Предлагаю поработать в парах. Вспомним правила работы в парах.

  • Работать должны оба.
  • Один говорит, другой слушает.
  • Свое несогласие высказывай вежливо.
  • Если не понял, переспроси.

- Заселите домики.

- Попросим гостей объективно проверить вашу работу.

Физминутка

Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мишки
Дружно сели все за книжки.

III.  Создание проблемной ситуации.

Ответьте, сколько яблок у меня в пакете? (3) Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)

- Сколько точек на кости домино? ( пусто-пусто)

- Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?

- У вас на парте лежат карточки. Раскрасьте лишь те корзинки, в которых ничего нет.

Взаимопроверка (с соседом по парте)

- А что мы можем написать на тех корзинках, к которых ничего нет?

IV. Определение темы урока.

- Определите тему урока. А задачи урока?

 V. Открытие новых знаний

а) Введение числа и цифры 0.

1) Работа по учебнику. с. 70 учебника.  

- Сколько ягод на первой тарелке? А на второй?

- Как это записать с помощью цифры?

- Сколько смородинок  на первой веточке?

- Сколько смородинок  съели?

- Какое равенство можно записать?

- Сколько было листиков на ветке? Что изменилось?

- Посмотрите, где стоит цифра 0 в числовом ряду.

Гимнастика для глаз.

 Письмо 0 в тетради.

- Давайте потренируемся в написании цифры 0. (Дети прописывают строчку в тетради.)

- А чем отличаются печатный и письменный нули? (Письменный 0 надо писать с наклоном.)

-Начинаем писать цифру чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведём вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведём вверх к началу овала.

Сравнение цифры 0 с окружающими нас предметами.

- На что похожа цифра 0?

 Памятник «нулю».

-Во многих странах мира особый знак в центре столицы, символизирующий начальную точку отсчёта дорожных расстояний – это нулевой километр.

– А в городе Будапеште (Венгрия ) есть даже памятник числу ноль и выглядит он вот так.

   - Назовите в нашем классе предметы, количество которых ноль. 

- Назовите  числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)

- А если ноль поставим слева от числа, то получим странные числа.

- Игра «Подумай, где ты встречал 0, в какой службе работает число ноль?»

 (01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

- Составьте по рисунку (у. с. 71 вверху) рассказ и  сделайте запись.

- Посмотрите на записанное выражения, что вы заметили?

 ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.

- Приведите свои примеры таких числовых выражений.

VI. Первичное закрепление изученного

Предлагаю вам задания на выбор.

Жёлтый конверт – неравенства.

Красный конверт – используя рисунки, записать выражения.

Зелёный конверт – соотнести картинку с нужным числом.

        (Дети выбирают  задания и выполняют их)

- Теперь подведем итог. (звонок в колокольчик)

- Встаньте те дети, у которых попался пример с ответом «ноль».

- Прочитайте пример.

VII. Итог занятия

- Что нового узнали?

- Что мы должны для себя запомнить? (если вычитаем одинаковые числа, то в ответе всегда  будет «ноль».

- Что показалось наиболее интересным?

- Как бы вы оценили свою работу?

Похожее изображение

Похожее изображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики по теме "Число и цифра 7"

В этой работе даны рекомендации по проведению урока математики в 1 классе по теме "Число и цифра 7"Урок разработан на основе деятельностного подхода в рамках требований ФГОС....

Методическая разработка урока математики в 1-ом классе «Числа 1,2,3,4,5. Цифра 5» (ФГОС)

Цель урока: Познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5.Задачи:Образовательные:1.Познакомить с составом числа 5, научить детей писать цифру 5.2.Повторить сос...

Методическая разработка урока математики в 1 классе "Число и цифра 7"

В уроке используются современные подходы, соответствие ФГОСам второго поколения. а главное - приемы обучения в вальдорфской школе: ритмическая часть в начале урока, художественные образы числа 7, рисо...

Методическая разработка урока "Число и цифра 9" (математика 1 класс).

В разработке представлены основные этапы урока. Цель урока  познакомиться с составом числа 9; научить писать цифру 9.- Научиться воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, т...

Методическая разработка урока математики по программе "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9".

Методическая разработка включает план-конспект урока математики в 1 классе по ОС "Школа 2100" по теме "Число 9, цифра 9" с использованием программы SMATRT Notebook....

Методическая разработка урока математики: "Число и цифра 4".

Методическая  разработка урока математики: "Число и цифра 4".  (с презентацией)....

Методическая разработка урока "Космос в цифрах"

Материал представлен в виде методической разработки урока математики (1 класс), приуроченного ко Дню космонавтики....